ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ




М. Академический Проект, 4-е изд.

В книге представлен новый подход к игре с правилами в дошкольном возрасте; дается характеристика игры с правилами как специфическая деятельность, рассматривается логика ее становления в сравнении с сюжетной игрой детей; определяются психолого-педагогические условия, способствующие освоению дошкольниками игры с правилами в ее качественном своеобразии, оценивается влияние разных типов воздействия взрослых на развитие самостоятельной игры детей дошкольного возраста.

Для специалистов в области детской психологии и педагогики.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  
Глава I Психолого-педагогические проблемы  
развития игры с правилами в дошкольном детстве  
1 Общие проблемы становления совместной игры дошкольников  
2 Специфические характеристики игры с правилами  
3 Условия овладения детьми игрой с правилами  
Глава II Становление совместных игровых действий  
по правилу у детей 2,5-4 лет  
1 Образец целостной схемы взаимодействия как условие  
развития совместных действий детей  
2 Влияние рассогласований в самостоятельной деятельности  
детей на развитие совместных действий  
Глава III Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4-5 лет  
1 Установка на выигрыш как основа освоения общей схемы  
игры с правилами  
2 Особенности актуализации детьми схемы построения игры  
с правилами в самостоятельной деятельности  
Глава IV Пути усложнения игры с правилами у детей 5-7 лет  
1 Условия повышения значимости выигрыша для детей  
2 Развитие творческой активности детей в игре с правилами  
Заключение Литература  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена проблеме освоения дошкольниками игры с правилами как специфической деятельности и включает рассмотрение ряда конкретных вопросов: в чем состоят особенности игры с правилами по сравнению с другими видами детской деятельности, какое значение она имеет для развития дошкольника, когда и при каких условиях она может быть освоена ребенком, как можно совместить игру с правилами — достаточно жесткую, формализованную деятельность — с элементами творческого процесса.

Все процессы деятельности, в которых, собственно, осуществляется развитие и образование детей дошкольного возраста, могут быть условно разделены на две составляющие. Первая — это деятельность под непосредственным руководством взрослого, где он вступает с ребенком (или группой детей) во взаимодействия разного типа (учит на занятиях, организует практическую деятельность или играет вместе с детьми), вторая — свободная деятельность детей, где они относительно самостоятельны, независимы от взрослого. Благополучие ребенка и его полноценное развитие во многом зависят от его умения развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками, которая в дошкольном детстве протекает преимущественно в форме игры — сюжетной или игры с правилами.

Вопросы, связанные с педагогическим руководством сюжетной игрой, получили достаточную разработку и представлены различными концепциями (Р.И. Жуковская, Д.В. Ченджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова и другие). Игра с правилами у детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Как самостоятельная детская деятельность она, в основном, рассматривается в школьной педагогике (О.С. Газман, В.М. Григорьев и другие).

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на обучающих занятиях.

Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

Изучение особенностей становления игры с правилами, определение условий, облегчающих ее освоение в дошкольном возрасте, необходимы для разработки путей систематического руководства самостоятельной деятельностью детей, сочетания различных ее видов, обеспечивающих наиболее полное развитие ребенка.

Книга представляет собой итог многолетних исследований авторов. В первой главе мы рассматриваем различные, во многом противоречивые подходы к развитию детской игры, представления о существе игры с правилами и возможные пути ее освоения детьми. Остальные главы книги построены в форме экспериментальных этюдов, охватывающих последовательно все возрастные этапы дошкольного детства. В них мы попытались реализовать намеченные возможности развития игры с правилами и детально описать ход работы с детьми, чтобы материал исследования мог быть использован и практически.

Мы надеемся, что информация, содержащаяся в книге, будет полезна для исследователей, преподавателей дошкольной психологии и педагогики, а также интересна всем специалистам в области дошкольного воспитания.

Замысел этой книги и общая разработка ее структуры принадлежит одному из авторов — Н.Я. Михайленко.

Конкретно, вклады авторов в текст книги распределились следующим образом: §1 главы II, глава IV и заключение написаны Н.Я. Михайленко; §1 главы I, §2 главы II. глава III — Н.А. Коротковой; предисловие, §2 и §3 главы I подготовлены авторами совместно.

 

ГЛАВА I

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ИГРЫС ПРАВИЛАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: