Историческое образование это политика




Преподавание спорных вопросов/тем истории как вызов для европейских учителей истории


Йоке вон дер Леу-Рорд,

Исполнительный директор EUROCLIO, Нидерланды

Преподавание истории как отражение национальной гордости и боли

На годичной конференции EUROCLIO (Еиrореап Standing Сопfеrепсе оf Hiatory Теасhers' Аssociations) в 1995 г. участ­ники обсуждали тему «Преподавание темы: Важность и значение Потсдам­ской конференции».1 Выяснилось, что ни один из европейских учебников по истории XX века и ни одна из учеб­ных программ не обходит стороной тему «Потсдамская конференция». В то же время на годичной конферен­ции EUROCLIO много говорилось о различных национальных подходах к трактовке Потсдамской конференции как события европейского и даже гло­бального значения.

В Великобритании большое вни­мание обращалось на т. н. польский вопрос. В России - на победу, одер­жанную в войне, и на необходимость репараций, которые обосновываются огромными разрушениями в ходе вой­ны. Для Германии Потсдам означал официальное начало оккупации Гер-


мании союзниками, продолжавшееся до 90-х гг. XX в. Во Франции основное внимание обращалось на тот факт, что Франция не была приглашена на кон­ференцию. Для испанских историков Потсдам, в действительности, ничего не значил. Только в последнее время Потсдамской конференции стали при­давать значение, большее, чем просто теме в учебнике истории.

В официальных учебниках Совет­ского Союза Потсдамская конферен­ция рассматривалась как последний пример сотрудничества союзников и окончание войны в Европе. Никаких связей между началом холодной войны и Потсдамской конференцией не про­водилось. Взаимная напряженность во взаимоотношениях рассматрива­лась как расхождение во взглядах на конференции, где в основном господ­ствовала положительная атмосфера. В большинстве западноевропейских учебников обстановке на конферен­ции дается противоположная оценка. Решение об использовании атомной бомбы, вынесенное на конференции Трумэном, рассматривается как до­казательство роста напряженности между союзниками.2

Потсдамская конференция представ­ляет собой простой и даже невинный


1 EUROCLIO основана 21 апреля 1993 г. и Леувардене, Голландия. В 2000 г. членами EUROCLIO
были более 60 обществ, объединяющих учителей истории, а также других организаций, занимающихся преподаванием истории. EUROCLIO была создана для того, чтобы способствовать разви­тию и укреплению преподавания истории как важного предмета в системе образования молодежи. Среди других целей - укрепление позиции преподавания истории в школьной программе и поддержка интеллектуальной свободы учителя, а также поддержка европейского измерения, не оставляя при этом без внимания глобального, национального и регионального аспектов. В EUROCLIO представлены следующие государства: Австрия, Азербайджан, Албания, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

2 Joke van der Leeuw-Roord. Altered States and Consciousness? examining Potsdam? TES, April 7,1995.

 

 


пример противоречивой и требующей особенно чуткого отношения темы ев­ропейской истории. В истории Европы множество гораздо более серьезных и сложных противоречий и тем: вой­ны, (спорные) поступки политиков, депортации, рабство, нравственные/ безнравственные установки, бомбар­дировка невинных людей, империа­лизм, этнические чистки, холокост, коллаборационизм, религиозная не­терпимость, проблема беженцев и военные преступления. Это вопросы, которые противоположным образом оцениваются разными людьми, раз­ными народами и в разных странах и которые до сих пор в разных местах Европы играют очень важную роль в повседневной жизни. Эти вопросы истории не принадлежат только про­шлому, но являются современной ре­альностью.

Исторические знания или изложение истории в школьном курсе неизбеж­но избирательны. По большей части школьный курс истории представляет собой отражение национальной гор­дости и боли, он знакомит учеников в первую очередь со страданиями на­ции и, с другой стороны, способствует формированию национальной гордо­сти. Ущерб, нанесенный другим, и тот факт, что другие могли быть жертвами/ потерпевшими в нашей собственной стране - это в государствах Европы вопросы, не характерные для учебных программ по истории. Обычным явля­ется отношение, согласно которому то, что случилось в прошлом с другими, не является частью нашего прошлого, а, значит, нас не касается и поэтому не затрагивается учебной програм­мой. Доминирование национальной истории приводит в большинстве го­сударств Европы к тому, что ученики знакомятся с национальной историей избирательно, причем роль других в обществе, соседние государства и многие другие вопросы (особенно малые страны) не затрагиваются. В результате этого многие ученики по­лучают в школе искаженную картину


того, что произошло в истории. Эту картину прошлого они пронесут с со­бой через всю оставшуюся жизнь и передадут своим детям. Исторические мифы и ложные истолкования про­шлого живут долго.

Богатый европейский банкир Фер­динанд Делюш попытался преодолеть вышеописанное воздействие таким образом, что собрал в 1989 г. 12 исто­риков из 12 стран Европейского союза, чтобы они совместно написали общую историю Европы. Эта книга, «История Европы», или, как озаглавлена её англо­язычная версия, «Иллюстрированная история Европы», была опубликована в 1992 г. и, по мнению издательства, была очень удачной. Первоначально книга была написана на французском языке и потом переведена на 15 язы­ков, в том числе на русский и польский. Позднее она переиздавалась, в том числе и в карманном формате.

Сумели ли авторы этой книги избе­жать традиционного отражения на­циональной гордости и боли7. Ответом будет — НЕТ. Традиционное отражение добавляется в процессе перевода тек­стов, в ходе которых иногда действи­тельно имеет место просто обуслов­ленная языковыми особенностями ин­терпретация, но нередко это означает большее. Национальные издательства изменяли слова и предложения, чтобы продемонстрировать или подчеркнуть традиционную национальную трактов­ку истории.

Однажды я сравнила главы о Вто­рой мировой войне во французском, английском, немецком и голландском изданиях. Выяснилось, что английское издание довольно точно следует фран­цузскому, голландское же в несколько меньшей степени, тогда как немецкое отличается уже значительно. Француз­ское же издание отличается даже от написанного французским историком первоначального текста.

Для того, чтобы пояснить свою мысль, приведу следующий пример, который также связан с требующим особенно чуткого отношения и спор-

 

ным вопросом истории Великобри­тании. Это проявилось в английском издании. Во французском, немецком и голландском изданиях утвержда­лось, что Гитлер, в конце концов, был вынужден отказаться от планов завоевания Британских островов, В английском тексте вместо островов стояло Британской земли (5о11 — земля, родина). Только английский текст на­мекал на немецкую оккупацию, тексты на других языках не замечали этого факта. Можно ли это рассматривать как пример болезненного для англичан вопроса и не является ли выражение Британской земли указанием на эмо­циональное отношение, связанное с гордостью. Очень интересно при чте­нии опубликованных в последнее вре­мя английских учебников для средней ступени было обнаружить то, что там ни разу не упоминается оккупация. Учеников просто не информировали о том, что Ла-Манш был оккупирован Германией. При помощи такого за­малчивания преподавание истории позволяет избежать споров о том, как народ относился к этому вопросу в период оккупации. Таким образом была обойдена требующая особенно чуткого отношения тема, которая не принадлежит к традиционным темам в преподавании истории.

Исследование, проведенное EUROC-LIO в 1999 г., показало, что большин­ство героев и фактов, которые изуча­ются в школе, связаны с национальной историей. Очень немногие из героев имеют более чем просто местное значение и известны за пределами на­циональных границ. Международную известность имеют как правило отри­цательные герои, такие как Ленин, Ста­лин, Гитлер и Муссолини. Из фактов и событий общеевропейского значения на первом мест находятся войны. В Ев­ропе нет учебных программ, в которые не была бы включена Вторая мировая


война. В заключение можно сказать, что история Европы, которая препо­дается в школах, включает проблемы и темы, которые все ещё являются важ­ными и болезненными для каждого конкретного государства.

Историческое образование это политика

Доктор Боб Страдлинг в своем про­веденном для Совета Европы исследо­вании нашел, что в 70-80-е гг. акценты в преподавании истории сместились в сторону увеличения значения европей­ской и глобальной истории. В 90-е гг. смещение произошло вновь в сторону национальной истории и не только в тех странах, где это можно было бы предполагать, но почти во всей Евро­пе.3 Заметно усилились национальные тенденции. Особое внимание к наци­ональным ценностям проявляется в контексте стремления к восстановле­нию прошлого. Подход к новой наци­ональной истории почти везде сходен. Он начинается с мифического возник­новения нации. Например, в Словакии - с моравских князей, в Румынии - с фракийцев и даков, в Украине - с ка­заков и т. д. За этим следуют периоды упадка и кровопролития, угнетения со стороны какой-нибудь могуществен­ной власти, например, Габсбургов, Оттоманской империи или России, до рождения нации. Возникший в классе национальный миф, акцентирующий страдания и войны, способствует под­держанию национальной памяти.

В Европе, да и не только в Европе, преподавание истории и изучение её в школе - это политика. Для обще­ства составление новой программы по истории - это вопрос политический, но, одновременно, также и вопрос тре­бующий особенно чуткого отношения. В 1999 г. Министерство образования


 


3 Dr Robert Stradling/ The European Content of the School History Curriculum? Strasbourg 1995? CC-ED/HIST (95) 1.

 


 

 

Российской Федерации составило на­бросок национальной доктрины Рос­сийской Федерации в области образо­вания, задач и целей России в области образования до 2025 г.! В отличие от остальной Европы в центр здесь по­ставлено понятие преемственности, а не изменчивости. Этот долгий период призван уравновесить хаос, сложив­шийся в области образования через восемь лет после перемен. Первичная цель образования, не специально исторического образования -

  • обеспечить историческую преем­ственность поколений, сохранение, распространение и развитие наци­ональной культуры, воспитание бе­режного отношения к историческо­му и культурному наследию народов России;
  • • воспитание патриотов России, граж­дан правового, демократического, социального государства4 и т. д.

Уже Маргарет Тэтчер желала, и совре­менное правительство Великобрита­нии также считает необходимым уде­лять в учебной программе особое вни­мание истории развития Британской империи. Республиканский, консерва­тивный Конгресс США проголосовал в 1995 г. против новых стандартов истории Америки, так как они не были. достаточно направлены на развитие американского идентитета. В 1997 г. Гельмут Коль заявил, что ни один на­род не может жить без исторического идентитета. Бывший либеральный ли­дер Голландии Ф. Болькенстейн выска­зал пожелание видеть в школах больше национальной голландской истории, чтобы поддержать национальный идентитет голландцев. Большинство лидеров государств Восточной и Сред­ней Европы соглашаются с этой точ­кой зрения. Политики не рассуждают ни о негативном влиянии такой цели исторического образования в длитель­ной перспективе, ни о потребностях молодежи в образовании вообще.


Подобные идеи вызваны только крат­ковременными политическими или на­циональными интересами.

Могут ли учителя истории отказать­ся от преподавания спорных и требую­щих особенно чуткого отношения тем? На самом деле - нет. Практическим аргументом в поддержку этой позиции является тот факт, что прошлое - это во многих государствах Европы не просто история. Дома, в кругу друзей или в обществе дети нередко ощуща­ют влияние спорного или требующего к себе особенно чуткого отношения прошлого. В школу они поступают, уже имея исторические знания, которые представляют собой скорее воспоми­нания, чем историю. Прошлое для них - это эмоциональный опыт, а не акаде­мический предмет. Ученики нередко имеют определенное представление о прошлом еще до того, как они при­ступают к изучению истории в школе. Учителя истории не могут обойти в школе темы, о которых до сих пор спорят историки-ученые. Многие про­блемы сохраняют важность для нации, оставаясь объектом эмоциональных и политических споров. Как следует пре­подавать в государствах Балтии исто­рию эстонцев, латышей и литовцев в период Второй мировой войны, по­зицию Македонии - в Болгарии и Гре­ции, Сталина - в школах России, войну в Югославии - в Хорватии, в странах Западной Европы - колониализм, от­ношение к населению оккупированных стран, и конкретно к евреям в годы Второй мировой войны.

Учителя не могут отказаться от преподавания спорных и требующих особенно чуткого отношения тем, так как современная история интересует учеников. Желание изучать современ­ную историю, в том числе требующие особенно чуткого отношения темы, нашло подтверждение при анализе результатов исследования «Молодежь и История» (Youth and History). В ходе


 


4 https:// www.asf.ru/fprn.htm (2004-04-08)


 

C


этого исследования более чем 30 тыся­чам 15-летних школьников из 27 стран Европы, в том числе Турции, Израиля и Палестины, задавались вопросы о том, какие исторические периоды они пред­почитают изучать. Выяснилось, что современная история не имела конку­рентов — именно её предпочитали из­учать ученики. По шкале 1-5 средним баллом предпочтений античности был 3,03, периода 1800-1945 - 2,97 и пери­ода после 1945 г. - 3,65.5

Преподавание европейской истории XX в. означает именно преподавание спорных и требующих особенно чут­кого отношения тем. Еще не так давно большинство учебных программ по истории не включало недавних собы­тий. Это оправдывалось тем, что исто­рики и учителя истории при анализе современной истории не могут делать выводы задним числом. И что они не будут при рассмотрении событий со­временной истории настолько же ней­тральными, как и при преподавании истории предыдущих веков. Большин­ство учебных программ и учебников в странах Европы содержат тему распа­да Советского Союза, его влияния на страны Восточной и Западной Европы и шире - его значения для Европы и всего мира.6 Все эти вопросы содержат противоречия. Учителя истории долж­ны следовать программе и поэтому не могут избегать требующих особенно чуткого отношения тем европейской истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: