Участники Конституционного производства




1. Участниками конституционного производства признаются лица и органы, по обращениям которых возбуждается конституционное производство:

1) Президент республики;

2) Председатель сената Парламента;

3) Председатель Мажилиса Парламента;

4) депутаты Парламента численностью не менее одной пятой от их общего числа;

5) Премьер-Министр;

6) суды республики;

7) государственные органы и должностные лица, конституционность актов которых проверяется.

По итогу рассмотрения дела Советом выносится Решение. Перейдем непосредственно к видам решений Конституционного Совета

Виды решений:

1. Решением Конституционного Совета является всякий акт, принимаемый на его заседании.

2. Решения Конституционного Совета подразделяются на итоговые решения, которыми осуществляются конституционные полномочия Конституционного Совета, и другие решения, которыми осуществляются иные полномочия Конституционного Совета.

Форма решений Конституционного Совета

Решения Конституционного Совета принимаются в форме:

1) постановлений, в том числе нормативных постановлений, являющихся составной частью действующего права Республики Казахстан;

2) заключений;

3) посланий.

В качестве примера я бы хотела рассмотреть

обращение Президента Республики Казахстан 1 февраля 2019 года об официальном толковании пункта 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан, в котором поставлен следующий вопрос:
Является ли исчерпывающим установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики Казахстан?

Согласно данной норме полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины.
В данной конституционной норме предусмотрены случаи (основания) прекращения полномочий Президента Республики, в том числе до истечения срока, на который он был избран.

В целом из содержания статьи усматривается, что досрочное прекращение президентских полномочий – это следствие возникновения отдельных обстоятельств экстраординарного характера, влекущих преждевременное погашение выданного народом мандата высшего должностного лица на руководство государством.

Конституционный Совет полагает, что данная норма не содержит полный перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики Казахстан. В частности, он прямо не предусматривает и в то же время не запрещает досрочное прекращение полномочий Главы государства на основании его персонального волеизъявления, к примеру, в форме отставки, обусловленной причинами личного и иного характера. Названное основание охватывается содержанием использованного в данной норме словосочетания «а также в случае досрочного освобождения… Президента от должности…», которое имеет широкий смысл.

Конституционный Совет считает, что право Главы государства на досрочное прекращение своих полномочий по личным основаниям (право на отставку) является неотъемлемым элементом президентской формы правления и конституционного статуса Президента Республики Казахстан. Свобода волеизъявления присуща Президенту Республики и как человеку, и как гражданину Казахстана

Как ранее я уже говорила, что одной из форм решения Конститкуионного Совета является Заключение, приведем пример и с данным актом.

В Конституционный Совет Республики Казахстан 20 марта 2019 года поступило обращение Президента Республики Казахстан о даче заключения на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан».

Проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан» пункт 3 статьи 2 Конституции изложен в новой редакции:

«3. Административно-территориальное устройство Республики, статус ее столицы определяются законом. Столицей Казахстана является город Нур-Султан.».

В пункте 3-1 статьи 2 Конституции слово «Астана» заменено словом «Нур-Султан».

Проанализировав нормы Основного Закона применительно к предмету обращения, Конституционный Совет исходит из следующего.

1. В соответствии с пунктом 3 статьи 91 Конституции «изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи».

2. В Нормативном постановлении от 9 марта 2017 года № 1 Конституционный Совет Республики Казахстан отметил, что Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (подписан 10 марта 2017 года) расширен перечень особо охраняемых конституционных ценностей: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными» (пункт 2 статьи 91 Конституции). Тем самым конституционно подтверждается историческая миссия Нурсултана Абишевича Назарбаева в качестве Основателя нового независимого государства Казахстан, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина; внесшего благодаря своему конституционному статусу и личным качествам решающий вклад в становление и развитие суверенного Казахстана, в том числе конституционных ценностей Основного Закона и основополагающих принципов деятельности Республики».

Вносимые в Конституцию Республики Казахстан изменения, касающиеся переименования столицы Республики Казахстан «Астаны» в «Нур-Султан», связаны с признанием исторической роли и увековечиванием заслуг Первого Президента Республики Казахстан перед народом Казахстана, не затрагивают вопросы независимости государства, территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и не противоречат требованиям пункта 3 статьи 91 Основного Закона.

На основании изложенного Конституционный Совет Республики Казахстан решил: Признать проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан» соответствующим Конституции Республики Казахстан. Следовательно переименование столицы Астаны в Нур-Султан в честь Первого Президента правомерным.

 

законов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: