По специальности 32.02.01Медико-профилактическое дело
Квалификация – санитарный фельдшер
На базе среднего общего образования
Тема лекции: Санитарно-противоэпидемический режим в кабинетах инфекционных заболеваний, хирургических, стоматологических, гинекологических, кожно-венерологических, процедурных кабинетах и клинической лаборатории.
План лекции
1. Санитарно-противоэпидемический режим.
2. Гигиеническая и хирургическая обработка рук.
3. Классификация медицинских отходов.
4. Система обращения с медицинскими отходами в ЛПУ.
5. Профилактика профессионального заражения медицинского персонала.
После изучения темы студент должен знать:
- принципы санитарно - противоэпидемического режима
- виды помещений в лечебных организациях
- методы и способы дезинфекции помещений
· классификацию медицинских отходов.
· профилактику профессионального заражения медицинского персонала.
После изучения темы студент должен уметь:
· проводить дезинфекцию режимных помещений
· проводить дезинфекцию не режимных помещений
· проводить дезинфекцию санитарно – технического оборудования
Иметь практический опыт: на практическом занятии отрабатывать умение:
проводить дезинфекцию режимных и не режимных помещений, дезинфекцию санитарно – технического оборудования.
Актуальность.
Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ - главное звено в комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ИСМП.
Дезинфекция - методы и средства уничтожения болезнетворных микроорганизмов на путях передачи от источника инфекции к здоровому организму. Основная задача дезинфекции - прерывание механизма передачи инфекции обеззараживанием различных объектов (вода, пищевые продукты, предметы бытовой обстановки и др.). Изделия многократного применения, подлежащие стерилизации, перед стерилизацией подвергают предстерилизационной очистке. Предстерилизационную очистку проводят с целью удаления с изделий белковых, жировых и механических загрязнений, а также остатков лекарственных препаратов.
Обычно текущую дезинфекцию проводят в лечебных учреждениях и квартирах для предупреждения рассеивания возбудителей болезни от больного к окружающим и на предметы бытовой и производственной обстановки. Текущая дезинфекция должна быть максимально приближена к моменту выделения возбудителя из организма больного: при кишечных инфекциях - акт дефекации и мочеиспускания (например, хлорирование уборных), при грибковых болезнях - смена повязок, белья, чулок или носков и т.д.
Санитарно-противоэпидемический режим.
Режим противоэпидемический в ЛПУ - комплекс правил, выполнение которых предотвращает возникновение случаев инфекционных (паразитарных) болезней в лечебно-профилактических организациях.
Организация и проведение мероприятий в рамках соблюдения санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Ответственность за выполнение мероприятий возложена на главного врача ЛПУ. Обучение среднего и младшего персонала правилам соблюдения санитарно-противоэпидемического режима контролирует старшая медицинская сестра.
Комплексный характер проводимых мероприятий в ходе соблюдения санитарно-противоэпидемического режима обусловлен основными принципами организации медицинской помощи в ЛПО:
• обеспечение оптимальных гигиенических условий для осуществления лечебно-диагностического процесса, размещения и питания пациентов;
• обеспечение оптимальных гигиенических условий труда медицинского персонала;
• предупреждение заноса инфекции, возникновения групповой и вспышечной заболеваемости, реализации путей передачи ИСМП и циркуляции госпитальных штаммов;
• предупреждение распространения возбудителей ИСМП за пределы ЛПУ и обеспечение безопасности населения, проживающего на прилегающей к организации здравоохранения территории.
Для обеспечения и контроля эффективной работы ЛПУ по профилактике ИСМП в соответствии с приказом Министерства здравоохранения введена должность госпитального эпидемиолога, а в крупных больницах - заместителя главного врача по санитарно-эпидемиологическим вопросам, в больницах организованы комиссии по профилактике ВБИ.
Особое внимание в комплексе профилактических мероприятий уделяют постоянному контролю за проведением дезинфекции, направленной на устранение путей и факторов передачи возбудителей ВБИ, предотвращению циркуляции госпитальных штаммов в ЛПУ.
Особенность этой работы в том, что ее выполняют в присутствии больных и при непрерывающейся деятельности медицинского и обслуживающего персонала, - это определяет выбор средств и методов дезинфекции. Конкретный план дезинфекционных мероприятий в ЛПУ составляют с учетом наиболее значимых в качестве факторов передачи объектов внешней среды, чаще и массивнее обсемененных патогенными и условно-патогенными микроорганизмами.
Объем и вид проводимой в ЛПУ дезинфекции определяют его профиль, наличие больных с инфекционными заболеваниями и показатель заболеваемости ВБИ.
В ЛПУ проводят профилактическую и очаговую дезинфекцию. Профилактическую дезинфекцию осуществляют в формах плановой дезинфекции, дезинфекции по эпидемическим и санитарно-гигиеническим показаниям.
Плановую профилактическую дезинфекцию проводят систематически с целью уменьшения микробной обсемененности объектов внутрибольничной среды, предупреждения возможности размножения микроорганизмов и распространения их через изделия медицинского назначения, руки и кожные покровы медицинского персонала и больных, а также освобождения помещений ЛПО и окружающей территории от членистоногих и грызунов.
Цель профилактической дезинфекции, проводимой по эпидемическим показаниям, - не допустить распространение возбудителя и его переносчиков в отделения (палаты) из соседних отделений (палат).
По санитарно-гигиеническим показаниям профилактическую дезинфекцию проводят по методике генеральной уборки как разовое мероприятие в помещениях, находящихся в неудовлетворительном санитарном состоянии.
В ЛПУ в рамках соблюдения санитарно-гигиенического режима проводят влажную уборку помещений (обработка полов, мебели, медицинского и санитарно-технического оборудования, подоконников, дверей) с частотой не менее 2 раз в сутки при использовании моющих и дезинфицирующих средств.
Генеральная уборка - комплекс санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий, направленных на создание асептического режима помещений, в которых проводят медицинские манипуляции.
Генеральную уборку в палатах отделений и других функциональных помещениях и кабинетах проводят по графику не реже 1 раза в мес, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. В операционном блоке, перевязочных, родильных залах, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещениях с асептическим режимом генеральную уборку осуществляют 1 раз в нед.
Снижению микробной обсемененности воздуха в помещениях ЛПУ способствует применение ультрафиолетового бактерицидного излучения. Используют бактерицидные облучатели открытого типа (стационарные и передвижные), а также закрытого типа - рециркуляторы, в которые принудительно подается воздух. В присутствии людей для очистки и обеззараживания воздуха закрытых помещений применяют установки, действие которых основано на фильтрации воздуха и воздействии электрических полей.
2.Гигиеническая и хирургическая обработка рук.
Значимым фактором передачи возбудителя инфекционных болезней в условиях ЛПУ являются руки медицинского персонала, что обосновывает необходимость систематической их обработки. Различают гигиеническую и хирургическую обработку рук медицинского персонала.
Гигиеническая обработка рук - удаление или уничтожение транзиторной (поверхностной) патогенной или условно-патогенной микрофлоры с целью предупреждения распространения ее на окружающие объекты и пациентов.
Гигиеническую обработку рук без предварительного мытья проводят спиртосодержащим или другим, разрешенным к применению антисептиком, путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами.
Хирургическая дезинфекция рук обязательна для персонала, участвующего, например, в проведении оперативных вмешательств, родов, катетеризации магистральных сосудов, и направлена на удаление транзиторной и уменьшение количества резидентной микрофлоры рук
Для повседневного ухода за кожей рук медицинского персонала целесообразно обрабатывать их смягчающими и защитными кремами, обеспечивающими эластичность кожи.
Использование перчаток медицинским персоналом необходимо во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими жидкостями, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, а также, слизистыми оболочками и поврежденной кожей. Недопустимо использование одной и той же пары перчаток при контакте с двумя пациентами и более, при переходе от одного пациента к другому или от контаминированного микроорганизмами участка тела 3/4 к чистому. После снятия перчаток необходима гигиеническая обработка рук.
При загрязнении перчаток выделениями, кровью и другими биологическими жидкостями видимые загрязнения сначала удаляют тампоном (салфеткой), смоченным раствором дезинфицирующего средства (или антисептика). Затем перчатки снимают, погружают в раствор дезинфицирующего средства. Руки обрабатывают антисептиком.
В случае возникновения аварийной ситуации, представляющей риск инфицирования медицинского работника, ответственный за профилактику ИСМП в ЛПУ организует регистрацию в журнале учета травм и составляет акт в соответствии с законодательством.
Соблюдение правил обработки кожных покровов пациента составляет неотъемлемую часть санитарно-противоэпидемического режима. Например, обработку операционного поля пациента перед хирургическим вмешательством и другими манипуляциями, связанными с нарушением целостности кожных покровов (пункции, биопсии), предпочтительно проводить антисептиком, содержащим краситель. Обработку инъекционного поля осуществляют с помощью спиртсодержащего антисептика.
Для санитарной обработки кожных покровов пациента используют антисептики, не содержащие спирты, обладающие дезинфицирующими и моющими средствами. Санитарную обработку пациента проводят накануне оперативного вмешательства или при уходе за пациентом не реже 1 раза в 7 дней со сменой нательного и постельного белья.