Структура политики и ее функции




Политика – отношения между большими группами людей внутри общества, а также между обществами, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти.

Политика — сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.

 

 

Приведенный выше анализ различных понятий «политика» позволяет выделить ключевые слова, присущие данному феномену:

процесс регулирования общественных отношений;

управление обществом (государством);

правовые нормы (законы), придающие политике предсказуемость;

отношения по поводу власти и подчинения;

конфликтно- консенсусные отношения;

субъекты политики как акторы политической деятельности.

В современной политической теории имеется множество интерпретаций политики, которые можно разделить на четыре группы:

1. Институциональные интерпретации рассматривают политику в тесной взаимосвязи с правом и управленческой деятельностью. Политика в них означает деятельность государственных и негосударственных институтов, которые принимают и реализуют общественно значимые решения.

2. В силовых интерпретациях политика предстает в виде борьбы за власть. Такое понимание политики представлено исследовательской традицией, заложенной Н. Макиавелли, которая развивалась в XX в. М. Вебером, В. Парето, Г. Моской, Р. Далем.

3. Структурно-функциональные интерпретации рассматривают политику как саморегулирующуюся подсистему общества, функция которой состоит в выработке и постановке целей развития общества, а также организации их достижения. Объединяя другие подсистемы (экономическую, социальную, культурную), политика обеспечивает их согласованное взаимодействие в рамках целостной социальной системы.

4. Плюралистические интерпретации представляют политику как сложный противоречивый процесс согласования интересов различных субъектов, состоящий в их взаимном приспособлении и поиске компромиссов.

Интерпретация сущности политики определяет ответ на вопрос о границах политики в обществе. Два крайних варианта отражают позиции французского социолога М. Фуко и представителя чикагской школы политической теории Г. Беккера. Согласно первой позиции, власть пронизывает все социальные отношения, в силу чего область политических исследований включает властные измерения всех сторон человеческой жизни. Согласно второй позиции, осуществление на практике либерального идеала минимального государства ведет к развитию неполитической сферы гражданского общества и сокращению прерогатив власти.

Парадигма (субпарадигма рационально-критической парадигмы) Особенности
1. Элитарная Рассматривает в качестве движущей силы политического процесса борьбу профессиональных политических элит за власть (конкуренция элит, мобилизация масс, принятие политических решений)
2. Эгалитарная Рассматривает, в качестве движущей силы политического процесса, сталкивающиеся интересы и требования больших социальных групп (классов, страт, наций), лишь агрегируемые и артикулируемые элитами
3. Парадигма конфликта Считает конфликты неизбежным социальным явлением, а урегулирование конфликтов – важнейшей функцией политики и политиков
4. Парадигма консенсуса Важнейшей функцией политики и задачей для политиков полагает социальную интеграцию, единение общества вокруг выдвигаемых элитой общенациональных программ развития (идеологий)

 

 

Структура политики и ее функции

Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются:

– субъекты политики;

– объекты политики;

– политические процессы;

– политическая власть;

– политические идеи и концепции;

– политические отношения.

Субъекты политики – непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан, профсоюзы, церковь, международные организации,(например, ООН, Европейский парламент), а также социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельные личности (политические лидеры, просто рядовые граждане).

Три вида политиков (по Максу Веберу)

1) политики «по случаю» — избиратель, когда опускает в урну свой избирательный бюллетень;

2) политики «по совместительству» — все те доверенные лица правления партий политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости;

3) профессиональные политики — те, кто живет для политики, либо за счет политики, для которых политика — главное занятие в жизни и главный источник их материального благосостояния.

 

 

Объекты политики – общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.

Политические процессы – система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил:

– согласие;

– сотрудничество;

– политическая борьба;

– конфронтация (противостояние).

Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.

Политические отношения: формы взаимосвязи субъектов политики – согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

Политическая организация: совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

Политическая культура: тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

Политическое сознание: политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).

Функции политики и ее характерные черты

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика информирована о тенденциях общественного прогресса. В русле этих тенденций она формулирует общие цели; разрабатывает проекты на будущее; определяет социальные ориентиры; изыскивает для их осуществления необходимые ресурсы.

2. Управленческая и регулятивная функции политики. Путем принятия политических решений оказывается воздействие на интересы социальных групп. И таким образом политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя при этом социальное принуждение и насилие.

3. Функция рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила их представительства и реализации. Тем самым политика предотвращает конфликты или же регулирует и цивилизованно их разрешает.

4. Функция политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передает ей опыт и навыки деятельности. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости – и для ее преобразования.

5. Гуманитарная функция. Выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка.

 

Представители теории политических систем делят функции политики на функции «ввода» (входа) и «вывода» (выхода).

Функции политики по Габриэлю Алмонду:

1. Функции «ввода» (в политическую систему). Связаны с воздействием общества на политику:

· артикуляция (формулирование) и

· агрегация (суммирование, согласование, иерархизация) разноплановых интересов и требований.

2. Функции «вывода». Связаны с влиянием политической системы на общество:

· разработка норм (законов), их применение,

· контроль за соблюдением;

· принятие политических решений.

Мнение «Главная функция политики – сохранение целостности и стабильности общества».

 

 


Политическая сфера жизни общества представляет собой совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Структуру политической сферы составляют:

- политические институты (государство, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации);
- политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между политическими партиями и т.д., и международные);
- политическая деятельность;
- политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).

Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом.

Политическими институтами называют устойчивые исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят государство, партии, общественные организации, общественно-политические движения, церковь.

Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения».

Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества.

Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею.

Политический институт (от лат. institutum установление, учреждение) это устойчивый ком­плекс норм и правил, регули­рующих политическую деятель­ность. Политические институты организуются для реали­зации определенных политичес­ких целей и функций. К ним от­носятся государственные орга­низации (парламент, прави­тельство, суды), политические партии, общественные движе­ния и группы интересов, полити­ческие программы и уставы, процедуры избрания должност­ных лиц (избирательные системы, типы избирательных окру­гов и т.д.).

Типология политических институтов представлена на схеме

 

 

Политическая власть.

«Политическая власть» выступает второй по значимости категорией политических наук, вслед за категорией политики.

Политическая власть является разновидностью власти как таковой, поэтому первоначально необходимо рассмотреть содержание понятия «власть». Приведем ряд трактовок власти, предложенными авторитетными представителями политико-управленческой мысли:

· власть – это особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей (Герберт Саймон);

· особого рода отношение между управляющим и управляемым (Морис Дюверже);

· возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях (Гарольд Лассуэл);

· универсальное общественное отношение, заключающееся в асимметрии влияния (А влияет на Б сильнее, чем Б на А) (Мишель Фуко).

В самом общем плане, власть можно понимать как возможность для одних людей (субъектов власти) управлять действиями других людей (объектов власти), подчинять их своей воле.

Выделяют ряд форм власти (властного влияния), с точки зрения различия средств подчинения и мотивации (внутреннего оправдания) подчинения объектом власти: сила (насилие), принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет [см.: 9].

В таблице представлены их основные особенности.

№ п/п Форма власти Способ и/или мотивы подчинения
  Сила (насилие) Лишение объекта свободы и самой возможности действия (политического), репрессия
  Принуждение Угроза применения силы
  Побуждение Вознаграждение в обмен на подчинение (материальное, статусное и т.п.)
  Убеждение Рациональные аргументы (разумные доводы) субъекта
  Манипуляция Скрытое влияние субъекта на приятие решения объектом, основанное на неполноте и «смещении» информации, на суггестии
  Авторитет Репутация, статус субъекта, вера объекта в его особые качества (профессионализм, компетенция, моральное право на принятие решений и др.)

Государственная власть

Можно выделить несколько форм осуществления власти, например:

- Открытая - субъект оказывает действие на объект и добивается его подчинения;

- Латентная (от лат. latentis «скрытый, невидимый»)- субъект не предпринимает по отношению к объекту никаких действий, но, тем не менее, объект действует в соответствии с намерениями субъекта, предвидя его возможные реакции;

- Потенциальная власть - субъект способен, или должен, осуществлять власть, но по каким-либо причинам не осуществляет предоставленные ему полномочия. В последнем случае власть неэффективна, либо присутствует "кризис власти";

- Социальная власть - эта забота о возможно более гармоничном развитии социальной структуры, системы общества, его социальных институтов, взаимодействие социальных групп, обеспеченность удовлетворения социальных потребностей людей и их различных слоев, групп и сословий, учет и удовлетворение запросов и социальная защита, обеспечение безопасности различных демографических групп (детей, людей зрелого возраста, пожилых, женщин и т.д.).

Государственная власть, будучи разновидностью социальной власти, обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. Государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

 

Основоположники марксизма характеризовали государственную власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого". Для классово-антагонистического общества такая характеристика, в общем, и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к "организованному насилию". В противном случае создается представление, что государственная власть - естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными - отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина - участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

 

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

 

Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

 

Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

 

Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы - вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

 

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

 

Власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная власть проявляться в политической и неполитических формах. Политическая власть взаимосвязана с другими видами социальной власти, причем все они могут быть использованы в политических целях. Другие формы социальной власти выделяются в зависимости от сферы распространения и приемов властвования.

 

Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп и их организаций реализовать свои интересы и волю с помощью средств политико-государственного управления и контроля. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную, носителями которой являются партии, общественные движения, СМИ.

 

Политическая власть в обществе означает способность и возможность субъектов политики осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

К признакам (особенностям) политической власти относят следующие.

1. Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия важнейших решений, которым выступает главный политический институт – государство (для экономики, например, характерна полицентричность, т.е., наличие многочисленных субъектов экономической власти и собственности в различных её отраслях).

2. Публичность (обращенность от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам, а не к отдельным лицам)

3. Легальность в использовании силы, т. е. исключительная возможность создания и применения по закону и во исполнение законов силового аппарата, специальных органов принуждения (полиции, армии, спецслужб) на всей территории государства.

4. Многообразие ресурсов – возможность использовать для проведения политического курса и укрепления собственной легитимности (поддержки населением) разнообразные средства, часть из которых являются уникальными, присущими лишь политической власти: уже упомянутый силовой, нормативный (законотворческий) и административный (использование элитой услуг бюрократии за счет средств госбюджета) ресурсы; а также информационный ресурс (получение оперативной, секретной, полнообъемной информации; контроль над информационными потоками) и материально-экономический (возможность воздействия на социальные группы через налоги, бюджет, социальные программы; партийные средства и др.)

5. Верховенство (основанные на предназначении политической власти по управлению обществом в целом и мощи её ресурсов обязательность её решений для всякой иной власти, проникновение во все общественные процессы)

 

В реальном историческом процессе, а также в политических теориях и проектах проявили себя либо были выделены гипотетически важнейшие формы политического властвования. Это, в частности:

автократия – неограниченная верховная власть одного лица (деспота, абсолютного монарха, «фюрера», генсека, военного диктатора и т. п.);

аристократия: а) правление представителей родовой знати; б) «идеальная» аристократия – правление «благородных духом» (например, «философов» у Платона);

меритократия – власть достойнейших, отдалённейших, происходящих из разных слоев общества; «элита заслуг»;

бюрократия (рассматриваемая здесь не как слой чиновников-управленцев или способ управления, а как форма властвования) – «власть канцелярий», «правление чиновников», решающее влияние на характер политических решений и приоритеты государственной политики слоя чиновников (государственных служащих), подчинение (ассимиляция) правящей элиты интересам исполнительного аппарата (не обоснованный растущей эффективностью управленческого труда рост зарплат, привилегий госслужащих на фоне деградации экономической и др. сфер общественной жизни и др.);

охлократия (от греч. «толпа») – периоды властвования толпы, когда политические решения принимаются не легальными институтами власти, а толпой, либо под её давлением; часто под влиянием коллективных эмоций, а не рациональных соображений; характеризует слабость или кризисное состояние политических институтов;

олигархия – а) «власть немногих», правление группы лиц в собственных интересах, часто за счёт общественных ресурсов, с их полной или частичной приватизацией. Тяготеет и к «приватизации» власти, устранению или фальсификации (имитации) политической конкуренции; б) в узком смысле – прямое (Платон) или опосредованное политическое правление богатейших граждан;

теократия – политическая власть первосвященника, духовенства; совмещение в одних руках высшей духовной и светской (государственной) власти;

геронтократия – от греч. «правление старцев», «власть стариков»: преобладание в составе правящей политической элиты лиц пожилого возраста. Рассматриваются как возможные недостатки геронтократии – консерватизм, малая мобильность и эффективность деятельности, проблемы имиджа и др. (например, Л.И. Брежнев и «брежневское» Политбюро ЦК КПСС), так и возможные преимущества – правление, основанное на опыте, мудрости (не случайно занятие высших государственных должностей часто ограничивается возрастными цензами);

феминократия – «женское правление», потенциально возможное при преобладании женщин в составе правящей политической элиты, либо при автократии во главе с женщиной.

При характеристике качеств политической власти, её конкретных проявлений в различных странах используют категории «легальность» и «легитимность».

Термин «легальность политической власти» обозначает ее законность: законность происхождения власти и используемых ею методов властвования.

Легитимность (от лат. legitimus – законный) – оправдание власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.

Легитимность обусловлена способностью власти формировать и поддерживать убеждения в оптимальности и справедливости существующих политических институтов для данного общества. Она представляет ценностный, культурный аспект власти; она не может быть навязана правящим режимом, а возникает из однородности политических установок, нравов, традиций и выражает доверие к власти.

Легитимность – это:

· Общественное признание власти

· Приятие власти населением

· Оценка власти как «законной и справедливой», приемлемой

Мнение «Легитимен всякий режим, с которым согласен народ». (Морис Дюверже, французский политолог)

 

М. Вебер выделял три основных способа легитимизации власти:

1) традиционный;

2) харизматический;

3) рационально-легальный.

Традиционная легитимность опирается на веру подданных в правомерность власти в силу обычаев, привычек повиноваться ей (монархии, патриархальная семья).

Харизматическая легитимность основывается на вере людей в необыкновенные, магические свойства вождя; на его личном магнетизме, способности подчинять своей воле большие массы людей, ораторском даре. Рационально-легальная означает, что люди подчиняются не правителю, а законам, которые едины как для руководителей, так и для управляемых. Здесь люди, стоящие у власти, являются всего лишь вышестоящими исполнителями определенных правом обязанностей в четко обозначенный период (конституционные демократии).

Политическая власть может быть:

легальной и легитимной (оптимальный тип политического правления);

легальной, но нелегитимной (конец 2-го президентства Б.Н. Ельцина);

не легальной, но легитимной (тирания Писистрата[1] в Афинах; легитимация власти большевиков, вслед за вооруженным переворотом принявших «Декрет о земле» и «Декрет о мире»);

не легальной и нелегитимной, но реально функционирующей (военные диктатуры, теневые олигархии, власть мафиозных кланов).

 

 

 

Власть — способность или возможность какого-либо субъекта (индивида или группы лиц) осуществлять свою волю, используя различные методы и подвластные структуры. Власть — форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов.

Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.

Субъекты власти: политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды.

Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.

Функции власти: управление, координации, организация, контроль. Средства (методы) власти: право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.

Виды власти:

· политическая (способность и умение реализовывать функцию общественного управления),

· экономическая (контроль над экономическими ресурсами),

· социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий),

· информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)

Принципы устойчивости власти:

· легальность (законность)

· легитимность (законная власть поддерживается основной частью населения,),

· результативность действий.

Методы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции и т.д.

Ресурсы власти – средства, которые она использует:

· экономические

· силовые

· информационные

· демографические

· социальные

Разделение властей — это деление её на три ветви:

· законодательная — Федеральное собрание РФ(Государственная Дума + Совет Федерации)

· исполнительная — Правительство

· судебная — Конституционный Суд, Верховный Суд + суды общей юрисдикции.

 

«Четвёртая власть» — так называют средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), оказывающие огромное влияние на общественное мнение, правдиво освещающие многие негативные стороны жизни в современной России.

Гегемонизм (от греч. hegemonia — предводительство, господство) — стремление к мировому господству, политика доминирования над другими странами и народами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: