Тенденции развития транспортно-эскплуатационных услуг




Сообщение

По дисциплине: Организация движения

Тема: "Тенденции развития транспортно-эсклуатационных услуг"

Выполнила:

студентка группы П901

Зыкова Ю.Д.

Руководитель:

Танкова М.С.

 

Барнаул 2021

 

 

Тенденции развития транспортно-эскплуатационных услуг

Транспортная политика развитых и большинства развивающихся государств направлена на повышение конкурентоспособности национальных транспортных операторов на международных рынках и продвижение их интересов в рамках двустороннего и многостороннего переговорных процессов в области транспорта.

Усилия большинства стран в сфере развития экспорта транспортных и транзитных услуг направлены на повышение эффективности логистики, включая цифровизацию транспортных коридоров и узлов, упрощение административных процедур при осуществлении экспорта, импорта и транзита, в том числе в формате "одного окна", гармонизацию транспортного законодательства, а также на формирование и реализацию долгосрочных планов развития транспортной инфраструктуры, формирование специального законодательства в сфере государственно-частного партнерства и специальных финансовых инструментов для привлечения частных инвесторов к реализации крупных инвестиционных проектов.

Основные тенденции развития мирового рынка логистического сервиса определяются переходом от оказания специализированных услуг к предоставлению комплексных логистических решений в сфере поставок посредством повышения роли информационных технологий в логистике, развития мультимодальных перевозок и увеличения доли транспортно-логистического аутсорсинга.

Современное состояние и будущее мирового рынка авиационных перевозок связано с формированием альянсов авиакомпаний и усилением конкуренции между ними. Основными операционными моделями авиационных перевозок являются прямые перелеты между пунктами вылета и назначения с использованием авиаперевозчиков с низкими издержками и перелеты с пересадкой в узловом аэропорту с использованием традиционных авиакомпаний.

На рынке морских грузоперевозок также создаются альянсы ведущих операторов для получения конкурентных преимуществ, большое влияние на конъюнктуру рынка и уровень фрахтовых ставок оказывает соотношение между предложением мощностей судов и динамикой спроса на них. В части контейнерных перевозок в 2016 - 2018 годах рост спроса на суда-контейнеровозы заметно опережал предложение соответствующих мощностей.

По оценкам Международного транспортного форума, наиболее интенсивно в ближайшие десятилетия морские грузоперевозки в тонн-километрах будут развиваться на внутриазиатских и северо-тихоокеанских маршрутах, маршрутах через Индийский океан, а также средиземноморских и каспийских маршрутах.

Важной долгосрочной тенденцией выступает усиливающаяся конкуренция высокоскоростных железнодорожных магистралей региональным авиалиниям, а также переключение на высокоскоростные магистрали пассажиропотоков с традиционного железнодорожного транспорта и личного автомобильного транспорта. Развитие высокоскоростных магистралей позволяет сформировать дополнительный спрос на перевозки, на основании чего возрастает потенциал экспорта транспортных услуг.

Одним из стимулирующих факторов развития рынка транспортных услуг и транзитных грузоперевозок стало создание международной правовой основы для осуществления мультимодальных перевозок на основе Конвенции о международных смешанных перевозках.

Важную роль в развитии экспорта транспортных услуг играют ключевые многосторонние правовые инструменты:

 

соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении;

 

унифицированная железнодорожная накладная к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении) в сообщениях между Европой и Азией;

 

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года;

 

дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающийся электронной накладной, подписанный в г. Женеве 20 февраля 2008 г.;

 

международные правовые акты Организации сотрудничества железных дорог.

 

Росту торговли услугами международного транзита будет способствовать полномасштабная реализация крупных инфраструктурных проектов в евразийском регионе, включая транспортные маршруты китайской инициативы "Один пояс - один путь" на направлениях Восток - Запад, международные автомобильные коридоры Шанхайской организации сотрудничества и транспортные коридоры Программы центрально-азиатского экономического сотрудничества (ЦАРЭС), "Европа - Кавказ - Азия" (ТРАСЕКА), "Север-Юг". Развитие сети евразийских транспортных коридоров различной направленности создает благоприятные возможности для значительного увеличения объема предоставляемых Российской Федерацией услуг в области международного транзита.

В период реализации Стратегии ожидается динамичное развитие роста рынка экспресс-доставки малогабаритных грузов за счет роста популярности и объемов интернет-торговли, повышения эффективности логистики и внедрения новых технологий (развитие сетей постаматов, дронов и беспилотных "тележек", способных обеспечить доставку от двери до двери), а также усиление конкуренции в этом сегменте.

В долгосрочной перспективе изменение технологий и конфигурации производства, появление и распространение новых бизнес-моделей с высокой вероятностью приведут к торможению трансграничной деятельности, связанной с перемещением грузов и физических лиц. Этому будут способствовать тенденции к ограничению потоков промышленного сырья и полуфабрикатов, замещаемых альтернативными местными ресурсами, инновационными продуктами, масштабным повторным использованием материалов, формированию сетей распределенного производства, приближенного к месту нахождения клиентов, и, следовательно, трансформации цепочек поставок, где физические цепочки поставок во многих случаях заменит электронный обмен данными, быстрому распространению цифровых решений, технологий дополненной реальности, отменяющих необходимость перемещения физических лиц за рубеж для оказания или потребления услуг.

Вместе с тем учитывая различия в стоимости ресурсов в разных регионах мира, длительность обновления материально-технической базы, а также развитие основных грузообразующих отраслей в связи с ростом мировой экономики, в среднесрочной перспективе объемы международной торговли транспортными услугами будут расти, хотя и невысокими темпами (среднегодовой прирост в 2018 - 2025 годах ожидается на уровне 1,5 процента). Абсолютная величина мирового экспорта транспортных услуг составит в 2025 году около 1 - 1,1 трлн. долларов США, доля транспорта в глобальном экспорте услуг сократится до 13,8 процента (18 процентов в 2017 году).

Сложно переоценить степень влияния транспортной системы на экономическое пространство. Эффективное функционирование транспорта – это необходимое условие производства, обеспечивающее территориальнофункциональные связи между отдельными подразделениями предприятия, отраслями, регионами, странами мира. Он воздействует на темпы роста и масштабы производства, интенсивность развития торгово-экономических отношений между странами мира, объемы внешнеторговых сделок, оказывает существенное влияние на уровень цен на экспортно-импортную продукцию, а значит формирует мировую экономическую конъюнктуру.

Последствия глобального кризиса, изменения, происходящие в политической и экономической обстановке России, ряд причин, имеющих субъективный характер привели к формированию серьезных проблем на рынке транспортных услуг. Игнорирование этих проблем равносильно сдерживанию социально-экономического развития всей страны. Прежде чем рассмотреть эти проблемы, определить их характер и причины, выясним основные тенденции развития рынка грузовых автотранспортных услуг в России на сегодняшний день.

Начавшееся в 2013 году замедление темпов развития отечественной экономики не могло не оказать негативного воздействия на результативность деятельности рынка транспортных услуг. По оценке Росстата в 2014 году объем перевозок грузов не превысил 5414,4 млн. тонн (объем коммерческих перевозок1616,5 млн. тонн), а грузооборот сократился на 98,6 % до 246,7 млрд. т•км. Тенденции сохраняются и в 2015 году и на начало 2016 года

На снижение результативности деятельности отрасли за последние два

года оказало влияние множество факторов, основной из них это – введение

санкций. Как следствие этого процесса снижение объема международных

перевозок, за первое полугодие 2015 г. он сократился примерно на 40%. От

введения санкций пострадали больше всего транспортные фирмы, работающие с зарубежными партнерами. В настоящее время происходит переориентирование на иные географические направления импортных и экспортных грузопотоков, но для их освоения потребуется существенные затраты времени и средств. Кроме того, грузоперевозчики испытывают сокращение спроса и со стороны российских компаний. Снижение деловой активности бизнеса в нашей стране обусловлено падением курса рубля, двукратным снижением стоимости нефти, сокращением платежеспособного спроса, низкой покупательной способностью населения, оттоком капитала, кризисом глобальной экономической конъюнктуры, что в итоге приводит к уменьшению промышленного производства, замедлению динамики торговых потоков, росту количества убыточных предприятий.

Согласно данным Росстата, совсем недавно в нашей стране можно было

наблюдать возрастающие темпы роста грузового автопарка. Количество

грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые фургоны) возросло на

12 % по сравнению с 2011 годом. Но в последнее время ситуация начала

меняться, по оценкам ООО «Автостат Инфо», по состоянию на 1.01.2015

парк грузовых автомобилей (свыше 5 т) в РФ насчитывал 3,73 млн. шт. За

первую половину 2015 года его прирост составил лишь 0,6%, за аналогичный период прошлого года рост парка составлял 2,9%, а к началу 2016 года

и вовсе наблюдается хоть и незначительное, но снижение.

Таким образом, автомобилизация страны продолжается, несмотря, на

кризисные явления в экономике, но замедление темпов роста по парку грузовых автомобилей уже ощущается.

Соотношение автомобилей отечественного и зарубежного производства

в парке, осталось прежним. Парк отечественных грузовиков вырос за первое полугодие всего на 0,6% (на 14,76 тыс.), автомобили зарубежного производства в первые за длительный период наблюдали отрицательную динамику в структуре отечественного парка грузовых автомобилей – сокращение составило 1,9% (15,78 тыс. шт.). При сохраняющемся доминировании отечественных брендов в грузоперевозках, эксперты констатируют «обвал продаж новых грузовиков» российского производства, за первое полугодие 2015 г. произошло сокращение первичного рынка почти в два раза. На динамику реализации грузовых автомобилей повлияли снижение объемов перевозок и падение активности в строительной отрасли. И как следствие наибольшее сокращение продаж магистральных тягачей и строительной техники. В условиях кризиса транспортные компании находятся в режиме экономии и либо полностью отказываются от обновленияпарка подвижного состава, удлиняя и без того высокие сроки эксплуатации, либо выбирают устаревшие, но более дешевые модели автомобилей.

«Ослабление рубля делает покупку импортных грузовиков и других коммерческих автомобилей не просто дорогой, а экономически нецелесообразной», за минувший год существенно выросла средняя стоимость автомобилей – на 22% в рублях. В целом рынок сократился на 33% в рублевом выражении, а в долларовом – на 57%. Парк отечественных грузовиков вырос за первое полугодие всего на 0,5% (на 12,1 тыс.), а иномарок – на 1%

(на 7,8 тыс.).

Наибольшая доля грузового парка среди регионов РФ (в 1.01.2016) приходится на Центральный ФО – 24 %, это на один процент меньше чем в прошлом году. В целом за этот период, можно констатировать прирост количества грузовых автомобилей только в пяти регионах РФ, при этом процент прироста очень незначительный. Наибольшая положительная динамика наблюдается в Северо-Кавказском ФО – 0,8% и Уральском ФО – 0,5% (против 2% и 3,6% соответственно в прошлом году).

Старение грузового парка еще одна из крайне актуальных проблем грузового автомобильного транспорта. Согласно данным последних экспертных оценок в отношении возрастной структуры российского парка, наибольшая часть приходится на машины, произведенные до 2006 года. Доля автомобилей старше 10 лет превышает 70% отечественного грузового парка Такой транспорт прошел все этапы морального и физического старения и нуждается в замене по многим причинам: экономическим, экологическим, социальным, и с точки зрения безопасности использования.

Если рассмотреть старение парка с точки зрения марочной структуры, то самая большая группа автомобилей, выпущенных ранее 2006 года — это

ГАЗ (631860 шт.). Второй по размеру показатель по автомобилям марки

КАМАЗ (485822 шт.), на третьем месте ЗИЛ (395781 шт.).

Повышение ставок по кредитам и лизингу в значительной степени затрудняет модернизацию автопарка грузоперевозчиков. По мнению экспертов «Автостат Инфо» в краткосрочной перспективе (на год) парк будет стареть, а доля машин до 5 лет снизится. Среднесрочная перспектива (до 5 лет), также не слишком оптимистична, так как на обновление парка, однозначно, будут влиять низкие цены на нефть и медленное восстановление экономики.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало наличие немалого количества показателей, характеризующих результаты деятельности отрасли грузоперевозок, с отрицательной тенденцией развития в динамике. Что однозначно свидетельствует о внутреннем экономическом кризисе, который существенно усугубляется мировой политической обстановкой и как следствие нарастание проблем транспортной отрасли.

Решение поставленных вопросов простимулирует развитие рынка транспортных услуг, а также повысит эффективность реорганизации всей отраслевой системы России. Положительных результатов можно достичь посредством следующих качественных преобразований: изменения географии импортных грузопотоков, ориентации на внутренние рынки и импортозамещение, применения системного подхода к решению внутренних проблем, внедрения современной техники и технологий, оптимизации затрат, диверсификации бизнеса. Так как транспортная отрасль ‒ это неотъемлемая часть государственной инфраструктуры, ряд проблем можно решить с помощью правильно организованного государственного контроля и рамочного регулирования. К таким способам можно отнести регламентацию и контроль качества работ и услуг, оказываемых транспортными компаниями, стимулирование и развитие несырьевых направлений производства, внедрение дифференцированного налогового регулирования деятельности транспортных компаний, содействие развитию высокоэффективных транспортных технологий.

Географические факторы в нашей стране делают транспорт одной из системообразующих отраслей экономики, ведь именно он обеспечивает связь одних частей страны с другими и тем самым — единство экономического пространства. За последние двадцать лет внутренняя и международная торговля существенно выросла. Большая часть товарных потоков перешла на экспорт. Встал вопрос об интеграции России в глобальный мировой рынок. Именно поэтому сейчас существует макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры. Если транспортная система будет расширяться, российская экономика сможет расти и усиливать позиции на международной арене.

Главный документ, который определяет базовые приоритетные направления развития транспортной системы — «Транспортная стратегия России». Она одобрена Государственным Советом и правительством.

Положения Транспортной стратегии помогают выработать единое понимание роли транспортной системы и перспектив ее развития у органов государственной, исполнительной и законодательной власти, органов военного управления, мобилизационных органов, хозяйствующих субъектов разных форм собственности и организационно-правовых форм, а также у всех россиян, пользующихся услугами транспорта.

Министерство транспорта разработало следующие стратегии, которые позволят избежать структурных ограничений социально-экономического развития страны со стороны транспорта, и эффективнее использовать все имеющиеся ресурсы:

Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2035 года;

Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2035 года;

Стратегия развития морской деятельности России до 2035 года;

Транспортная стратегия России на период до 2024 года.

Все эти стратегии являются частью общей системы программных документов, которые определяют развитие транспортной системы в нашей стране. Они устанавливают взаимодействие приоритетных направлений транспортной политики с федеральными и ведомственными целевыми программами.

Именно Федеральные целевые программы (ФЦП) являются главным инструментом реализации Транспортной стратегии и всех направлений развития транспортной системы.

ФЦП – это комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, которые помогают эффективно решать любые возникающие проблемы в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны, а также обеспечивать инновационное развитие экономики. Все эти мероприятия имеют взаимодополняющие задачи, ресурсы и сроки выполнения.

Главная цель реализации Транспортной стратегии — устойчивость и стабильность функционирования всей транспортной системы России. Она должна работать так, чтобы потребности в грузовых и пассажирских перевозках у всех россиян были удовлетворены в полной мере.

Ведущие цели Транспортной стратегии:

появление единого транспортного пространства на базе успешного развития транспортной инфраструктуры, увеличение ее эффективности;

предоставление доступных и качественных услуг грузоперевозок, отвечающих потребностям экономического развития;

предоставление доступных и качественных услуг в сфере транспорта для всех граждан в соответствии с существующими стандартами;

интегрирование в мировую транспортную систему, эффективное использование имеющегося транзитного потенциала;

рост уровня безопасности всех видов транспорта;

сокращение отрицательного влияния транспорта на экологическую обстановку.

Для того, чтобы все эти цели и направления развития транспортной системы были успешно реализованы, потребуется:

сформировать транспортно-экономический баланс страны и, опираясь на него, запланировать развитие транспортной инфраструктуры;

развивать в едином темпе интегрированную инфраструктуру коммуникаций всех видов транспорта;

развивать крупные транспортные узлы, логистические товарораспределительные центры, сухие порты и терминалы на главных транспортных направлениях, при этом обеспечивая их технологическую совместимость;

устранить разрывы и проблемные места транспортной сети, из-за которых страдает ее пропускная мощность;

увеличить емкость и скоростные параметры транспортной сети;

внедрить инновационные технологии строительства, ремонта дорог и поддержания их состояния;

обновить парки грузового подвижного состава, увеличить количество транспортных средств в них;

организовать рынок комплексных транспортно-логистических услуг, способных победить в конкурентной борьбе;

оптимизировать процедуры допуска к коммерческой транспортной деятельности;

создать интеллектуальные транспортные системы с использованием системы ГЛОНАСС и новейших информационных и телекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов;

сделать доступными услуги по перевозке грузов везде, где с этим имеются проблемы, в частности, на сибирских и дальневосточных территориях, на Крайнем Севере и по Северному морскому пути;

развивать перевозки водным транспортом и технологии, которые позволят переводить на него грузопотоки;

запланировать пути и способы развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава;

развивать скоростные железнодорожные пассажирские перевозки;

формировать экономическую и правовую модели рынка транспортных услуг для граждан страны, делать их доступными и качественными;

развивать авиаперевозки в регионах;

создавать конкурентоспособные транспортные коридоры на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, организовывать системы координации связанных с предпринимательской деятельностью процессов;

интегрировать Россию в международное транспортное пространство;

повышать безопасность наземного, воздушного и водного транспорта;

обеспечивать защиту транспортных средств и объектов от любых преступных вмешательств и инцидентов;

обеспечивать деятельность аварийных и спасательных служб на мировом уровне;

модернизировать транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры, чтобы снизить их вредное воздействие на экологическую обстановку;

принимать меры для масштабного использования экологически чистых видов топлива, материалов и технологий, гибридных и электродвигателей;

повышать энергоэффективность транспортных средств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: