Санитарное просвещение детей школьного возраста.




Стоматологическое просвещение и санитарно-гигиеническое воспитание школьников осуществляется в виде специального занятия (урока). Детям рассказывают об основных причинах возникновения кариеса, заболеваний пародонта, ЗЧА, методах предупреждения этих заболеваний. Во все просветительские программы включают материал по воспитанию здорового образа жизни и предупреждению формирования у детей вредных привычек: курения, приема алкоголя и наркотиков.

Для определения исходного уровня и динамики знаний о гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний необходимо проводить анкетирование родителей и детей, участвующих в Программе. На основании полученных данных можно судить об уровне знаний детей и их родителей и планировать санитарно-просветительскую работу с участниками программы.

Санитарное просвещение детей рекомендуется проводить в 3 этапа:

1 этап — информационное занятие;

2 этап — обучение индивидуальной гигиене;

3 этап — контрольное занятие.

Каждое занятие длится в течение 30-45 мин. Все занятия проводятся с учетом психологических особенностей разных возрастных групп. В школьном возрасте преобладающее значение приобретают учебные мотивы. Основные формы работы с младшими школьниками (1-4 классы):

урок, так как на первый план в данном возрасте выходит учебный мотив, — мотив получения знаний;

проведение соревнований, командных игр, викторин, конкурсов, повышающих мотивацию детей к стоматологической профилактике и лечению.

Учитывая наглядный характер мышления детей 6-10 лет, информационный блок сопровождается демонстрацией плакатов, макетов, презентаций.

Первым шагом в проведении стоматологического просвещения считается знакомство. Зачастую дети встречают «людей в белых халатах» настороженно и удивленно. Основная задача на этом этапе — пробудить интерес у слушателей, для чего используются плюшевые зубы, яркие плакаты, загадки о зубах и «кариозных монстрах». Детям рассказывают о строении и видах зубов, что такое кариес, зачем ходить к стоматологу, что надо делать для того, чтобы зубы были крепкими и здоровыми и т.п. Проводят обучение гигиене полости рта с использованием моделей, плакатов, с последующей контролируемой чисткой зубов. Все дети должны быть обеспечены зубными щетками и пастами соответственно возрасту.

Главной целью второго этапа считается закрепление приобретенного опыта у детей. Для этого проводится повторное анкетирование детей, определение гигиенического индекса. Повторно проводится урок гигиены с индивидуальной контролируемой чисткой зубов, который на этот раз включает элемент контроля, желательно в игровой форме, в виде конкурсов. Для домашнего задания предлагается нарисовать рисунки на тему «Зубная щетка моей мечты», «Самая модная улыбка», «Нападение вредных микробов на зубы».

Третий этап проводится через 6 мес. Снова определяется гигиенический индекс, проводится анкетирование детей, контролируемая чистка зубов. Уроки гигиены проводятся для контроля усвоенных знаний, в виде викторины с интересными вопросами на тему профилактики стоматологических заболеваний, составленными совместно с психолого-педагогическим коллективом.

Для школьников 5-9 классов сохраняется основная схема проведения санитарного просвещения, гигиенического воспитания и обучения, однако инструментом работы становится интерактивные способы взаимодействия — диалоги, конкурсы, викторины. Проведение конкурсов особенно важно, так как подростки ориентированы воспринимать мнение своих сверстников как авторитетное, и элементы конкурса способствуют лучшему восприятию информации. Школьников обучают основным приемам ухода за полостью рта (чистка зубов, использование флосс и др.); дают рекомендации по подбору средств гигиены, питанию, применению фторидов, знакомят с достижениями современной стоматологии. Занятия проводятся с применением муляжей, наглядных пособий.

В работе со школьниками 10-11 классов используют преимущественно научные данные, направляют санитарно-гигиеническое воспитание не только на сохранение здоровья учеников, но и на просвещение молодежи как будущих родителей.

II. Практическая часть.

1. Анкетирование (разработка анкеты)

Анкетирование используется с целью получения медицинской информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт врача с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Виды анкетирования

1.По числу респондентов

-Индивидуальное анкетирование -опрашивается один респондент;

-Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;

-Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

-Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

2.По полноте охвата

Сплошное — опрос всех представителей выборки;

Выборочное — опрос части представителей выборки.

3.По типу контактов с респондентом

-Очное- проводится в присутствии исследователя-анкетёра;

-Заочное — анкетёр отсутствует:

-Рассылка анкет по почте;

-Публикация анкет в прессе;

-Публикация анкет в Интернете;

-Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Разработка анкеты

После определения объема выборки или параллельно с решением этой задачи необходимо разработать анкету. Анкета — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов. Она значительно сложнее его. Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др. Анкета обычно состоит из трех блоков:

1) введения, или преамбулы;

2) основной части, состоящей из перечня вопросов;

3) заключительной части.

Во введении кратко излагаются цели проводимого исследования. Указываем, что ответы респондентов будут использоваться в их же интересах, т.е. время, потраченное ими на заполнение анкеты, не будет напрасным. Если вопросы касаются каких-либо деликатных обстоятельств, во введении следует обратить особое внимание на анонимность анкетирования, которую необходимо обеспечить. Во введении также нужно поместить ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату исследователю, а также благодарность респонденту за ее заполнение. Если в анкете применяются сложные вопросы, то пояснения по ответам на них в дополнение к инструкции следует помещать в том месте анкеты, где размещены эти вопросы.

Основная часть анкеты: разработка вопросов

Основная часть анкеты представляет собой совокупность содержательно упорядоченных вопросов. При ее разработке надо уделить особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования.

Все вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые. Открытые вопросы предполагают свободный, вольный ответ респондента с использованием тех слов, которые он сочтет наиболее убедительными. Он сам формулирует фразы в ответе, пытаясь выразить то, что чувствует. Закрытые же вопросы в отличие от открытых предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда возможных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа. По таким вопросам при обработке можно строить аналитические таблицы, графики, диаграммы.

Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на разновидности в зависимости от того, каким образом представлены в них варианты предлагаемых ответов. Упорядоченную тем или иным способом совокупность ответов к вопросу иногда называют шкалой, хотя это и не всегда корректно. Шкалой по большому счету она будет являться только в том случае, если в ее структуру заложен тот или иной способ (механизм) измерения. Если же такого механизма нет, то шкалой подобную совокупность ответов можно назвать лишь условно. Тем не менее форма и содержание этих шкал — реальных и условных — и лежат в основе выделения разновидностей закрытых вопросов. Так, в частности, выделяют следующие виды:

• дихотомическая шкала (дихотомический вопрос);

• шкала ответов с ограниченным числом альтернатив;

• семантический дифференциал;

• шкала Лайкерта.

Дихотомический вопрос предполагает наличие только двух вариантов ответа типа да или нет.

Вопрос с ограниченным числом альтернатив представляет собой более или менее пространный перечень вариантов решения проблемы покупателя, из которых надо выбрать один. Такой вопрос разумно помещать после дихотомического с целью уточнения некоторых обстоятельств или более глубокого познания изучаемого явления.

Размещение вопросов в анкете

Обстоятельством, которое непременно следует учитывать при построении анкеты, является определение последовательности размещения вопросов в ней. С чего начать основную часть анкеты, как расположить в ней главные вопросы, какими вопросами закончить основную часть — все это очень важные аспекты.

Начинать любую анкету следует с простых, но интересных для респондентов вопросов. Если вопрос будет сложным для понимания, вынуждающим респондента надолго задумываться, он, скорее всего, не будет отвечать ни на этот вопрос, ни на последующие. Таким образом, возврат анкет будет далеко не полным и, возможно, недостаточным для взвешенных, обоснованных выводов. Очень важно в самом начале анкеты формой вопросов, их содержанием подчеркнуть, что исследователей интересует мнение респондентов и они ценят его. Многим людям нравится осознавать, что их мнением кто-то интересуется. Для вовлечения респондентов в продуктивный диалог посредством таких приемов наиболее подходят открытые вопросы. При ответе на них опрашиваемые могут откровенно высказать свои суждения по поводу предмета исследования, предоставив исследователям весьма ценные и разнообразные сведения, на основе которых могут появиться идеи совершенствования товара, и продолжат работу над анкетой, отвечая на другие вопросы.

В дальнейшем, после выяснения мнения респондентов, рекомендуется в анкете сначала помещать вопросы, затрагивающие какие-либо широкие (глобальные) темы, а затем менее узкие. Такой подход называется воронкообразным.

Часто в анкете следует применять так называемые разветвленные вопросы. Их смысл заключается в том, что, допустим, при положительном ответе на довольно широкий вопрос, снабженный дихотомической шкалой ответов (да, нет), респонденту предлагается перейти к ответу на следующий вопрос, при отрицательном же ответе—на другой вопрос, расположенный несколько ниже. Такой подход к расположению вопросов в анкете делает ее более рациональной, ибо может потребоваться меньшее число альтернатив для отдельных вопросов, но при сохранении возможностей получения ответов от тех респондентов, которые могут предоставить необходимые сведения (которым есть что сказать). При проектировании разветвленных вопросов следует точно указывать, к какому вопросу после соответствующего ответа на начальный вопрос должен переходить респондент. В противном случае ошибки неизбежны.

При составлении анкет всю собираемую информацию полезно подразделять на две группы: основную и классификационную. К основной относятся все те сведения, которые определяют существо исследования, например, сведения о намерениях и предпочтениях опрашиваемых. К классификационной же информации относятся все те сведения, которые так или иначе позволяют подразделить респондентов на группы, подгруппы, виды и разновидности (т.е. сделать их классификацию). К вопросам, позволяющим собрать классификационную информацию, относятся те, которые направлены на выявление пола, социального положения, уровня доходов и т.п. Как правило, классификационная информация носит личный характер. Иногда вопросы, направленные на выяснение каких-то личных обстоятельств, могут обидеть респондента, он не захочет на них отвечать. Если такие вопросы будут размещены в начале анкеты, вся анкета может оказаться незаполненной и возврат анкет будет неполным. А поскольку цель любого анкетирования заключается в получении основной информации, вопросы, посвященные ее получению, должны располагаться в начале и в середине. Вопросы же, направленные на получение классификационной информации, необходимо размещать в конце анкеты. Соблюдение этических норм и правил формулирования вопросов и их размещение в анкете сделает маркетинговое исследование более результативным и эффективным.

Содержание и структура заключительной части анкеты

В реквизитной (заключительной) части анкеты размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, уровень доходов или принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. Иногда в этой части, если речь идет об анкетировании частных лиц, есть смысл попросить указать имя респондента, телефон, адрес. Но при этом всегда следует сделать оговорку на необязательность заполнения этих реквизитов. Если объектом изучения являются предприятия (организации), в этой части анкеты можно попросить указать наименование организации, ее размер, местоположение, вид деятельности, имя и положение в организации лица, заполнявшего анкету. В самом конце анкеты следует указать дату проведения анкетирования, время и место.

Для получения информации о гигиенических навыках было проведено анкетирование среди взрослых и детей в возрасте 7-9 лет. Анкеты были предложены детям и их родителям во время посещения врача-гигиениста. Затем было проведено обучение необходимым гигиеническим навыкам. Для контроля усвоения навыков при последующем посещении было проведено повторное анкетирование.

В анкетировании приняло участие 30 человек, из них 14 взрослых и 16 детей.

Респондентам были предложены следующие вопросы:

1. Как часто Вы чистите зубы?

а. 1 раз в день

б. 2 раза в день

в. иногда

г. не чищу

2. При чистке Вы используете зубную щетку и...

а. зубную пасту

б. зубной порошок

в. воду

3. Когда Вы чистите зубы?

а. утром

б. вечером

в. утром и вечером

4. Используете ли Вы...

а. флоссы (зубную нить)

б. ополаскиватели для полости рта

в. зубочистки

г. ершики для чистки межзубных промежутков.

5. Используете ли Вы жевательную резинку

а. после еды

б. когда захочется.

6. Полоскаете ли Вы полость рта после приема пищи?

а. да

б. нет

7. Как часто Вы обращаетесь к стоматологу?

а. 1 раз в год

б. 2 раза в год

в. только когда появляется боль

8. Испытываете ли Вы страх перед посещением стоматолога?

а. да

б. нет

в. нет, но мне неприятны процедуры

9. Какую зубную пасту Вы используете?

а. подобранную специалистом

б. широко рекламируемую

в. первую попавшуюся

10. Как часто Вы меняете зубную щетку?

а. раз в 3 месяца

б. раз в 6 месяцев

в. раз в год

Определение исходного уровня знаний путём анкетирования показало низкий уровень стоматологической просвещённости взрослых и детей (диаграмма1). Согласно полученным данным, у посетителей не сформированы правильные гигиенические навыки и отсутствуют элементарные знания в вопросах ухода за полостью рта. Правильный ответ на вопрос о количестве необходимых визитов к дали только 16% опрошенных. Большинство считает, что достаточно посещать стоматолога при появлении жалоб. Чистят зубы два раза в день только 20% респондентов, большинство же чистят зубы либо 1 раз, либо не регулярно, что говорит о отсутствии необходимых знаний о гигиене и профилактике и у детей, и у их родителей. Большинство не обращает внимания на средства гигиены полости рта и используют те, которые широко рекламируются в СМИ. Лишь единицы обращаются за консультацией к специалисту. Большинство респондентов не знают, как часто необходимо менять зубную щётку, какими дополнительными предметами и средствами гигиены можно пользоваться.

Так же заметна тенденция что дети боятся посещать стоматологический кабинет.

Вторичный опрос показал, что после консультации врача-гигиениста уровень знаний возрастает (диаграмма2), из чего следует, что первичный недостаток знаний связан со слабой профилактической и разъяснительной работой зубных врачей и стоматологов.

Диаграмма1. Результат первичного опроса

Диаграмма2. Результат вторичного опроса

 

2. Буклеты (подготовка буклета)

В просветительской деятельности важную роль играют различные наглядные материалы: плакаты, буклеты, макеты, стенды и др.

В рамках данной работы было разработано два буклета- «Средства гигиены полости рта» и «Крепкие зубы малыша»

В буклете «Средства гигиены полости рта» основной акцент сделан на то, что в настоящее время большинство родителей, да и сами дети с полной ответственностью относятся к здоровью зубов. К сожалению, пока далеко не все родители должным образом оценивают значение молочных зубов, объясняя это тем, что они все равно сменятся. Однако, только здоровые молочные зубы способствуют качественному пережевыванию пищи, что является решающим для формирования растущего организма. Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Часто родители не знают, что имеются специальные средства гигиены для маленьких детей, в частности, силиконовые щетки, которые удобно надеваются на палец мамы и отлично чистят молочные зубы. Многие не знают, что зубные щетки подразделяются по степени жесткости щетины и что неправильный выбор может привести к травмированию десен. В буклете рассказано и о правильном уходе за зубной щеткой.

Так же рассказано и о таких важных средствах гигиены, как флоссы и зубные ершики. Практика показывает, что если о флоссах население имеет представление, то о ершиках многие впервые слышат.

Становится видна особая роль гигиениста в подборе и обучении правильному использованию средств гигиены.

Известно, что правильно подобранные зубная щетка и паста не обеспечивают должного результата без правильной техники чистки. Для формирования устойчивого правильного навыка в конце буклета приведена стандартная методика чистки, обеспечивающая оптимальный результат.

Второй буклет, «Крепкие зубы малыша», рассказывает о том, как правильно подготовить ребенка к походу в стоматологический кабинет, когда это лучше сделать, как побороть страх ребенка перед врачом.

Стоит донести до родителей, что необходимо первый визит совершить до того, как ребенку исполнится один год. Важно, что бы первый поход к врачу не был связан с заболеванием зубов.

При походе к врачу следует учитывать детскую психологию. Необходимо объяснить ребенку в игровой форме важность данного мероприятия. В некоторых случаях ребенку необходимо поощрение.

В заключительной части буклета даны полезные советы для родителей по подготовке ребенка к походу к врачу, следуя которым можно сделать посещение максимально комфортным и для ребенка, и для родителей.

Заключение

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения России достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стоматологов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специалисты по обучению.

Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицинских работников детских учреждений. После этого следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как со взрослыми.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: