Мировоззренческая функция.




Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшая убеждением и жизненной позицией. Различают мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. В философском мировоззрении философия выполняет роль его основы, фундамента. Она выносит на передний план интеллектуальные аспекты. В отличие от мифологии и религии, философия ориентирует не на веру, а на свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философские идеи, став убеждением и жизненной позицией, превращаются в неотъемлемую часть мировоззрения человека.

Методологическая функция.

Методология – это учение о методе научного познания и преобразования действительности, целостная система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Философия определяет наиболее общие пути, методы и средства познания и преобразования действительности.

Аксиологическая функция.

Аксиология – это учение о ценностях, предполагающее критическую оценку всех наличных форм бытия и ориентацию на тот или иной идеал.

Идеологическая функция.

Идеология – это система взглядов и представлений, в которой интересы определенных партий, классов, социальных групп выражены в теоретической форме. Философия всегда используется для построения тех или иных идеологических концепций. При этом такое использование, как правило, ведет к упрощению и даже извращению философских постулатов.

4. Специфика философского знания. Философия и наука. Взаимовлияние философии и науки.

В чем состоит специфика научного и философского мышления?

Прежде всего научное мышление предметно, встроено в четкие границы предмета данной науки. Философское мышление осуществляется на базе сопоставлений, сравнений, переходов от одной области к другой. Научное мышление осуществляется в рамках норм конкретной науки. Оно четко запрограммировано правилами научного исследования. Философское же мышление подчинено правилам логики и здорового взгляда, то есть запрограммировано не так четко, как научное.

Научное мышление осуществляется на базе научных понятий, философское – на базе философских категорий, которые не настолько четкие как научные. Именно подобная «нечеткость» философских категорий позволяет с их помощью определить направленность научного поиска в тех ситуациях, где научные понятия не срабатывают.

Философское мышление связано с целенаправленностью и формированием ценностей, научное – реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопросы почему, а философия – на вопросы: для чего, с какой целью?

Научное мышление свободно от каких – либо проявлений, которые характеризуют отношение человека к миру. В рамках науки действительность берется в форме объекта. Философское мышление рефлексивно, оно обращено не только к объекту, но и к процессу его исследования.

5. Философия в системе культуры. Место философии в жизни человека и общества. Типы культур, благоприятствующие и препятствующие развитию философии.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию "цветком культуры нации". Философия, конечно, входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в ней, в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры - произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и все другое, что служит духовной пищей человечеству. В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками.

 

6. Философская картина мира. Классификация картин мира.

Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.

Все картины мира можно разделить по двум основаниям:

· Степень общности. Здесь могут быть выделены:[4]

· 1) всеобщая картина мира отдельного исторического периода (физика Аристотеля, физика Ньютона, теория относительности Эйнштейна)

· 2) частная научная картина какой-то определённой отрасли знания (физическая, химическая, биологическая и т.д. картина мира)

· 3) индивидуальная (представления о мире отдельно взятого индивида).

· Средства моделирования реальности. Здесь можно выделить мифологическую, религиозную, научную, философскую и эстетическую (художественную) картины мира, которые по своей сути являются полностью равноправными, взаимодополняющими друг друга, как и исторически относительными и изменчивыми.

 

7. Бытие как интегральное понятие, виды и формы бытия. Проблема бытия в истории философии.

На протяжении столетий и тысячелетий философы стремились построить теорию бытия, которая бы дала ключ к пониманию всего остального. Возникновение и уничтожение, сохранение и изменение, развитие и деградация были бы определены через их отношение к бытию, а значит и познаны. Из свойств и качеств бытия предполагалось вывести все многообразие процессов и явлений окружающего мира. Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. всеобщее — это мир в целом, космос, природа, человек и результаты его деятельности;

единичное — это отдельный человек, животное, растение; особенное — это различные виды животных, растений, социальные классы и группы людей.

 

  1. Движение как всеобщий и универсальный способ существования Бытия. Движение и покой.

Движение - это универсальный способ существования материи. Движение - это всякое изменение. Движение - философская категория, которой мы обозначаем такие свойства материи, как изменение, силу, энергию, материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи. Движение абсолютно, а покой относителен. Следует добавить, что движение:
• возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов - работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы - движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения на всех его уровнях: даже мышление человека представляет собой движение мысли);
• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой:

1) временное и относительное равновесие материальной системы. Покой — результат динамического равновесия внутренних и внешних тенденций изменения определенного объекта; в одних отношениях объекты покоятся, в других они непременно вовлечены в движение (как, скажем, мебель, здание вместе с Землей). Таким образом, движение абсолютно, а покой относителен;

2) покой безотносителен как необходимое составляющее движения. Покой и движение неразрывны (механически движущееся тело покоится в механической форме движения).

9. Категории «пространство» и «время» в субстанциональной и реляционной философских концепциях. Концепция пространства и времени А. Эйнштейна, ее роль в достижениях современной науки.

Сторонники первого - субстанционального (Демокрит, Эпикур) - считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики.

Сторонники второго - реляционного (от лат. relatio - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
• время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;
• пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:
• подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;
• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

10. Сущность диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. Развитие диалектики в истории философии.

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории, принципы.
Главная проблема диалектики - что такое развитие?
Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.

11. Идея развития и понимание диалектики в истории философии. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

этап – античная философия Под диалектикой стало пониматься искусство спора, дискуссии, умение вести диалог путем сопоставления и обсуждения разных точек зрения, зачастую противоположных. Цель диалога – отыскание истины путем преодоления односторонности суждений, учета разных точек зрения.

этап – средневековая философия В христианском мировоззрении преодолевается цикличность античной модели мира, разрабатывается идея векторного времени (направленного от прошлого к будущему, от начала к концу). Применительно к социальному бытию это позволило, хотя и на идеалистической, религиозной основе, представить историю общества во временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни, т.е. сделать шаг в направлении теории развития.

этап – философия Возрождения В пантеистических воззрениях этого периода содержались элементы диалектики. Отождествление пантеизмом Бога и природы приводило к тому, что Бог из творца и устроителя мироздания превращался в принцип самодвижения всего сущего

этап – философия Нового времени. В новоевропейской философии, несмотря на господство метафизических воззрений, выдвигались диалектические идеи. Декарт развивал идею развития применительно к космологии. Спиноза дал диалектическое понимание субстанции (природы) как «причины самой себя», рассмотрел диалектику необходимости и свободы, а связь идей в мышлении трактовал как отражение связи вещей. В философии Лейбница присутствует идея о самодвижущихся, активных субстанциях – монадах, а также глубокая диалектическая идея о внутренней связи пространства, времени и бытия.

Вершиной классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который «…впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» (Ф.Энгельс). У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, рассмотренных в «Науке логики», переходя далее к природе, чьи изменения в пространстве, но не во времени описаны в «Философии природы», и заканчивая развитием духа в его индивидуальных и общественных формах в «Философии духа». Духовные процессы общественной жизни представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальные. Реальная история стран, народов осмысливалась им как воплощение духа, идей.

12. Структура диалектики и ее основные функции. Философская характеристика развития.

Основные функции диалектики:

1. Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

2. Гносеологическая: изучение закономерностей познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

3. Логическая: исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.

4. Методологическая: разработка на основе объективных всеобщих законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5. Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.

6. Праксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» вето изменении — опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем.

Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира II его всеобщих характеристиках.

Категории диалектики — формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной Практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др.

Связь и взаимодействие определенных категорий выражают законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким является противоречие (единство противоположностей).

13. Диалектика как логика познания. Исторические типы диалектики

Диалектика как теория познания основана на принципе отра­жения и представляет собой применение, к процессу и развитию познания». Она несколько шире, чем диалектическая логика, и изу­чает такие проблемы, как познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, прак­тика как основа познания и критерий истины, формы истинного знания, чувственное и рациональное знание и диалектика их соотношения, и др. Вместе с тем диалектика как логика в ином отношении шире теории познания — она изу­чает весь категориальный строй мышления. Предмет исследования диалектики как логики — творчески познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противо­речий); его логические структуры и соотношения их элемен­тов — понятий, суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Диалектика как логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и провер­ки. Диалектическое исследование мышления предполагает анализ его возникновения и истории развития в результате обобщения истории материальной и духовной культуры. Диалектика как логика изучает всю систему катего­рий в их гносеологических и логических функциях, а также специфические познавательные категории, принципы и процедуры (например, восхождение от чувственно-конкретного к аб­страктному, переход от абстрактного к понятийно-кон­кретному, соотношение эмпирического и теоретичес­кого, приёмы обобщения, идеализации, анализа и син­теза, индукции и дедукции и др.). Следовательно, диалектика как логика изучает не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, которые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных особен­ностей диалектики как логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к другой, более вы­сокой.

14. Принципы и законы диалектики. Античная диалектика.

Выделяются три базовых закона диалектики:
• закон единства и борьбы противоположностей;
• закон переход количества в качество;
• закон отрицание отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные изменения раскрывает общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е.
переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Качество - категория для выражения специфики вещи, тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество - исчисляемые параметры предмета или явления

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов.

15. Категории диалектики. Законы диалектики ГВ.Ф. Гегеля.

К основным категориям диалектики относятся:
• единичное, особенное, всеобщее;
• причина и следствие;
• необходимость и случайность.
• возможность и действительность;
• сущность и явление;
• структура, форма и содержание.

Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.

Категория «всеобщее» - это общее, присущее всем без исключения классам объектов.

Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.

Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему.

Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.
Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств.

Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность - это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность - это реализованная возможность, реально существующее бытие.

Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.
Содержание - совокупность всех элементов и процессов какого-либо объекта или явления, содержание является ведущей стороной по отношению к форме объекта. Содержание представляет собой более мобильную сторону, тогда как форма (способ, тип, характер взаимосвязей элементов) более устойчива, консервативна. В определенных пределах форма может «выдержать» частичные, локальные изменения в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т.е. способа организации содержания.

16. Диалектика и синергетика: развитие как самоорганизация. Причины развития в диалектике и синергетике.

В наше время диалектику понимают как стиль мышления, рассматривающий информационно неисчерпаемый мир в качестве единой развивающейся системы, в котором источником развития является взаимодействие разнонаправленных тенденций и процессов. Общей теорией развития является диалектика. Она исследует причины развития, его механизм и направление. В современной науке диалектика как учение о связях в развитии и о развитии в связях конкретизирована в системном подходе и синергетике. Диалектика хронологически предшествует синергетике.

Синергетика - область научных исследований, выявляющая общие закономерности возникновения устойчивых самоорганизующихся структур из хаоса в открытых системах.

Синергетикавыступает как бы посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием. Объект синергетики, как и диалектики, - весь мир во всех его проявлениях. Сравнение категориального аппарата диалектики и общих понятий синергетики приводит к выводу, что в рамках синергетики складывается своеобразная форма диалектики. Но если предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания, то предметом синергетики являются законы самоорганизации мира. В отличие от диалектики, которая понимает развитие как особый вид изменений, характеризующийся качественной перестройкой структур, синергетика рассматривает развитие как единство моментов хаоса и порядка.

17. Концептуальные подходы к проблеме сознания. Особенности постановки проблемы сознания на различных этапах историко-философского процесса.

Проблема сознания относится к числу тех, которые постоянно находятся в центр исследования философии и специальных наук. Постановка и решение проблемы сознания, философии в значительной степени определяется развитием естественных наук, изучающих мозг, психику и поведение человека. Новейшие научные достижения позволили выявить и актуализировать такие аспекты проблемы сознания, которые в прошлом исключались из сферы философского анализа. Немногие философские категории обладают столь сложной противоречивой судьбой, какой отличается понятие "сознание". Оно вобрало в себя много значений.
На ранних ступенях развития Ф носителем и причиной мыслей и чувств человека считалась душа, которая лишена неповторимости и индивидуальности. Гераклит трактовал ее как нечто огненное. Атомисты считали душой то, что доставляет живым существам движение.

В средние века на передний план выдвигается мысль и воля надмирового бестелесного духовного начала, которое считалось существующим до мира и создавшим мир из ничего. Именно оно мыслит, живет, чувствует в человеческом сознании. Разум человека, его мышление - искорки божественного разума.

Переход от понятия души к категории сознания осуществляется в европейской философии в период зарождения буржуазного общества. То понятие сознания, которое становится центральным для последующих столетий, впервые оформляется у Декарта. Он закладывает основы понятия сознания как замкнутого в себе внутреннего мира, понятия, Которое отражает не внешнее бытие, а самого себя

Лейбниц рассматривал сознание как активную, деятельную силу. Спиноза лишил сознание субстанционального характера, рассматривая его одним из атрибутов природы, наряду с притяжением.

18. Сознание, его формы, структура и функции. Сознание и бессознательное.

Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
• сознание существует;
• оно имеет особую, идеальную природу (сущность)

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:
1. «бытийное сознание» («сознание для бытия»);
2. «рефлексивное сознание» (сознание для сознания);
3. самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).
Этими функциями являются следующие:
1. функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);
2. функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний - это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде - есть мое сознание»);
3. функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей - воля человека выступает как компонент сознания);
4. творчески-креативная, порождающая функция;
5. функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способе регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость[источник не указан 180 дней]. Разум как самосознающий[источник не указан 180 дней] рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

19. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Формы общественного сознания.

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык – это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя.

Таким образом, человек впитывает в себя опыт предыдущих поколений и использует его в последующем на опыте личном. Вне социума человек существовать не может. В истории есть примеры того, когда дети, лишенные социального окружения и воспитанные в среде животных, признаками сознания не обладали, хотя мозг как физиологически нормальный, сохранялся. Но, тем не менее, данный процесс носит необратимый характер. С точки зрения развития и эволюции общества это совершенно понятно. Положение вне общества, отсутствие общественной жизни не сделали бы человека человеком, основным занятием которого было бы удовлетворение элементарных потребностей.
Человек создает как бы «вторую природу» в процессе своей практической деятельности. В результате высвобождается время для активных творческих занятий, развития умственных и физических сил. Происходит переоценка ценностей, меняются мотивы, совершенствуются межличностные отношения. Формируются особенности существования и жизненной ориентации, которые имеют специфически человеческий характер, общественную природу. Человек является существом коллективным, «общно-общинным» и такой способ его существования обусловил формирование механизма переработки и хранения коллективного опыта, ставшего общим достоянием.

20. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии. Сущность и взаимосвязь гносеологических категорий: объекта и субъекта познания.

Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто - идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Среди агностиков наиболее известным является И. Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе - человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».
Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это является условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (т.е. с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
• историзма - рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
• практики - признавать главным способом познания практику - деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
• объективности - признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания человека;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины - искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектом является человек - существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры - носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

 

21. Познание, его уровни и формы. Суть иррационалистического подхода к познавательной деятельности.

Познание – это процесс получения знания, обусловленный общественно-исторической практикой, а знание – это результат этого процесса.В реалистической материалистической концепции познания выделяются следующие функции практики: практика – это источник познания;

- практика – это движущая сила познания, обеспечивающая процесс познания техническими средствами познания;

- практика является непосредственной целью познания.

Практика – это процесс опредмечивания и распредмечивания знания, социокультурного опыта и решающий критерий истины. В европейской философии ключевыми категориями познания являются истина и заблуждение, т.к. главной целью европейской философии и науки является поиск истины.

Истина – есть знание, соответствующее предмету и совпадающее с предметом, адекватное отражение действительности. Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения неизбежны в процессе познания и выступают закономерным моментом познания, движением к истине. Заблуждение отличается ото лжи как сознательного искажения знания о предмете. стина обладает следующими характеристиками:

- она объективна по внешнему содержанию;

- истина субъективна по своей форме;

- истина абсолютна и всегда относительна, т.к. знание о предмете изменчиво и углубляется по мере развития практики;

- истина всегда конкретна.

Знание дифференцируется и выступает в различных формах: науке, мифологии, религии, философии и др. Теоретическое познание ассоциируется с научным познанием, обладающим следующей спецификой:

1. Целью познания является обнаружение объективных закономерностей мира, выраженного в форме закона.

2. Непосредственная цель познания – это объективная истина, получаемая в основном рациональным путем.

3. Научному познанию присущи строгая доказательность и достоверность выводов.

4. Внутренняя непротиворечивость, системность, открытость для критики, опытная проверяемость.

5. Научное познание стремится к необходимости быть воплощенным в практике.

В науке выделяют два уровня познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания – это непосредственное исследование реально существующего предмета, в котором обнаруживаются внешние, несущественные связи и отношения. Теоретический уровень исследования – это преобладание рационального момента познания, т.е., наличие понятий, теорий, законов, благодаря которым раскрываются сущностные связи и закономерности развития предметов. В реальном процессе познания эмпирический и теоретический нельзя отрывать друг от друга, граница между ними условна и размыта.

Помимо уровней в исследовании процесса познания выделяют следующие стороны познания: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание основано на получении информации о мире с помощью органов чувств, формами этого познания будут:

1. Ощущение – первичное. элементарное, далее психологически неразложимое явление. Благодаря ощущениям отражаются отдельные свойства предмета.

2. Восприятие – целостный чувственный образ предмета, формируе





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!