Закрепление изученного материала. Оборудование




Подрезова Наталья Николаевна,

учитель родного (хантыйского) языка

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Охтеурская общеобразовательная средняя школа»

Нижневартовский район

КЛАСС

Тема урока: Вайхmт. Дикие животные Югорского края.

Цели:

Обучающая:

· научить счёту до пяти;

· ввести в активный лексический запас слова лексико-тематической группы «Дикие животные;

· расширить знания детей о диких животных, их внешнем виде, отличительных признаках, образе жизни.

Развивающая:

· развивать наблюдательность, память, логическое мышление;

· развить умение сравнивать и делать выводы;

· развивать творческое воображения, речь.

Воспитательная:

· воспитывать бережное отношение к природе, любви к «братьям нашим меньшим» через музыку, стихи, художественные произведения;

· способствовать воспитанию любви к Югорской земле.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Форма проведения урока: урок - путешествие с мультимедийным сопровождением.

Оборудование:

· предметметные картинки с изображением животных;

· национальная домашняя утварь «кил», наполненная орехами, кедровыми шишками, сухими грибами;

· детские рисунки;

· презентация «Вайхmт».

Ход урока

 

Организационный момент

-Пnтя вmлытmх!

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме­сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Я желаю вам хорошего настроения.

Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

начинаем нашу сказку

Примечание. На доске написана тема урока, висят карточки со словами на хантыйском языке, на партах у детей разложены картинки с изображениями животных.

 

Сообщение темы и цели урока

Создание проблемной ситуации.

- Ребята на доске записана тема нашего урока. Кто сможет прочитать её?

Целеполагание.

- Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся на оленьей упряжке в путешествие. Путешествуя, мы научимся считать до пяти, на пути повстречаем диких животных, научимся называть их на хантыйском языке, а так же познакомимся с их образом жизни и их повадками.

Нас с вами повезут северные олени - по хантыйски – ВЕЛИ.

- Держитесь друг за дружку. И так, поехали! Мnнлgх,мnнлgх!

Примечание. Звучит музыка, на экране изображение оленьей упряжки и пейзажи природы родного края.

 

3. Изучение нового материала:

- Ребята, уже выпало довольно много снега, Значит, наступило какое время года? Мoхули?

- Зима (отвечают дети).

- Kм, пaни. Да, конечно, зима.

- Посмотрите ребята, перед нами чудо-берёзка сgхмnт.

Мы с вами здесь сделаем первую остановку.

На берёзке красивые серебристые снежинки и они падают, кружатся. Давайте их посчитаем.

- Давайте я буду считать, а вы будете громко повторять за мной и поднимать карточки-счёт.

Один -

Два - кaткnн

Три - kолmм

Четыре - ньnлn

Пять - вет

- Сколько всего? – Пять вет.

- Да конечно Км,пaни.

- Мы продолжаем наше путешествие по зимнему лесу.

Примечание. Звучит музыка, на экране пейзажи природы.

- В тайге, в тундре живут разные звери. Люди изучают их жизнь. На некоторых животных охотятся. Мясо употребляют в пищу, а звериные шкурки используют для изготовления одежды и обуви. О диких животных учёные и писатели пишут книги, снимают фильмы.

Остановка вторая.

- А вот с кем мы сейчас познакомимся, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

- Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом кедре

Орешки я грызу.

- Кто это? Тыми kойи?

Примечание. На экране появляется изображение белки.

- Правильно ребята, это белка по-хантыйски - ЛAHКИ

Примечание. Дети громко повторяют слово с учителем. На экране появляются изображения пяти белок, дети считают хором до пяти вместе с учителем.

- Посмотрите дети, что у меня в руках? Кто знает?

- Это набирка или КИЛ.

- Давайте посмотрим, что в ней лежит?

Примечание. В набирке лежат: сухие грибы, кедровые шишки, орехи.

- Это белка сделала запасы на зиму.

- В лесу таких запасливых животных, как белочка, немного.

- А вы знаете, в какое время года, делает запасы белка? лahки.

- Правильно, летом и осенью. ЛOH,СGХNС.

- Белка собирает самые спелые орехи. Она ни за что не спрячет незрелый орех, если в какой-то местности неурожай на орехи, грибы, семена сосны, ели, то белки оставляют свои родные места и пускаются на чужбину целыми стадами. Они переплывают реки и озёра, упорно добираются до тех мест, где есть пища.

- Давайте произнесём ещё раз все вместе ЛAHКИ.

- Мы едем с вами дальше. МNНЛGХ.

Примечание. На экране появляется зимние пейзажи, замерзающая река, изображение лисы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот и третья стоянка. KОЛMМ

- Тыми kойи? Кто это?

- Лиса

- Правильно, ВОKЫ.

Примечание. Хоровое проговаривание слова.

- Обыкновенная рыжая лиса, там, где густых лесов меньше, чувствует себя лучше. Летом и зимой выходит «мышковать», то есть ловить мышей и полёвок, но бывает и зайца поймает, гуся или глухаря. Даже кур таскает, и про это все знают.

- Глядите ребята, к нам на стоянку бежит гость, ИХ.

Примечание. На экране появляется изображения медведя.

- Кто это? Тыми kойи?

- Медведь, тыми йорнам, правильно.

- Их, так его могли называть только взрослые, дети должны называть только уважительно МFHКAМ ИКИ - дедушка медведь.

Примечание. Хоровое произношение слова.

- С виду медведь неуклюж, но на самом деле он очень подвижный и ловкий. Может быстро бегать и делать большие прыжки, влезать на дерево и плавать. В гору медведь бежит быстрее, чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних.

К осени медведь запасает жир под кожей толщиной на 8-10 см. Он устраивает себе берлогу и засыпает. Ханты очень почитали медведя.

- Ребята, какой национальный праздник, связанный с медведем, вы знаете?

- «Медвежий праздник».

- Считалось большим грехом убить медведя. Убив медведя, чтобы снять с себя грех, ханты бросали снег друг в друга или брызгались водой. После устраивали праздник, на этом празднике оказывали почести убитому медведю. В эти дни они рассказывали легенды, пели песни, танцевали в берестяных масках.

- Как называли медведя взрослые? Их.

- Как называли медведя дети? МFHКAМ ИКИ.

Закрепление изученного материала.

Словарная работа.

Примечание. У каждого на парте лежат карточки с изображением диких животных, учитель называет названия животного по-хантыйски, дети должны показать картинку с изображением этого животного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: