Лекция 12. Авторитет педагога. (2 часа)




1. Авторитет: слагаемые, типы.

2. Терминаторный менеджмент.

Тезисы лекции.

Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета.. Слагаемые авторитета преподавателя поддерживаются:

безупречным знанием своего предмета и методики обучения; серьезным отношением к работе, искренней заботой об успехах каждого учащегося; общей эрудицией, культурой, тактом; добротой и умением контролировать свои чувства; внедрением в обиход коллективной жизни добрых, возвышенных идей, привычка всегда быть добродушным, а желательно и веселым; любовью к Родине, патриотизм - основное требованием к педагогу на протяжении всей истории человечества;

умением убеждать окружающих в правильности своей позиции, искать и готовить себе единомышленников. Убеждения заставляют непримиримо относиться к недостаткам в учебной и воспитательной работе, к проявлениям лени, бескультурья, формализма; гражданской и общественной активностью. Идейный облик педагога — неотъемлемая составная часть его педагогического мастерства, его боевое оружие; моральной чистоплотностью. Авторитетный преподаватель не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не ссорится при учениках с коллегами. Не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против коллег, родителей, технических работников, администрации вуза. Не подрывает авторитет

товарищей -преподавателей, не отзывается пренебрежительно об их дисциплинах, об их работе. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения преподавателя и учащегося.

Терминаторный менеджмент

Первый тип — «Один я все знаю, все вы неучи». Второй тип — «Создатель чехарды в компетентности». Третий тип — «С кем мне приходится работать?» Четвертый тип— «Чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение». Пятый тип — «Главное, добиться высоких результатов в поведении и успеваемости».

Виды ложного авторитета:

Авторитет подавления. Авторитет расстояния. Авторитет педантизма. Авторитет резонёрства.

Авторитет мнимой доброты.

Литература:

1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.

2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с

4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.

5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.

Формат проведения занятий: беседа, творческая работа.

Лекция 13. Педагогическая эрудиция и компетентность как условие педагогического мастерства.

1. Педагогическая эрудиция.

2. Профессиональная компетентность педагога: структура, содержание.

3. Виды педагогической компетентности.

Тезисы лекции.

Педагогическая эрудиция — важнейшее условие педагоги­ческого мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил Г.С. Сковорода. Эрудиция — ученость, начитанность, ос­новательное знание предмета. Энциклопедичность знаний — ве­дущая характеристика эрудиции учителя, так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельно­сти. Эрудиция достигается путем непрерывного образования и са­мообразования учителя. Источниками самообразования могут выступать книги, курсы, лектории, экскурсии, поездки, телепе­редачи, радиопередачи, периодика, театр, общение с людьми. К.Д. Ушинский считал, что учитель остается учителем до тех пор, пока учится.

Для учителя как работника умственного труда существенны­ми являются сформированные культура и техника умственного труда, которые предполагают следующие умения:

- быть идеальным читателем, владеть разнообразными ви­дами чтения (их свыше 60);

- сформулировать информационный запрос;

-работать в библиотеке, с библиотечными каталогами, ин­формационными справочниками, с персональным компь­ютером;

оформить результаты изучения литературы в виде кон­спекта, тезисов, реферата, рецензии, аннотации и т.п.;

-организовать свое время, составить программу самообра­зования;

-систематизировать и организовывать личные библиотеки
и собранные материалы.

В структуре труда учителя можно выделить следующие со­ставляющие:

1) профессиональные психологические и педагогические зна­ния;

2) профессиональные педагогические умения;

3) профессиональные психологические позиции и установ­ки учителя;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение про­фессиональными знаниями и умениями.

Энциклопедичность знаний как ведущая характеристика эрудиции педагога. Непрерывное образование и самообразование как основные пути достижения эрудиции. Профессиональная компетентность педагога как готовность к осуществлению педагогической деятельности. Структура профессиональной компетентности. Содержание теоретической готовности педагога: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога: организаторские и коммуникативные умения. Виды педагогической компетентности.

Литература:

1.Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2013. – 150 с.

2.Красноплахтова Л. И. Педагогическая техника преподавателя высшей школы как элемент педагогического мастерства: Учеб. пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 97с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Ростов-н/Д; «Феникс», 2013 – 380с

4.Педагогическое мастерство: Краткий конспект лекций / Р.Г.Габдрахманова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. – 186 с.

5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2013.-256с.

Формат проведения занятий: беседа, анализ текста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: