Типы ВНД и I и II сигнальные системы




И.П. Павлов, учитывая соотношение первой и второй сигнальных систем выделил три типа ВНД у человека:

1. художественный тип (преимущественно писатели, худож­ники, музыканты) характеризуется цельным восприяти­ем действительности - - преобладание первой сигнальной системы над второй

2. мыслительный тип (преимущественно философы, ма­тематики) действительности - преобла­дание второй сигнальной системы над первой

3. средний тип (промежуточный) характеризуется опреде­ленными свойствами мыслительного и художественного типов

 

Это деление в некоторой степени связано с различной ролью правого и левого полушарий в процессах мышления. Левое полушарие является базовым для словесно-логического (абстрактного) мышления, лучше восприни­маются сигналы второй сигнальной системы, инфор­мация оценивается последовательно, аналитически. У правого полушария преобладает образное (конкретно-предметное) мышление, лучше воспринимаются сигналы первой сигнальной системы, лучше воспри­нимаются пространственные признаки предметов.

 

Первая сигнальная система — это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредс­твенного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности. Сигналами первой сигнальной системы явля­ются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства ). Например, запах может сигнализиро­вать о местонахождении пищи, неприятных и вредных для орга­низма веществах, раскаленное железо — безусловный раздражи­тель, а его свет может сигнализировать об опасности, если ранее был контакт, поскольку в ЦНС остался след от этого контакта в виде энграмм (следов) памяти. Первичный контакт вызывает ощущения, сигналящие организму о свойствах раздражителя. Однако первая сигнальная система человека существенно отличается от таковой у животных, поскольку несет в себе от­печаток культурно-исторических влияний. Для человека каждый предмет, каждое явление имеет понятийное определение, при этом не имеет значения, что звучит оно по-разному на разных языках.

Вторая сигнальная система — это головной мозг человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формиро­вание обобщенного представления об окружающей действитель­ности. Ее сигналами являются элементы языка человека. Язык человека — это средство общения людей друг с другом, основной формой которого являются устная и письменная речь, а также формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Речь — главная форма языка человека, обеспечивающая общение людей друг с другом с помощью сигналов в виде слов и являющаяся элемен­том мышления.

Вторая сигнальная система человека позволяет переда­вать опыт, знания предков их потомкам, что качественно отли­чает человека от животных, позволяя накапливать знания об ок­ружающей среде и безмерно повышая власть человека над ней.

Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно вза­имодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой сигнальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексы, их торможение

Рефлекс — реакция организма, осуществляемая нервной системой в ответ на систематическое воздействие внутренних или внешних раз­дражителей на рецепторы.

Внешние воздействия вызывают возбуждение в органах чувств — это приводит к возбуждению или торможению нейронов головного мозга, на основе чего возникают психологические эффекты (ощуще­ния, представления, чувства) — возбуждение нейронов реализуется в движениях человека (мимика, речь, жестикуляция), что выражается его поведением — все эти явления взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы — наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма.

Безусловные раздражители — раздражители, вызывающие безу­словный рефлекс. Бывают:

■ пищевые (например: сокоотделение в ответ на раздражение слизис­той рта, глотание, сосание новорожденных);

■ половые — рефлексы, связанные с воспроизводством потомства;

■ оборонительные (например: отдергивание руки от пламени, ка­шель, чихание, мигание);

■ ориентировочные рефлексы обеспечивают восприятие незнакомого раздражителя (при этом человек прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза).

Ориентировочные рефлексы — Павлов назвал рефлексом «Что та­кое?»: любой раздражитель, если.он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот головы в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение. При повторном раз­дражителе, если он не становится сигналом к определенной деятельное-

 

ти, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она даст на него ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет, а если подкрепить звонок едой, то в коре больших полушарий возникнет 2 очага возбуждения — один в слухо­вой зоне, другой в пищевом центре (запах, вкус). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникает временная связь.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.

Значение: благодаря им сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размно­жение.

Условные рефлексы

Условные рефлексы — рефлексы, которые легко приобретаются и теряются организмом в течение жизни и образуются в результате сочетания с условным раздражителем.

Условия образования условных рефлексов

1) Действие безразличного раздражителя (условного), не связан­ного с безусловным рефлексом. (Например: собаке перед кормлением включали лампу.)

2) Применяемый раздражитель должен не только предшествовать, но и действовать еще некоторое время после того, как началось дейст­вие безусловного раздражителя (после нескольких таких сочетаний вспышка света приводила к слюноотделению, даже если пищи в кор­мушке не было).

3) Безразличный раздражитель становится условным раздражите­лем, то есть сигналом, запускающим условный рефлекс.

Если условный раздражитель не будет подкрепляться безусловным, то он перестанет вызывать реакцию.

Условным раздражителем может стать и определенный промежу­ток времени. Если животное регулярно (каждые 10 мин) подкармли­вать, то образуется условный рефлекс, и через каждые 10 мин будет наступать слюноотделение и пищевая двигательная реакция: животное начинает облизываться, совершает глотательные движения, выделя­ется слюна.

 

У младшего школьника рефлекс на время выражается в ослаблении внимания перед концом урока (за 1-2 мин до звонка). Это результат не только утомления, но и ритмической работы коры больших полушарий головного мозга в период учебных занятий.

Торможение рефлексов

Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного рефлекса.

Торможение — активный нервный процесс, результатом которого является ослабление или подавление процесса возбуждения.

Различные раздражители вызывают торможение одних рефлексов и возбуждение или образование других. Образование новых рефлексов и их торможение ведет к гибкому приспособлению организма к конк­ретным условиям существования.

■ ’ ■ г

Виды торможения

1. Безусловное (внешнее) торможение

Это когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Например, если у собаки условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее вырабо­танный рефлекс слюноотделения. В основе — явление отрицательной индукции.

1.1. Запредельное торможение (охранительное — т. к. охраняет нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или дли­тельности, которые могли бы нарушить их деятельность).

Наступает:

■ при действии очень сильного одноразового раздражителя;

■ при длительном действии слабого раздражителя.

Так, например, громкий окрик может затормозить движение или многократное повторение одного действия может привести к тому, что в какой-то момент человек не сможет его выполнить. В школе для ученика это может быть монотонный рассказ учителя. У новорожденного — если раздастся резкий звук, ребенок перестанет сосать грудь.

 

 

1.2. Индукционное торможение («встреча двух возбуждений»).

Наступает:

■ при одновременном действии двух раздражителей.

Так, например, при входе кого-то в учебную аудиторию во время выполнения задания учащиеся смотрят на дверь; если во время чис­тописания раздастся звук автомобильной сирены с улицы, то у детей уменьшается концентрация внимания, в результате возникают помар­ки, неточное начертание букв.

1. Условное (внутреннее) торможение

Развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Возникает не сразу, как безусловное, а при определенных условиях.

1.1. Угасательное торможение Наступает:

■ при длительном неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем.

Так, например, если не упражняться в завязывании шнурков, то вскоре ребенок может забыть, как это делается; этим можно объяс­нить утрату навыка игры на музыкальных инструментах, трудового навыка.

У детей угасание происходит медленнее, чем у взрослых, это облег­чает обучение, но затрудняет отучение от вредных привычек. Благода­ря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение.

1.2. Дифференцировочное (способность к различению) торможение

Наступает:

■ на один из нескольких однотипных раздражителей.

Павлов через 100 ударов метронома давал собаке пищу, а через 96 не давал, в результате через 100 ударов у нее текла слюна, а через 96 — нет. Способствует обучению, стимулирует познавательную де­ятельность.

1.3. Запаздывающее торможение

Наступает:

* когда подкрепление дается с опозданием.

 

Так, например, если мать кормит трех детей и кладет им в тарелку еду по очереди, то последний ребенок будет вести себя неспокойно. За­паздывание вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки (первоклассник, когда хочет ответить, не­терпеливо размахивает рукой, привстает, чтобы его заметил учитель, и только в старших классах можно отметить выдержку).

1. Высшее торможение

Присуще только человеку, самостоятельное торможение. Напри­мер, когда мать отдает самое «вкусное» ребенку, вместо того чтобы съесть самой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: