По вопросу реализации мер общего характера




по делу «Лашманкин и др. против России»,

заявление №57818/09 и 14 других

решение от 7 февраля 2017 г., окончательное решение от 29 мая 2018 г.

18 января 2022 г.


Введение и описание

1. 20 апреля 2020 года Правозащитный центр «Мемориал» (далее — «Мемориал») и ОВД-Инфо подали представление по статье 9.2 в Комитет Министров о применении мер общего характера по делу № 57818/09 «Лашманкин и другие против Российской Федерации» (далее — «Лашманкин»). В этом материале «Мемориал» и ОВД-Инфо предоставили подробное описание проблем, существующих в российских законодательстве и практике в отношении свободы собраний. 27 апреля 2021 года «Мемориал», ОВД-Инфо, Комитет против пыток и Фонд «Общественный вердикт» предоставили дополнительную информацию об этом представлении. Данное представление является актуализацией представления от 27 апреля 2021 года.

2. Это представление было подготовлено следующими российскими НПО и проектами, работающими, в частности, над вопросом свободы собраний в России и смежными вопросами:

• Правозащитный центр «Мемориал»,

• ОВД-Инфо,

• Комитет против пыток,

• Фонд «Общественный вердикт»,

• Московская Хельсинкская группа,

• Гражданский правозащитный проект «За права человека»,

• Информационный центр «Indigenous Russia»,

• Международный фонд развития и солидарности коренных народов «Батани» (Batani Foundation),

• Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так-так»,

• Благотворительный фонд социально-правовой помощи «Сфера»,

• Фонд «Справедливость для Журналистов» (JFJ).

3. Ниже констатируем, что проблемы, выявленные ЕСПЧ в деле Лашманкина, российскими властями не решались. Наоборот, ситуация со свободой собраний в России только усложнилась и стала ещё более серьёзной.

4. Кроме того, резко сужается пространство для диалога между государством и гражданским обществом. Несмотря на усилия НПО, Правительство никак не контактирует с нами и не предпринимает никаких действий, направленных на защиту права на свободу собраний в России. Наоборот, правительство преследует и наказывает НПО и активистов, пытающихся поднимать существующие проблемы со свободой собраний.

5. Более того, «ОВД-Инфо» было «наказано», среди прочего, за предоставление указанных отчетов по Правилу 9.2. 29 сентября 2021 года российские власти признали ОВД-Инфо «иностранным агентом», поскольку, согласно решению суда, этот проект получал иностранное финансирование и вел политическую деятельность, в том числе обнародовал доклады о свободе собраний через Совет Европы, в которых описывались проблемы в российском законодательстве и давался перечень рекомендаций по борьбе с ними. [1]

1. Законодательство о свободе собраний (обновление с апреля 2021 г.)

6. Необходимые реформы не были проведены. На сегодняшний день российские власти не внесли каких-либо изменений в законодательство, необходимых для исполнения судебного решения по делу Лашманкина. До сих пор запрещены стихийные несанкционированные акции протеста, всё ещё неудовлетворительна процедура согласования массовых мероприятий, за участие в несанкционированных мирных собраниях предусмотрены крупные административные штрафы и административные аресты, по-прежнему возможна уголовная ответственность за участие в несанкционированных мирных акциях протеста.[2] В большинстве регионов до сих пор действуют строгие антиковидные меры, запрещающие как массовые публичные собрания, так и любые публичные мероприятия, в том числе одиночные пикеты (например, в Москве и Санкт-Петербурге). Мы по-прежнему считаем, что эти правила несоразмерны, поскольку другие массовые мероприятия (например, культурные, спортивные) не запрещены, кафе и рестораны не закрыты.

7. Приняты дополнительные ограничительные законы. С 27 апреля 2021 года власти приняли новые законы, которые не касаются свободы собраний как таковой, но оказали или окажут на нее косвенное негативное влияние.

a) Иностранные соцсети теперь обязаны открывать представительства в России[3]. Соответствующий закон позволяет российским властям усилить контроль над интернетом и средствами связи, которые часто используются для мобилизации и организации протестов.[4]

b) Законом от 4 июня 2021 г.[5] введен пятилетний запрет на участие лидеров и руководителей экстремистских организаций выборах всех уровней, а также аналогичный трехлетний запрет для сторонников и сотрудников таких организаций. Точного определения «сторонников» нет, поэтому оно может касаться участников публичных собраний, анонсированных такими организациями (например, собраний, организованных Фондом борьбы с коррупцией (далее — «ФБК») в январе и апреле 2021 года).

c) Закон от 30 декабря 2021 года допускает внесудебный запрет веб-сайтов, предположительно оправдывающих экстремизм.[6] Решение о том, оправдывает сайт экстремизм или нет, принимается Генеральным прокурором или его заместителями и может быть немедленно исполнено Роскомнадзором[7]. Существует риск того, что такая быстрая процедура и неопределенные основания для запрета могут быть использованы для оперативного удаления онлайн-объявлений о несанкционированных мирных собраниях.

d) Проект поправок позволяет полиции устанавливать ограждения в местах проведения публичных собраний.[8] Проект одобрен Госдумой во втором чтении и еще не принят окончательно.

8. Позиции Конституционного суда:

a) Никакого морального ущерба за незаконное несогласование проведения публичных собраний. Суды отказали в присуждении компенсации морального вреда организаторам публичных протестов, которым было отказано в согласовании, несмотря на то, что отказы были признаны незаконными в судебном порядке. Конституционный суд не усмотрел в данном деле нарушений Конституции и отказал в рассмотрении заявления.[9]

b) Конституционный суд подтвердил запрет на проведение «серийных» несанкционированных одиночных пикетов.[10]

c) Свобода собраний на практике (обновление с апреля 2021 г.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: