У ФСФР нет нормотворческой функции.




Лекция. 9. Регулирование рынка ценных бумаг

       
 
 
   


Ключевые понятия

Регулирование РЦБ

Три цели регулирования РЦБ

Задачи регулирования РЦБ

Уровни (типы) регулирования РЦБ

Элементы системы регулирования

Три модели госрегулирования

Саморегулируемые организации (СРО)

Административное государственное регулирование

SEC

FSA

ФКЦБ

ФСФР

НАУФОР

IOSCO

 

Содержание:

9.1. Общие положения ………………………………………………………………… 1

9.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом ….………………………… 6

9.3. Регулирование РЦБ в России …………………………………………………... 16

9.4. Международное сотрудничество в области регулирования РЦБ…………… 22

 

9.1. Общие положения


Рынок ценных бумаг (РЦБ), как часть финансового рынка, является объектом контроля и регулирования.

 

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом за эти действия.

 

Регулирование охватывает всех участников рынка ценных бумаг: эмитентов, инвесторов, профессиональных финансовых посредников и организаторов инфраструктуры рынка.

Подлежат регулированию и все виды операций на рынке ценных бумаг: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые. Международная практика выделяет три основные цели регулирования РЦБ[1]:

 

● защита интересов инвесторов;

● создание и поддержание справедливых, эффективных и прозрачных отношений;

● уменьшение систематических и системных рисков.

 

В процессе реализации этих целей регулирование призвано решать следующие задачи:

 

● установление «правил игры» для участников рынка путем разработки идеологии и законодательной базы;

● поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников путем их защиты от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;

● обеспечение свободного и открытого ценообразования на основе спроса и предложения;

● развитие рынка, создающего стимулы для предпринимательской деятельности, подъема отдельных секторов и экономики в целом;

● создание системы информации о состоянии рынка и обеспечение её открытости для инвесторов.

 

Система регулирования РЦБ в настоящее время в большинстве стран имеет два уровня (типа): регулирование со стороны государства и саморегулирование профессиональных участников фондового рынка.

 

 

Исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось биржами, т.е. в рамках организованного рынка ценных бумаг. Государственное регулирование возникло гораздо позже. Теперь они дополняют друг друга и придают рынку ценных бумаг все более цивилизованный характер.

Государственное регулирование фондового рынка выступает в качестве механизма обеспечения интересов всех участников в рамках действующего законодательства. Необходимость регулирования государством обусловлена потребностью в создании нормальных условий функционирования участников рынка, защите их прав, развития инфраструктуры рынка и др. Государственное регулирование важно не только для развития фондового рынка, но и для всей экономики страны. Неэффективное государственное регулирование отражается на инвестиционном климате государства и доверии инвесторов (внутренних и внешних) к национальной экономике.

По степени жесткости регулирования фондового рынка различают:

 

● системы, основанные на жестких, детально законодательно проработанных правилах и нормах проведения операций с ценными бумагами и тотальном государственном контроле за их соблюдением (США);

● системы, в которых наряду с законодательно оформленными правилами существуют неформальные договоренности, традиции разрешения сложных ситуаций, так называемый принцип джентльменского поведения на фондовом рынке (Великобритания).

 

Система регулирования фондового рынка включает в себя следующие элементы:

 

● регулирующие нормы – законодательную базу функционирования РЦБ;

● регулирующие органы – государственные органы и саморегулируемые организации профессиональных участников фондового рынка;

● регулирующие процедуры – лицензирование деятельности, регистрация выпусков и т.п.;

● этику РЦБ, его традиции и обычаи.

 

С позиций органов, регулирующих РЦБ, различают следующие формы регулирования:

 

● государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами различных уровней и типов;

● саморегулирование рынка, которое реализуют профессиональные участники рынка ценных бумаг;

● общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, при котором реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой государство принимает те или другие нормативные акты, а профессиональные участники корректируют свое поведение.

 

Государственное управление РЦБ предполагает следующие формы:

 

● прямое, или административное управление;

● косвенное, или экономическое управление.

 

Административное государственное регулирование включает следующие элементы:

 

● установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов, закрепленных нормативными документами;

● государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

● лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

● создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ, а также системы санкций за нарушение законодательства;

● запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на РЦБ без соответствующей лицензии.

 

Косвенное регулирование осуществляется государством через экономические рычаги:

 

● систему налогообложения (ставки налогов, льготы и т.п.);

● денежно-кредитную политику;

● бюджетное и внебюджетное финансирование.

 

Особенности административного регулирования национальных рынков ценных бумаг по-разному складывались в разных странах. В континентальной Европе фондовые биржи возникли как публичные институты, и вмешательство государства в их деятельность продолжает носить достаточно активный характер. В Великобритании и США фондовые рынки создавались как частные организации, и роль государства в их регулировании ограничена.

В мировой практике существуют три основные модели государственного регулирования:

 

прямое (Ирландия, Нидерланды, Португалия);

с помощью финансово-банковских органов (Германия, Бельгия, Дания);

через специальные государственные учреждения (США, Франция, Италия, Великобритания).

 

В России исторически сложилась смешанная модель регулирования РЦБ, в которой наряду с прямым правительственным регулированием и контролем функционирует специальная служба, призванная заниматься исключительно финансовыми рынками. Государственные органы, осуществляющие контроль и регулирование фондового рынка России:

 

● Государственная Дума, издающая законы, регулирующая РЦБ;

● Президент, издающий указы, дополняющие и развивающие федеральные законы;

● Правительство, выпускающее постановления, обычно в развитии указов Президента;

● Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - непосредственный орган регулирования РЦБ;

● Министерство финансов РФ;

● Банк России и другие государственные органы регулирования ценных бумаг.

 

В России создан специальный федеральный орган исполнительной власти по РЦБ – Федеральная служба по финансовым рынкам (до марта 2004 года – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг).

Замена ФКЦБ новым органом государственного регулирования связана с тем, что регулирующие и надзорные функции за фондовым рынком и его участниками фактически были распределены между различными министерствами и ведомствами. Помимо ФКЦБ, контролирующие функции выполняли Банк России (за кредитными организациями), Минфин (за страховыми компаниями и отдельными профессиональными участниками фондового рынка), Минтруда (за негосударственными пенсионными фондами и т.д.).

Подобная сложная структура приводила к тому, что функции различных министерств и ведомств по надзору за рынком ценных бумаг пересекались, дублировались, а иногда и противоречили друг другу.

ФСФР была создана как мегарегулятор финансового рынка, являющийся единым государственным органом по упорядочению различных сегментов финансового рынка. По такому пути в свое время пошли многие страны: Норвегия (1986 г.), Канада (1988 г.), Швеция (1991 г.), Великобритания (1997 г.), Япония (1998 г.).

В России ФСФР – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору на финансовой рынках, находящихся в ведении Правительства РФ, и подчиняющийся непосредственно премьер-министру страны. ФСФР выполняет следующие функции:

 

● осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;

● обеспечивает раскрытие информации на РЦБ в соответствии с законодательством РФ;

● осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функции контроля и надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников РЦБ и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

● обобщает практику применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и вносит в правительство предложения об его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.

 

Процесс регулирования на РЦБ включает:

 

● создание нормативной базы функционирования рынка: разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, обязательных для исполнения всеми участниками рынка;

● разработку правил допуска до работы на фондовом рынке и своевременное выполнение всех операций с ценными бумагами;

● контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

● систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке, вплоть до исключения из рядов участников фондового рынка.

Нормативная база регулирования РЦБ строится по иерархическому принципу. Высшими нормативными актами являются государственные нормативные акты. Среди всех законов, тем или иным образом затрагивающих функционирование РЦБ, как правило, выделяют один, устанавливающий основные принципиальные правила функционирования РЦБ. В России таким документом служит Федеральный закон (ФЗ) от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Данным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске эмиссионных ценных бумаг и их обращения на вторичном рынке, а также устанавливаются правила деятельности профессиональных участников фондового рынка. Кроме того, в России принят ряд нормативных актов, которые напрямую регулируют некоторые аспекты функционирования РЦБ:

 

● Гражданский кодекс РФ, части I и II;

● ФЗ от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

● ФЗ от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;

● ФЗ от 27 июля 1998 года № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных»;

● ФЗ от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

● ФЗ от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

● ФЗ от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»;

● ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-I «О банках и банковской деятельности»;

● ФЗ от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

 

Законы прописывают только рамочные принципы функционирования рынка ценных бумаг без их подробной детализации. Конкретизация положений, зафиксированных в законах, осуществляются в нормативных актах, издаваемых органами исполнительной власти. Профессиональные участники РЦБ разрабатывают инструкции, методики, положения, регламентирующие их внутреннюю деятельность и некоторые особенности взаимоотношений с клиентами и друг с другом. Только наличие правовой базы на всех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование рынка.

Перед органами регулирования РЦБ стоит задача не только разработки правил деятельности, но и контроля за их соблюдением, который включает регулярную отчетность профессиональных участников о своей работе; обязательную ежегодную аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности компаний, имеющих лицензии на право работы на фондовом рынке; выборочные проверки, которые осуществляют органы ФСФР и саморегулируемых организаций.

При выявлении нарушений к организаторам-нарушителям и лицам, допустившим нарушения, применяются санкции, вплоть до отзыва лицензии и лишения аттестата.

Национальные модели регулирования различаются также в зависимости от наличия или отсутствия признанных негосударственных институтов, осуществляющих саморегулирование. Следует отметить, что термин «саморегулирование РЦБ» используется не как производный от термина «рыночное саморегулирование», а в организационном смысле как институциональное оформление саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников РЦБ и система делегирования этим организациям сверху и снизу определенных полномочий по регулированию рынка.

В мировой практике функционирования РЦБ существуют разные подходы к регулированию (см. таблицу 9.1).

 

Таблица 9.1. Сравнительная характеристика моделей саморегулирования РЦБ

Модели саморегулирования
Без СРО Единственная СРО, созданная по функциональному признаку Множество СРО, созданных по функциональному признаку Множественность СРО, созданных по смешанному признаку
Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Германия, Гонконг, Дания, Италия, Китай, Люксембург, Нидерланды, Тайвань, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария. Новая Зеландия, Польша, Корея. Япония, Норвегия Канада, США

 

Среди 30 крупнейших фондовых рынков мира наиболее распространена (более 75% стран) модель, в которой саморегулируемые организации отсутствуют. Характерно, что в конце 1990-х годов Великобритания отказалась от сложной и множественной системы СРО, хотя в свое время именно эта страна была основоположником концепции саморегулирования фондового рынка[2].

 

Саморегулируемые организации (СРО)[3] – предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила деятельности и выполняющие функции, переданные им государством.

 

Основная цель СРО – регулирование отношений в отдельных сферах деятельности людей на основе самоорганизации, т.е. без непосредственного вмешательства государства.

Саморегулируемые организации утверждаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности рынка ценных бумаг; соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

 

9.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом

 


США. В Соединенных штатах Америки рынок ценных бумаг прямо или косвенно регулируется федеральными и мест­ными законами.

Первым законодательным актом, регулирующим рынок ценных бумаг на федеральном уровне, явился Закон о ценных бумагах (1933 г.), часто называемый «Законом справедливости в отношении ценных бумаг». Он требует от эмитентов регистрации новых выпусков и предоставления необходимой для инвесторов информа­ции. Более того, он запрещает фальсификацию торговли ценными бумагами.

Закон о фондовых биржах (1934 г.) явился расширением предыдущего закона на вторичный рынок. В нем регистрация требовалась от национальных бирж, брокеров и дилеров. После его принятия появилась возможность создавать саморегулируемые организации для контролирования индустрии ценных бумаг.

С 1934 г. надзор за исполнением обоих законов (и последовавших за ними поправок) осуществляет Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), явля­ющаяся полусудебным правительственным учреждением.

Руководство Комиссией осу­ществляют 5 специально уполномоченных президентов, назначаемых на 5 лет, кандидатуры которых должны быть одобрены Сенатом. Каждый из них имеет постоян­ный и большой штат помощников, состоящий из юристов, бухгалтеров, экономистов и других специалистов.

SEC состоит из четырех главных департаментов: Корпоративные финансы, Регулирование рынка, Управление инвестициями, Принуждение (Enforcement). Штаб-квартира комиссии находится в Вашингтоне.

На заседаниях Комиссии рассматриваются следующие вопросы:

 

■ интерпретация федерального законодательства о ценных бумагах;

■ внесение изменений в существующие правила;

■ принятие новых правил;

■ принуждение к исполнению правил и законов.

 

Эти заседания являются открытым для общественности и СМИ, если только принимаемое решение не относится к конфиденциальным делам, таким как начало расследования о соблюдении законодательства.

Департамент корпоративных финансов следит за раскрытием корпорациями информации, важной для инвесторов. В нем рассматриваются документы, раскрывающие информацию об эмитентах ценных бумаг. Кроме того, департамент помогает Комиссии интернировать ее правила и рекомендует Комиссии новые правила для принятия.

Департамент регулирования рынков устанавливает и поддерживает стандарты функционирования упорядоченных и эффективных рынков. Главным образом, это обеспечивается через регулирование основных участников рынка ценных бумаг: брокерских и дилерских компаний; саморегулируемых организаций, трансфер-агентов и распространителей рыночной информации.

Департамент управления инвестициями наблюдает и регулирует управление инвестициями и интерпретирует законодательство о ценных бумагах в части деятельности инвестиционных компаний (включая взаимные фонды) инвестиционных консультантов.

Департамент по принуждению к соблюдению законодательства расследует возможные нарушения законодательства по ценным бумагам и дает Комиссии рекомендации в соответствующих случаях, представляет Комиссию в федеральных и административных судах. Комиссия по ценным бумагам и биржам тесно сотрудничает с правоохранительными органами.

Регулирование страховой деятельности со стороны Комиссии имеет особенности, связанные с тем, что в сферу контроля SEC попадают страховые компании, продающие полисы долгосрочного страхования жизни. Комиссии по иным видам страхования регулируется на уровне штатов входящими в состав правительства штата комиссиями по страховому надзору или комиссарами по страховому надзору. Тем не менее, и здесь регулирующие органы координируют и свою деятельность.

Функцию регистрации и лицензирования банков выполняет Служба финансового контролера, подчиненная министру финансов. Кроме того, в США с целью обеспечения защиты инвесторов посредством улучшения качества и повышения достоверности корпоративной отчетности, а также достижения прозрачности информации была создана Палата по надзору за бухгалтерским учетам в открытых акционерных обществах. Палата вправе налагать санкции. Деятельность палаты подконтрольна SEC, за которой сохраняется главная роль в части разработки, одобрения и внедрения стандартов учета.

 

Комиссия также осуществляет руководство другими более мелкими федеральными учреждениями. Эта функция появилась у Комиссии после принятия в 1935 г. Закона о холдинговых компаниях в сфере коммунального хозяйства. В Законе о банкротстве (1938 г.) было сказано, что Комиссии следует давать рекомендации суду по реоргани­зации компании, признанной несостоятельной, когда есть большая заинтересованность в ее акциях среди инвесторов.

По закону Мэлоуни (1938 г.) под юрисдикцию Комиссии попали внебиржевой рынок и признанная как саморегулируемая организация Нацио­нальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD).

Закон о доверительном договоре (1939 г.) [4] дал Комиссии полномочия проверять, нет ли конфликта интересов у доверен­ных лиц по облигационному займу (представителей держателей облигаций при контак­тах с эмитентами облигаций). Закон имеет отношение к таким ценным бумагам, как боны [5], дебентуры [6] и долговые расписки, предназначенные для публичной продажи. Даже если они зарегистрированы в полном соответствии с Законом «О ценных бумагах», их нельзя продать до тех пор, пока не будет заключено формальное соглашение между эмитентом и покупателем. Такой вид договора называется трастовым контрактом. Данный акт создан как раз для того, чтобы стандартизировать правила написания трассовых контрактов и защитить стороны, заключающие соглашение. Причем особенность закона в том, что в первую очередь он оберегает права инвестора, а не эмитента.

Закон об инвестиционных компаниях (1940 г.) расширил требования к инвестиционным компаниям для регистрации. К ним относятся те ком­пании, которые используют свои фонды преимущественно для приобретения ценных бумаг, выпущенных правительством, органами управления штатов и корпорациями. Закон требует от компаний раскрыть перед инвесторами их финансовое положение и инвестиционную политику, а также сделать доступной для вкладчиков информацию о фондах и проводимых действиях. Важным моментом является то, что закон не позволяет SEC контролировать финансовую стратегию организаций или иные их действия, а также, естественно, не дает ей права судить о ее успешности и качестве портфеля ценных бумаг.

В 1970 г. была принята поправка к этому закону, которая дала некоторые дополнитель­ные права тем владельцам акций инвестиционных компаний, которые хотят продать свои акции до того, как будут выполнены условия продажи акций в рассрочку.

Закон об инвестиционных консультантах (1940 г.) требует регистрации тех лиц, которые дают рекомендации по совершению сделок с ценными бумагами. Консультанты также обя­заны сообщать о любых возможных конфликтах интересов.

Как уже говорилось ранее, Закон о защите инвесторов в ценные бумаги (1970 г.) призван уберечь инвесторов от убытков по причине несостоятельности брокерской фирмы. Для его исполнения была создана Корпорация защиты инвесторов в ценные бумаги.

Закон об операциях инсайдеров с ценными бумагами и мошенничестве (1988 г.) был принят для определения правил поведения инсайдера (лица, знающего в силу служебного положения конфи­денциальную информацию о делах фирмы). За его нарушение установлены штрафы.

«Закон Сарбейнса-Оксли» (SOX – The Sarbanes-Oxley Act, 2002) был принят в результате участившихся случаев мошенничества с финансовой отчетностью некоторых крупных компаний. SOX ужесточил закон «О ценных бумагах» (1933 г.), обязав фирмы, проходящие регистрацию в SEC, создавать систему внутреннего контроля финансовой отчетности и отчитываться впоследствии о ее эффективности.

Как было отмечено ранее, в основу федерального регулирования рынка ценных бумаг положен принцип саморегулирования (self-regulation). Комиссия по ценным бума­гам и биржам передала свои полномочия по контролю за торговлей зарегистрирован­ными ценными бумагами фондовым биржам. Однако она оставила за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции. Право осуществлять контроль за торговлей на внебиржевом рынке было передано Комиссией Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам. Перед внесением каких-либо изменений Комиссия обычно проводит совещание с представителями Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам и фондовых бирж, поэтому лишь немногие правила изменяются или отменяются формально.

Одним из наиболее важных законов о ценных бумагах, позволяющим фондовому рынку США быть уникальным среди рынков других стран, является Закон о банках (1933 г.), известный также под названием Закона Гласса-Стиголла. Он запрещает ком­мерческим банкам заниматься размещением и другими операциями с ценными бума­гами, так как это привело бы к конфликту интересов различных банков. Поэтому в Соединенных Штатах банки не играют такую видную роль на фондовом рынке, как в других странах. Однако в последнее время их роль возросла, после того как федераль­ное правительство предприняло действия по усилению конкуренции среди различного рода финансовых учреждений.

Важную роль в деле развития рынка ценных бумаг сыграли два закона: Закон о дерегулировании депозитных учреждений и денежно-кредитном контроле (1980 г.) и Закон о депозитных учреждениях (1982 г.). После их принятия мно­гие банки получили возможность оказывать брокерские услуги через отделения в своих холдинговых компаниях. Более того, были сняты ограничения на процентные ставки по вкладам на депозитных и текущих счетах. В результате, различия между коммерче­скими и инвестиционными банками становятся с каждым днем все менее заметными.

В период становления фондового рынка США его регулирование входило в ком­петенцию органов управления штатов. В начале 1911 г. в ряде штатов были приняты законы, регулирующие выпуск и продажу акций и ценных бумаг. Они назывались Blие sky laws, что в переводе означает «законы голубых небес», так как они предотвращали появление «спекулятивных схем, у которых нет основы, как у голубых небес».

Хотя свод регулирующих законов имел особенности в каждом штате, все же большинство штатов объявили незаконным мошенничество в торговле ценными бумагами и требо­вали регистрации некоторых видов бумаг, а также брокеров и дилеров (а в некоторых случаях и консультантов по инвестициям). Некоторый порядок в законодательстве ус­тановился в результате принятия многими из штатов Единых законов по ценным бума­гам, предложенных в 1956 г. Национальной конференцией комиссий по унификации законов штатов.

Ценные бумаги, регион обращения которых не ограничен штатом, брокеры, ди­леры и фондовые биржи, осуществляющие операции с этими бумагами, попадают в сферу действия федеральных законов. Однако гораздо большими полномочиями наде­лены сами штаты. Более того, федеральные законы только дополняют законы штатов, а не вытесняют их. Некоторые считают, что в результате инвесторы слишком застрахо­ваны от риска. Другие полагают, что распорядительные органы (особенно те, которые полагаются на «саморегулирование» могущественных организаций финансовой индус­трии) защищают компании, относящиеся к регулируемой отрасли — промышленнос­ти, - от конкуренции, тем самым наносят ущерб их клиентам, вместотого чтобы защи­щать их. В обоих мнениях, безусловно, есть доля правды.

 

Великобритания. Рынок ценных бумаг США развивался с учетом опыта Великобритании, где регулирование фондового рынка изначально считалось прерогативой центральных властей. Законодательная база состояла из Закона«О компаниях» (принят в XIX веке) и Закона «О предотвращении мошенничества» (1958 г.). Регулирование фондового рынка осуществлялось в основном LSE. Банк Англии не участвовал в этом, так как в его функции входило регулирование деятельности депозитных учреждений, которые по сложившейся традиции не занимались фондовыми операциями.

В 1986 г. был принят Закон «О финансовых услугах», вступивший в действие с 1988 г. Был создан специальный орган регулирования – Совет по ценным бумагам и инвестициям (SIB – Securities and Investments Board) - некоммерческая организация, состоящая из представителей компаний, работающих на финансовом рынке. Совет подчинялся Министерству финансов, но на практике оставался независимой структурой и фактически саморегулируемой организацией.

В тот период на финансовом рынке Великобритании действовали следующие СРО:

 

Совет по ценным бумагам и фьючерсам (SFA – Securities and Futures Authority);

Организация инвестиционных управляющих (IMRO - Investment Management Regulatory Organization);

Ассоциация финансовых посредников, менеджеров и брокеров (FIMBRA – Financial Intermediaries, Managers & Brokers Regulatory Association);

Организация компаний страхования жизни и юнит-трастов (LAUTRO – Life Assurance & Unit Trust Regulatory Organization).

 

Совет по ценным бумагам и инвестициям был вправе лицензировать деятельность любых финансовых посредников, кроме банков. Но на практике этим занимались вышеуказанные СРО.

В 1997 году в Великобритании началась реформа системы регулирования финансового сектора. Правительство приступило с инициативой объединить все организации, занимающиеся его регулированием, в единый орган. Совет по ценным бумагам и инвестициям был переименован в Совет по финансовым услугам (FSA – Financial Services Authority), и ему были переданы все регулятивные функции, осуществляемые ранее различными ведомствами и СРО (см. рис. 9.3).

FSA стал государственной структурой, национальным мегарегулятором, контролирующим деятельность банков, компаний по ценным бумагам, страховых компаний, пенсионных фондов, фондовых бирж, депозитарно-клиринговых организаций и др. Таким образом, Великобритания отошла от модели саморегулирования фондового рынка.

Агентство FSA работает во взаимодействии как с правительственным органом - Казначейством, которое ответственно за общее регулирование отношений, закрепленных Актом о финансовых услугах и рынках, и осуществляет надзор за деятельностью Агентства, как и с Банком Англии, который определяет денежную политику страны. Агентством совместно с Казначейством и Банком Англии одобрен общий меморандум, в котором определена их совместная работа в направлении достижения значимых общественных целей и финансовой стабильности.

 

 

Законодательство устанавливает подотчетные механизмы в деятельности Агентства, чтобы обеспечить ответственное использование им регулярных полномочий. К ним относится:

 

■ ежегодный отчет перед Казначейством о своей работе в пределах установленной законами деятельности и обсуждение принципов регулирования;

■ ежегодное публичное обсуждение отчета;

■ ежегодный отчет комитета неисполнительных директоров перед Казначейством о выполнении их функций, сконцентрированных на экономической и эффективной деятельности Агентства;

■ Казначейство назначает аудиторов и обнародует стоимость аудита Агентства, а также назначает официальное расследование в случае серьезных неудач в системе регулирования;

■ независимый уполномоченный по рассмотрению жалоб рассматривает жалобы на работу Агентства;

■ обязанность консультироваться перед созданием правил или выпуском руководств;

■ две независимые палаты – одна создана из представителей потребителей, другая из предпринимателей (Consumer & Practitioner panels) – предоставляют согласие на перспективную деятельность Агентства и составляют отчет о его работе;

■ независимый обзор правил Агентства;

■ обзор регулятивных решений независимым трибуналом, который рассматривает определенные регулятивные решения на предмет отсутствия соглашений между Агентством и фирмами или отдельными лицами.

 

 

 

Любое нормотворчество Агентства может осуществляться только коллегиально путем принятия решений управляющим советом. Важнейшим элементом его деятельности является прямая имущественная ответственность за последствия принятых решений, при этом Агентство обязано компенсировать убытки любому лицу, чьи права нарушены.

Деятельность FSA полностью прозрачна для общественности, причем ее результаты подлежат обсуждению и опубликованию.

Управляющий совет Агентства назначается Казначейством. Большинство членов совета не являются исполнительными директорами, т.е. должностными лицами Агентства. В дополнение к председателю и главному исполнительному директору в настоящее время членами Совета являются три управляющих директора и десять неисполнительных директоров, один из которых, заместитель управляющего Банка Англии, по должности является директором. Один из неисполнительных членов является заместителем председателя и управляет остальными неисполнительными членами.

В целях поддержания независимого распределения вознаграждения для неисполнительных директоров оно устанавливается группой независимых экспертов.

 

Германия. Немецкая законодательная база регулирования фондового рынка включает три основных акта: Закон «О биржах» (принят в конце XIX века); Закон «О кредитных операциях» (принят в конце XIX века); Закон «О торговле ценными бумагами» (принят в 1994 году).

Исторически регулирование фондового рынка осуществлялось специальными земельными органами, подчиненными министерству экономики той или иной земли. Во Франкфурте-на-Майне как главном финансовом центре Германии находился основной земельный орган регулирования рынка ценных бумаг. Это был Статс-комиссариат, расположенный на Франкфуртской бирже.

В 1994 г. согласно принятому Закону «О торговле ценными бумагами» появляется федеральный орган по контролю торговлей ценными бумагами – Федеральное ведомство по надзору за торговлей ценными бумагами (Bundesaufsichtsamt für den Wertpapierhandel –BaWe). Статс-комиссариат и BaWe работали параллельно и в некоторой степени повторяли функции друг друга. Главный государственный орган контроля – BaWe – производил сбор информации об эмитентах и осуществлял общий надзор за фондовым рынком с точки зрения соблюдения законов. В то же время



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: