Система профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков




Вопросы для изучения.

Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения детей и подростков. •Система профилактики отклоняющегося поведения подростков. •Основные направления иэтапы воспитателно-коррекционной работы с девиантными подростками. •Методы и приемы коррекционно-педагогической работы с подростками с отклоняющимся поведением.

Опорный конспект

 

Психолого-педагогическая сущность девиантного поведения

Детей и подростков

 

§ Девиантное (от латинского deviatio- отклонение)- отклоняющееся поведение - определяется как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам (П сихология. Словарь. /Под ред. А: В. Петровского - M.1990 г. - с.257).

Ø Поступок - есть основная единица социального поведения. Он может быть выражен в действии или бездействии; позицией, высказанной в словах или отношениях к чему-либо; в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в виде действия, направленного на преодоление какого-либо препятствия (материального; духовного -закон, моральная норма).

§ Таким образом, поступок - это сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, самому себе, к группе или об­ществу.

Поступок как любое действие имеет соответствующую структуру:

- мотивы,

- намерения,

-цели,

- деяния,

-последствия, - самооценка своего поступка,

- отношение к его оценке окружающих.

Совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, - есть его по­ведение (Словарь по этике /Под ред. И. С. Кона, - М, 1983 г., - с.267).

Ø Поведение - это специфическая форма действий человека (например, агрессивное поведение, как форма действия, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применения силы в отношении к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб).

Поэтому, своеобразие поведения индивида зависит от характера взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм и ценностных ориентации, от ролевых предписаний.

§ Поведение (в том числе и отклоняющееся) проявляется в единстве мотивационно-ценностной и операциональной сторон человеческой деятельности. Поэтому мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете, проявляются не в том, что человек думает о своих поступках, а в общей линии поведе­ния на протяжении длительного времени в различных условиях.

Ø Отклоняющееся поведение подростков определяется особенностями их потребностей и интересов, мотивами деятельности, своеобразием характера и эмоциально-волевой сферы личности, дефектами правового сознания и недостат­ками опыта нравственного поведения, а также отрицательным влиянием семьи и близкого окружения.

§ Границы отклоняющегося поведения, его структура и содержание воспринимаются и оцениваются в научной литературе не однозначно.

• Одни рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка, предъявляемым ему социальных требований, нравственных норм и правил поведения. # другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушение, то есть "ненормальное" поведение с точки зрения нормативно значимого фактора (Куд­рявцев В. Н.)

• Отсюда, "отклоненное поведение" у Луганского В.Д., ПшебильскогоП.Г. трактуется как нарушение нравственных норм и своих обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста и с другой стороны. (Лутанский В. Д, Пшебильский П.Г. Методические рекомен- дации по воспитательной работе с педагогически запущенными подростками в учреждениях интернатного типа. - Л., 1979 г –с. 5).

• Зюбин Л.М. предлагает четыре варианта отклоняющегося поведения

- Первый - отклонения, которые не являются нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту, при нормальном психическом развитии (подросток может играть в игрушки детей детсадовского возраста).

- Второй - нарушение общепринятых норм, не являющихся правонаруше­ниями, это проявление жадности, эгоизма, замкнутости, недоверчивости, жесто­кости, если их не преодолеть, то они приведут к правонарушениям.

- Третий- правонарушения, поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства.

- Четвертый - отклоняющееся поведение, в значительной степени обуслов­ленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у подрост­ков с психопатическими чертами личности, у невротиков, психически больных людей. (Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М, 1991 г. - с. 73).

Ø Поэтому ряд исследователей отклоняющегося поведения, связывая его с неблагоприятными условиями социального развития, характеризуют как устой­чивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную ориентацию (Беличева С.А.).

 

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонений от своих гражданских, обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. (Это уклонение от учебы и работы, бродяжничество, погружение в мир искусственных иллюзий с помощью токсических и наркотических средств алкоголя, это, наконец, стремление к уходу от социальных проблем с помощью суицида, самоубий­ства)

Отклонения корыстной направленности имеют проступки и правонарушения, связанные со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляция, мошенничество и др.).

Отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, тяжкие телесные повреждения и пр.). (Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993 г.-с.25).

 

Ø Отклоняющееся поведение подростков различается:

• По уровню и масштабности отклоняющегося поведения (индивидуальный или массовый характер).

• По элементам внутренней структуры (половозрастные характеристики, соци­ально-групповая принадлежность).

• По ориентированности (экстравертивное- на внешнюю среду, интровертивное - направлено на себя).

• По типу эмоциональной устойчивости (неустойчивое с преобладанием черт возбудимости; неустойчивое с преобладанием черт тормозимости). (Рабочая кни­га социального педагога. / Под ред. Н.Ф. Масловой, ч.2. –Орел, 1995 г. - с. 150).

§В психолого-педагогической литературе наряду с понятием “отклоняющееся поведение” встречаются «отклонение в развитии», «отставание в развитии», «задержка психического развития». Необходимо отличать эти понятия, поскольку вторые обозначают дефект развития или его патологию.

· В основе "патологических" форм нарушения поведения лежат аномалии личностной сферы, появившиеся в результате врожденных или приобретенных причин социально-психологического или биологического характера (дородовые или родовые травмы, последствия перенесенной болезни и др.).

Ø Формы "непатологических" (не болезненных) нарушений поведения иногда сходны с аномальными проявлениями, но они характеризуются переходящими, ситуационно обусловленными изменениями поведения ребенка, зачастую кратковременны, проявляются в определенной микросреде, имеют выраженную психологическую направленность (то есть, сориентированы на субъект или си­туацию их вызвавшие) и не ведут к нарушению социальной адаптации подростка и не сопровождаются невротическими симптомами (см. Личко А.Е. «О поведенче­ских подростковых реакциях»).

• Отсюда трудновоспитуемость и социальная запущенность проявляется

как форма отклоняющегося поведения, при которой без патологий интеллекта в силу не болезненных особенностей нарушена социальная адаптация. Отклоняющееся поведение педагогически запущенных подростков проваляется как реакция имитации или протест.

• Таким образом, в основе отклоняющегося поведения подростков лежит блок социально-педагогических и психолого-биологических причин непатологического характера. (Подробнее смотри Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998.Гл.2.-с 28-68).

 

Система профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков

Воспитательно-коррекционная работа с подростками - составная часть профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

§ Профилактика (от греческого - prophylaktikos - предохранительный) -есть совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреж­дение возникновения и распространения болезни человека

Ø Отсюда, профилактика отклоняющегося поведения - есть совокупность социально-экономических, административно-правовых, психолого-педагогических, медицинских мер, направленных на предупреждение появления, развития и распространения негативных (асоциальных) явлений в молодежной среде и девиантного поведения среди подростков.

Цель педагогической профилактики:

• ликвидировать или нейтрализовать предпосылки и условия педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних,

• предупредить девиации в поведении подростков,

• создать необходимую социально - педагогическую основу для положительного формирования и развития личности подростков.

§Составляющие (основные элементы) системы профилактики педагогической запущенности и правонарушении несовершеннолетних.

1. Оздоровление социально-экономических условий и общественно-педагогической обстановки в микрорайоне школы и по месту жительства учащихся. Создание приемлемой основы для досуговой деятельности детей и мо­лодежи (для спорта, общественно-полезной, культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности).

2. Формирование нормативно-правовой базы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Реали­зация существующего законодательства, направленного на активизацию жизнедеятельности молодежи, на преодоление негативных явлений в молодежной среде (наркомании, токсикомании, молодёжной преступности).

3. Разработка комплекса мер, направленных на усиление

общественно-полезной деятельности молодежи, на paзвитие ее инициативы, самодеятельности и самостоятельности. Широкая пропаганда педагогических знаний и опыта здорового образа жизни детей и подростков.

4. Усиление профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям, имеющими отклоняющийся характер поведе­ния (социально-пассивного типа, корыстной направленности и агрессивной ориентации). Постоянная диагностика и мониторинг асоциальных явлений среди молодежи. Создание картотеки или банка данных о криминализации молодежной среды.

5. Ликвидация условий криминализации молодежной среды и причин педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних.

Целенаправленная работа с неблагополучными семьями, расформирование или пе­реориентация направленности деятельности асоциальных групп подростков.

6. Вовлечение подростков с отклоняющимся поведением в разнообразную внеурочную и внеклассную деятельность. Развитие у них потребности в преодолении и ликвидации негативных качеств и свойств, личности, опыта

отклоняющегося поведения.

7. Индивидуальная коррекция и персональная оценка личностных ка­честв подростков со стороны образовательных учреждений и общественных организаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: