или Роль православной общины в воцерковлении людей с ограниченными возможностями




Автор — Александр Кисляков, 30 лет, с.Чибирлей Кузнецкого района, Сделан доклад на Рождественских чтениях-2017-2018

Во Христе нет инвалидов,

или Роль православной общины в воцерковлении людей с ограниченными возможностями

 

Самая страшная инвалидность —

это отсутствие человеческого сердца!

Прт.Алексей Уминский

 

При посещении дома для детей-инвалидов в одном из монастырей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «… Очень большой вопрос, кто кому больше нужен – мы инвалидам или инвалиды нам? Потому что, взирая на ограниченность человеческих возможностей, не может оставаться безучастным даже самый черствый человек. Может быть, для того чтобы общество наше не теряло человеческого лица, Господь являет нам Свои раны – в лице людей, лишенных тех возможностей, которые имеем мы. Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяется способностью помогать инвалидам – поддерживать их с детства и до самой смерти».

Св. ап. Павел, сравнивая каждого члена Церкви с членами тела (Еф. 5, 30), дает нам представление о разнородности общества и разнообразии функций разных его членов, но в тоже время и о его единстве. Таким образом, мы приходим к выводу, что все мы разнообразны и не только внутренним своим душевным или, может, даже духовным составом, но зачастую и вполне обыденным - телесным.

С самого начала христианской эры было ясно, что необходимо обуздывать и даже умерщвлять «ветхого человека» (Еф. 4,22), а инвалидность что же, если не данное Богом уже ограничение «крови и плоти»?

Сейчас очень популярна тема интеграции инвалидов в обществе. Думается, это явление, кроме очевидных плюсов, имеет также и некоторые минусы. Мы, инвалиды, все же не такие, как другие, члены общества, мы особенные. А интеграция инвалидов в нашем обществе нацелена, на мой взгляд, на стирание этих различий. В результате неправильно понимаемая толерантность дает представление о всеобщей одинаковости; на самом же деле она должна нести в себе уважение именно к ОСОБЕННОСТЯМ других, не таких, как ты, людей.

На вопрос учеников о причине болезни слепорожденного Господь ответствовал, что не за его, не за родителей его грехи попущена сия болезнь, но для того, чтобы на нем явилась Слава Божия (Ин. 9, 1-5). Но ответ Господа ученикам приобретает совершенно новый и гораздо более глубокий смысл применительно к учению советского психолога Л.С. Выготского. Он, может быть, искренне считая себя атеистом, но при этом, безусловно являясь продуктом тысячелетней православной культуры, разработал очень христианскую теорию о ближайшей зоне действия.

Суть его теории в том, что человек, имеющий ту или иную форму инвалидности, должен контактировать с внешним миром теми способами, которые ему доступны: для неслышащих – это письменная речь, чтение по движущимся губам, язык жестов, который был разработан также в лоне Христианской церкви; для незрячих – шрифт Брайля и т.д.

Общине в наших храмах необходимо максимально контактировать с инвалидами всеми доступными для нас, инвалидов, способами. Прот. Алексий Уминский говорит: «Когда инвалиды попадают в поле зрения какой-либо церковной общины, над ними нередко устанавливают патронат, начинают помогать. Православные христианские общины сегодня занимаются инвалидами, больными в хосписах… На Западе для инвалидов так выстроены условия, что они всегда находятся в центре общественной жизни… Наши инвалиды – затворники, они из дома выйти не могут, у нас ничего не оборудовано. Мы их поэтому и не видим… они – словно заключенные, обречены на одиночество, если нет того, кто бы мог просто выкатить коляску».

Инвалиду часто даны так называемые компенсаторные возможности, с помощью которых он и может подняться по карьерной лестнице или просто существовать в обществе неиждивенцем. Но христианам известно, что составляют человека, кроме тела, еще душа, которая бессмертна, и отвечающий за непосредственный контакт с Творцом, дух. Давайте представим себе, что и этим частям человека также даны компенсаторные возможности. Известно, что настоящим психологом может быть только тот, кто и сам испытал какие-либо трудности. Инвалид испытывает трудности априори, ежесекундно, кто, если не он, поймет и сумеет рассудить и понять другого, испытывающего трудности.

Известно также, чтобы достичь чего-то в молитвенной духовной жизни, необходимо погрузить свое око внутрь себя. Кто, как не инвалид, обреченный на одиночество и очень трудное понимание со стороны даже близких людей, будет искать утешение не во внешнем, но во внутреннем своем человеке.

Но эти самые компенсаторные способности скорее потенциальны и, в случае невостребованности и неразвитости данных способностей, они затухают. В чем нуждаются инвалиды и их семьи, так это в миссионерской деятельности в своей среде. Необходима элементарная катихизация инвалидов.

К счастью, некоторые шаги делаются в данном направлении: печатаются, например, молитвословы и другие книги духовного содержания шрифтом Брайля, есть много примеров, когда незрячие люди читают или поют на клиросе. Психологически очень важно инвалиду чувствовать себя нужным, поэтому необходимо давать ему трудовые задания, причем соответственно компенсаторным возможностям. С духовной же точки зрения инвалиду необходимо научиться правильной глубокой молитве, и здесь ему равных не будет. Ведь сама его жизнь часто ограничена, и то, что здоровому человеку придется обуздывать постом и проявлять подвиги воздержания, у инвалида часто уже достигнуто.

Если физическим здоровьем таковых людей, особенно детей, в той или иной мере занимается государство, то духовным, может заняться Церковь и церковная община.

Для того чтобы люди с ограниченными возможностями, а также их семьи смогли участвовать в жизни церковной общины вместе со всеми, требуются специальные усилия. Община может помочь людям с ограниченными возможностями участвовать во всех сторонах жизни общины; помочь родителям или родственникам разделить их заботы с общиной, чтобы родители (родственники) могли полноценно участвовать в таинствах, в паломничествах, получать духовное образование, помогать в церковных служениях и т.д.

В человеке с ограниченными возможностями членам церковной общины важно видеть не столько объект помощи, сколько брата, сестру, друга. Это лучше всего получается, когда церковная община или специальная группа внутри общины собираются не вокруг людей с ограниченными возможностями как главной цели своей деятельности, а для жизни на евангельских началах и общего церковного служения, помогая при этом человеку с особенностями разделять жизнь общины. Каждый человек обретает достоинство, когда может не только получать, но и отдавать. Поэтому в храме на приходе хорошо бы организовать труд инвалидов для других и на пользу храма по мере наших физических возможностей: вырастить рассаду для цветов, найти информацию в интернете, подготовить буклет, и др.

По возможности прихожане с особенностями развития могут помогать друг другу: поддержать, пообщаться, поделиться литературой, информацией. Например, те, кто передвигается самостоятельно, везет колясочников. На мой взгляд, подход, когда люди с ограниченными возможностями учатся жить и общаться с общиной там, где они есть, независимо от того, сколько таких особенных людей, может быть плодотворным. Каждая церковная община способна принимать тех людей, которых Господь ставит рядом, каждая община может не только сочувствовать людям с инвалидностью и их родственникам, но и помочь им полноценно участвовать в церковной жизни.

Кажется очевидным, что помогать инвалидам, как и любым немощным людям, быть рядом с ними, это соответствует духу Христа. Всемогущий Бог, умалил Себя, стал человеком, гонимым, нищим, бесславным. Его не узнали, не поняли, предали, унижали, били, над ним смеялись. То есть Иисус испытал на Себе всю горечь и боль жизни среди людей. Он пришел и был среди мытарей и блудников, говорил и делил трапезу с бедными, больными, увечными, нищими, отверженными. Он пришел к грешникам, а не праведникам и пришел послужить, а не потребовать служение. Церковь - община Его учеников, то она и должна брать пример с Учителя, как Он Сам завещал.

Очень важный момент: общение с инвалидами должно быть ни социальной работой, ни гуманитарной помощью, ни подменой собой государственных служб. Община, объединяющая такие семьи должна стать в первую очередь средой, где восстановлены в правах любовь, ценность человеческой личности, уважение. В ней должна царить атмосфера, в которой люди, забывшие или не знавшие, что такое любовь, смогут поверить, что их любят.

И любят не из жалости и не по долгу веры, а как равноценных людей и болезнь не лишает их этого дара. Можно сказать, что община задумана как новая страна, которую населяют люди, согласившиеся учиться жить в доверии, любви, уважении свободы каждого. Это необходимые условия исцеления души. Община, главной сутью, которой является сопребывание друг с другом во Христе. Без Христа никакое сообщество любви не может долго существовать и развиваться.

Благодаря именно такому устроению возможно принятие человеком себя, других, своей ситуации. Принятия себя предполагает примирение с собой, с окружающим миром и с Богом. А к Нему у семей, в которых есть инвалид, обычно бывает очень много острых вопросов, которых в общине не боятся. Поэтому в центре духовности общины стоит опыт прощения. Не простив себя, Бога, судьбу, родителей, равнодушную государственную машину невозможно обрести внутренний мир в сложившейся ситуации. Без него душа будет жить в постоянном надрыве и стрессе, загнанном страхе за настоящее и будущее.

Чтобы помогать нам, людям с инвалидностью, надо понимать, что мы не меньше по своей значимости для Христа, чем любой преуспевающий и «полноценный». Пред Богом одинаково ценна личность каждого человека, независимо от его интеллектуальных или физических особенностей.

Главное в жизни общины – это соборная молитва. Какая уж тут молитва, если в храме соберутся хромые да увечные: и лица у нас неблагоговейные, и сидеть тихо-стройно мы не умеем. Однако, когда Господь находился среди людей, больных, мытарей, грешников, они же не стояли по струнке, затаив дыхание. Когда он исцелил парализованного, лежавшего 38 лет у купели Вифезда, это же было место, где и стоны, и крики, и запахи, тяжелое место, где лежат люди по много лет. Спасителя это не смущало.

Настоятель одного из храмов г.Москвы, куда на службы часто собираются люди с ограниченными возможностями, свидетельствует: «На Литургиях именно в это время чувствуется особое присутствие Христа. Потому что Он там, где страдание, там, где немощь, где отверженные, больные. Он среди тех, кто обделен человеческой любовью, среди тех на кого выпало особое зло мира. Христос с этими людьми. Поэтому никто никогда из участников такой соборной молитвы, каким бы не был тяжел его недуг, не может помешать такой службе – ни хождением, ни криком, ни сидя, ни лежа. Такая Литургия – всегда особая милость и доверие к участникам.

На таких службах, как ни странно, чувствуется большее благочестие, чем среди здоровых и «нормальных», там, где люди знают как себя вести. На общей Литургии дети, родители и друзья осознают, что находятся в особом мире и особом общении друг с другом и с Богом.».

Приход должен быть готов к нестандартному общению и служению. Инвалиды, которые приходят в храм, попадают в достаточно устоявшуюся жесткую схему жизни прихода. Бабушки требуют, чтобы было тихо; многие новоначальные приходят и думают о чем-то своем, им мешает человек, который топает, разговаривает, двигается тогда, когда положено молча замереть. Люди не должны забывать, что в храме нет своих и чужих, что ни у кого нет особого права перед Богом. Христос, прежде всего, принимает кающегося грешника, а не самовлюбленного праведника.

Непросто устроить на приходе общину, в которой бы принимали людей с инвалидностью. Не нужно, чтобы помощь на приходе превращалась в статью отчета о благотворительной, умилительной работе. Надо помнить, что люди хотят дать инвалиду подарок, коляску, лекарство – это прекрасно. Если же мы можем вернуть ему опыт любви, достоинства, понимание своей ценности как личности – это совсем другое.

Мне повезло: я попал именно в такую общину – в общину храма Димитрия Солунского в с.Поселки. Под руководством настоятеля о.Михаила Саранского организована работа с инвалидами Кузнецкого района: нас привозят на службы, организуются паломнические поездки с участием инвалидов, ведется работа с семьями инвалидов. Каждый из нас с учетом сил и возможностей получил от о.Михаила послушание, это так важно почувствовать себя нужным и не только брать и получать помощь, но и отдавать.

Хотелось бы закончить небольшой историей, рассказанной протоиереем Алексием Грачевым: «Ко мне на исповедь пришла больная девочка лет 12-ти из детского дома для умственно отсталых. Она не могла связать двух слов, крутилась, как волчок, её ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид её говорил о «неполноценности». И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье. Через год у неё появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть всё. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всём, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение. Когда я её видел, моё сердце сжималось от греховности и неправды моей собственной жизни.

Потом её перевели в другой детдом, и мы с ней некоторое время не виделись. Но однажды она приехала ко мне и сказала: «Батюшка, Вы за меня не беспокойтесь, я всё время со Христом. Он не покидает меня даже во сне...»

Если после этого соберутся все умники мира и представят мне самые точные доказательства того, что Бога нет, я с печалью на них погляжу...»

Я верю, что все сидящие в этом зале воцерковленные люди. Помогите нам, инвалидам, встретиться со Христом!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: