Третьим серьёзным барьером в изучении мужской боевой пляски, является необходимый уровень (для исследователя) национальной бойцовской подготовки.




Третье ответвление мужского пляса было неразрывно связанно с традицией северо-западного рукопашного боя. Это боевые танцы выполнявшие функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом, на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения, передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния. Большинство элементов боевого пляса имеют прикладной боевой смысл. Их неосмысленное повторение приводит к неизбежному искажению плясового архетипа, пластики и смысла танца. К сожалению, по причине неподготовленности, в этой области народной культуры, собирателей этнологов-фольклористов, отечественная наука располагает недостаточным количеством аудио и видео материалов по боевому плясу и по его боевым элементам. Их просто не искали или искали неумело.

Казаки – большие любители сплясать гопака. А о том, как они воевали в других странах до сих пор ходят легенды.

Например, суть известнейшего русского танца “Барыня” заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством!
Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая “Барыня” очень трудна – требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами.
Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.
Получается, не танец, а поединок – но не бой, а искусство!
На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником.
Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов “спорили” и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.
Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания “коленцев”, неизвестные соперникам и зрителям.
До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.

“Барыня” только на первый взгляд мирный танец. Борьба за девушку актуальна между молодыми людьми во все времена. Именно это противостояние легло в основу танца.
Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку,
соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором – соревнующиеся попеременно показывали свои движения,
при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Заключение

Танец обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В нем появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения.

Особую востребованность сегодня получает идея возрождения уникального для России субэтноса - казачества, чьи традиции связаны с установками на духовное единство, ментально-ценностной константой являются патриотизм, Православие и служение Отечеству, а одной из важнейших характеристик мировосприятия и жизнедеятельности - приверженность обычаям дедов и отцов.

Песня и пляска, игравшие важнейшую роль в поддержании казачьих традиций, являются самыми распространенными фольклорными жанрами. Они сопровождали казака везде, были его непременным спутником в горе, в радости, в военном походе, домашних, хозяйственных делах.

Свобода

 

Казаки – очень свободолюбивый народ, предпочитающий независимость всем остальным благам цивилизации. Все это также отражается в их танцах. Выпрямленная спина, вращение вокруг оси, а также перемещение по танцевальной площадке по большому пространству. Очень ярко проявляется работа ног именно в казачьих танцах. Танцевальные движения вприсядку, высокие выпрыгивания вверх, шаги, притопы, удары пяткой в пол и т.д.

 

Женский казачий танец

 

В отличие от русского женского танца, который отличается большой скромностью, казачьи танцы являются более энергичными и свободными. Девушки буквально «летают» по сцене. Их движения отличаются смелостью и даже дерзостью. Отличительная черта – положение рук. Как правило, руки упираются кулачками в пояс, выдавая игривое и вольное настроение танцующих.

 

Гопак

 

Этот танец является визитной карточкой не только запорожских казаков, но и всей Украины. Множество современных украинских танцевальных коллективов исполняют гопак в разной интерпретации.

В самом начале своего зарождения гопак исполнялся исключительно мужчинами и являл в своей природе боевой танец. Все движения, используемые в этом танце, на самом деле были боевыми выпадами, подсечками и сабельными ударами. Бесконечные вращательные повороты и перекаты, также использовались в сабельном бою, в качестве уходов от атаки противника. Этот танец был своеобразным показателем ловкости, силы, мужества и тренированности воина. В нем очень часто изображались самые настоящие сцены боя.

Намного позже гопак начали танцевать и в прилегающих к Сечи городах, после чего он распространился на всю левобережную часть Украины. Здесь уже разрешалось участвовать в танце и женщинам, однако ведущая роль все также принадлежала мужчинам. Женские движения – более плавные и легкие.

Традиционно гопак танцуют пять мужчин и две женщины. Однако в настоящее время хореографы не очень часто придерживаются этого правила и вводят в танец то количество участников, которое необходимо.

 

Одежда

 

Костюмами для танцев служит национальная одежда казаков. Обязательным элементом служат лампасы. По их цвету и различию можно точно определить принадлежность казака к тому или иному казачьему роду. Отсутствуют лампасы только у кубанских и терских казаков. У кавказских народов казаками заимствованы бурки, папахи, черкески, чем прослеживается влияние образа жизни и территориальной близости.

Донские и кубанские казаки в качестве головного убора используют небольшую круглую шапочку. Большинство танцевальных ансамблей используют именно этот образ казаков.

 

 

Костюм — может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека.

Народный костюм - это традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а её «цветность», количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

На рубеже ХIХ - XX веков в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, и их внешний облик складывался годами, а в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей, входящих в данное войско.

Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась в середине XIX века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Рубаха - основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи - «голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов - мережку. Затем стали носить рубахи двух видов - русскую и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.

Традиционный женский костюм сформировался к середине ХIХ века и имел русско - украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от «иногородних». Во все времена у любого народа была особая одежда, отличная даже от соседних областей. Зная об этом, кубанцы сразу же узнавали приезжих.

Описание костюмов

Женский костюм:

Блуза из атласа, приталенная, с баской;

Широкая юбка из атласа фиолетового цвета с воланом;

Обувь – танцевальные туфли, кожаные, черного цвета (народные).

Мужской костюм:

Рубаха белого цвета из атласа (застежка, белые пуговицы);

Шаровары синего цвета с красными лампасами из атласа;

На поясе кожаный ремень;

Обувь – кожаные сапоги, черного цвета (народные).

Грим: концертный, лицо молодое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: