Таким образом, свободной волей может быть только добрая воля.




Августин выделяет три вида свободы

• 1)- своеволие (ложная свобода, «свобода беглого раба»)

• 2)- свобода воли (свобода выбора)

• 3)- свободная воля (свободное владение своей природой).

Первое состояние – у большинства людей в этом мире, т.к. после грехопадения воля человека извращена и легче склоняется к злу, чем к добру.

Второе состояние было присуще Адаму до грехопадения, он был в состоянии не грешить, но воспользовался другой возможностью, сделал неправильный выбор.

Третье состояние доступно человеку, освободившемуся от греха и вернувшемуся к Богу, в полноте оно раскрывается только у святых в Царстве Божием.

Т.о., свобода выбора – не высший вид свободы. Она является благом не сама по себе, а потому, что позволяет добровольно выбрать благо. Об этом говорят слова из Билии: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь » (Втор. 30.19).

• Подлинная свобода – это возможность следовать добру, а не выбирать между добром и злом. Бог свободен, но он не выбирает.

• В заповедях Бога – закон подлинной, неискаженной человеческой природы. Человек – существо теономное (богозаконное), а не автономное, хотя и свободное.

• Поэтому, свободноисполняя заповеди, человек овладевает своей природой, и становится свободным, а свободно нарушая заповеди – порабощается своей природой, становится «рабом греха».

 

Таким образом, свободной волей может быть только добрая воля.

 

«Велика свобода – быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода – не быть в состоянии грешить » (Августин).

 

Противоречия борьбу между разными видами свободы Августин описал в произведении «Исповедь »:

 

«Я вздыхал об этом, никем не скованный, но в оковах моей собственной воли. Мою волю держал враг, из нее сделал он для меня цепь и связал меня. От злой же воли возникает похоть; ты рабствуешь похоти - и она обращается в привычку; ты не противишься привычке - и она обращается в необходимость. В этих взаимно сцепленных кольцах (почему я и говорил о цепи) и держало меня жестокое рабство. А новая воля, которая зарождалась во мне и желала, чтобы я чтил Тебя ради Тебя и утешался Тобой, Господи, единственным верным утешением, была еще бессильна одолеть прежнюю, окрепшую и застарелую. И две мои воли, одна старая, другая новая; одна плотская, другая духовная, боролись во мне, и в этом раздоре разрывалась душа моя.

• «Я понимал, что сам являюсь доказательством того, о чем читал, как "тело замышляет против духа, а дух против тела". Я жил и тем и другим, но больше жил в том, что в себе одобрял, чем в том, чего в себе не одобрял. Тут меня скорее не было, ибо по большей части я терпел против воли, а не действовал по собственному желанию. И, однако, привычка, мною созданная, упрямо восставала на меня: по своей воле пришел я туда, куда не хотел.

«Греховный же закон - это власть и сила привычки, которая влечет и удерживает душу даже против ее воли, но заслуженно, ибо в эту привычку соскользнула она добровольно »

• «Когда я раздумывал над тем, чтобы служить Господу Богу моему (как я давно уже положил себе), хотел этого я и не хотел этого я - и был тем же я. Не вполне хотел и не вполне не хотел. Поэтому я и боролся с собой и разделился в самом себе, но это разделение, происходившее против воли моей, свидетельствовало не о природе другой души, а только о том, что моя собственная наказана. И наказание создал не я, а "грех, обитающий во мне", как кара за грех, совершенный по вольной воле: я ведь был сыном Адама….»

• «Ты же, Господи, благостный и милосердный, заглянул в бездну смерти моей и выгреб десницей Своей с самого дна сердца моего груды нечистоты. А это значило отныне - всеми силами не хотеть того, чего хотел я, и хотеть того, чего хотел Ты. Но где же находилась годы и годы, из какой глубокой и тайной пропасти вызвал Ты в одно мгновение свободную волю мою, - да подставлю шею свою под удобное ярмо Твое и плечи под легкую ношу Твою, Христе Иисусе!»

 

Разные виды свободы лежат и в основе человеческих сообществ.

Есть два «града», к которым могут принадлежать люди – Церковь и государство. Град Божий и град земной. Один создан «любовью к Богу до забвения себя, другой – любовью к себе до забвения Бога »

• «Ordo amoris» – порядок любви. После грехопадения он нарушен.

«Большинство людей любят то, чем надлежит лишь пользоваться, и пользуются тем, что нужно любить » (Августин)

Поскольку главный признак, по которому человек принадлежит тому или иному граду, находится в его сердце:

 

• Необходимо понимать ограниченность власти государства, ибо человек трансцендентен государству.

• Государству следует отдавать только должное, но не обожествлять его.

• Но это не означает и возвеличивание земной власти Церкви, потому что Град Божий в полноте явится только после Страшного Суда, когда откроются человеческие сердца.

• Гармония между Церковью и государством предполагает их взаимное ограничение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: