Социально-психологические функции общения




Речевое общение

Речевая деятельность, протекающая между двумя или не­сколькими людьми, представляет собой общение.

Исследование речевой деятельности предполагает выяс­нение признаков, видов и типов общения, уяснения специфики отдельных видов речевого общения.

При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения. Под полноценным общением понимает­ся общение в полном объеме своих функций и признаков.

Функции общения базируются, естественно, на функциях языка, проявляются в процессе двустороннего диалогического обмена информацией и в равной мере затрагивают всех участ­ников этого процесса.

Полноценное общение можно определить через перечис­ление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информацион­ный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуали­зацией собеседников, установлением эмоционального контак­та между ними и обратной связью.

Рассмотрим эти признаки.

Обмен информацией - это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования — обе стороны передают и получают информацию. Телевизор, газета, сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают нам информацию, но мы с ними не об­щаемся. Нельзя считать естественным, полноценным обще­нием и такие ситуации: один «выговаривается», а другой вы­ступает только как слушатель; один кричит на другого, а тот молчит; люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»). Общение обязательно процесс двусторонний.

Осознанность информационного обмена Информационный обмен должен осуществляться собесед­никами осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.

Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать — это тоже не результат обмена информацией. Это результат интер­претации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: — Вы замужем?Какое это имеет значение?Значит, не замужем!).

Целенаправленность передачи информации Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит — ведь он осознанно свое со­общение нам не направляет. Подслушивание разговора дру­гих — не акт общения с ними. Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собе­седнику, конкретной аудитории. Возглас «Кто-нибудь, отзови­тесь! «Ау!», «Помогите!» — это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы всту­пить в общение, обратиться за помощью и т. д.

Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу.


Рациональная оформленность информационного обмена Словесное выражение информации с обеих сторон должно удовлетворять требованиям определенного кода — оно долж­но осуществляться общающимися на одном языке, должно со­держать обоюдоизвестные языковые единицы и структуры.

Если человек что-либо бормочет, говорит бессвязно — общения не произойдет, эту информацию не поймут и на нее не отреагируют. Вопли, крики — тоже не акт общения, так как они носят чисто эмоциональный, в языковом плане практически неоформленный характер. Общение с обеих сторон должно удовлетворять требованиям рациональной языковой оформленности и понятности.

Индивидуализация собеседника Собеседники в акте полноценного общения должны инди­видуализировать друг друга, то есть выделять друг у друга от­личительные черты, отличать собеседника от других людей. Собеседник должен быть «прочитан», то есть воспринят орга­нами чувств, выделен из других, к нему должно быть сформи­ровано определенное эмоционально-оценочное отношение — со знаком плюс или минус.

Например, когда мы говорим коллеге или незнакомому человеку «У вас что-то случилось?», «Вы плохо себя чувствуе­те?», «Вам нужна помощь?», это значит, что мы его «прочита­ли» и индивидуализировали. Если нам надо обратиться с просьбой к незнакомому человеку, и у нас есть выбор из не­скольких потенциальных адресатов, мы. «читаем» всех и обра­щаемся к наиболее доброжелательному, внешне приятному, симпатичному или доброму на вид человеку.

Обратная связь Собеседник должен иметь обратную связь при общении. Если я говорю и не знаю, слышит ли меня мой собеседник, воспринимает ли он то, что я ему сообщаю (а обратная связь показывает именно наличие этого), то между нами и не осуще­ствляется общение. Говорящий следит за реакцией собеседника, и если тот смотрит на говорящего, кивает, поддакивает, со­глашается, или, наоборот, высказывает несогласие, говорящий корректирует свое сообщение. Если обратной связи нет, то во­прос об эффективности общения под вопросом. С этой точки зрения общение через телеэкран, газету, книгу — неполноцен­ное общение, так как обратная связь там бывает случайной и неполной.

Эмоциональный контакт с собеседником Для общения нужен эмоциональный контакт. Если эмо­ционального контакта нет, то и общение не может считаться полноценным — это просто информационный обмен. Именно так, без всяких эмоций, мы получаем информацию по телефо­ну 09, покупаем билет в кино или пакет молока в киоске. Для полноценного общения необходимо установить с собеседни­ком взаимный эмоциональный контакт.

Контакт может быть с эмоциональными знаками «плюс» с обеих сторон, с эмоциональными знаками «минус» или с по­лярными эмоциональными знаками — в любом случае обще­ние так или иначе состоится. А вот общение без всяких эмо­ций — как машина с машиной, как «функция» с «функци­ей» — не может считаться полноценным. Оно, кстати, обычно неприятно собеседникам и остается только информационным обменом.

Информационный обмен у нас и с компьютером. Мы мо­жем испытывать к компьютеру эмоции, а он к нам нет.

 

 

Функции общения

Функции общения в современном обществе разнообраз­ны. Можно выделить следующие функции (Б. Д. Парыгин):

социальные — связанные с потребностями общества в целом;

социальнопсихологические (связанные с общественны­ми потребностями личности);

индивидуально-психологические (связанные с индивиду­альными потребностями личности).

 

Социальные функции общения

Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом.

Функция обмена информацией

Общение используется как средство обмена информацией для совместного труда, как средство координации деятельно­сти членов общества, средство управления совместной дея­тельностью.

Функция передачи знаний

Общение выполняет функцию передачи знаний, опыта, способов действия: можно рассказать о том, как что-то надо сделать. С изобретением 6 тыс. лет назад письменности эта функция приобрела особую важность: стало возможным фик­сировать знания и передавать их от поколения к поколению в отчужденной форме. На этой функции общения основано обу­чение — рассказ учителя ученику.

Функция формирования норм

Общение выступает как средство формирования норм общественного поведения. В общении люди сообщают друг другу о принятых, в той или иной социальной группе нормах поведения, фиксируют эти нормы и обсуждают наблюдаю­щиеся отклонения от норм. В общении формируется мнение о поведении отдельных общественных групп и отдельных членов социума и оценивается это поведение. Общественное мнение — это «ходящие» в обществе оценки деятельности его членов.

Социально-психологические функции общения

Эти функции связаны с реализацией общественных по­требностей отдельной личности.

Функция коммуникативного самовыражения личности, коммуникативной самореализации

Человеку необходимо, чтобы обществу было известно о его взглядах, мнениях, позиции по тому или иному вопросу. Общение выступает средством такой коммуникативной само­реализации — человеку нужно, чтобы его услышали, его мне­нием поинтересовались, поняли его позицию — это ему при­ятно, доставляет ему положительные эмоции.

Лишение возможности сообщать свои мнения другим мо­жет очень переживаться человеком и даже приводить к тяже­лым последствиям для личности, особенно в пожилом возрас­те. Потребность писать мемуары, желание выступать перед молодежью определяется у пожилых людей необходимостью реализации именно названной выше функции общения — функции самовыражения личности.

Человеку хочется, чтобы с ним поздоровались, к нему по­дошли, проявили внимание продемонстрировали вежливость, выделили из других, спросили его мнение, обратились за сове­том и т. д. Общение удовлетворяет эту потребность.

Э. Берн писал, что человек в общении удовлетворяет жа­жду ощущений и жажду признания, он получает символиче­ские «поглаживания» от других.

Функция оценки деятельности человека

Общение выступает как средство оценки деятельности человека; в общении друг с другом люди узнают, как оценива­ется их деятельность обществом.

Функция подавления агрессии

Еще 3. Фрейд доказывал прямую связь между явлением агрессивности человека и отсутствием общения: общество становится враждебным человеку, когда он теряет контакт с людьми. Особенно болезненно это переживают подростки и дети, и в результате как оборотная сторона страха возникает агрессия.

 

Агрессивное поведение можно предотвратить общением: начать, например, разговаривать с проявляющим агрессию ху­лиганом, перевести агрессию в общение, дать собеседнику по­ругаться, выговориться, излить эмоции, посочувствовать ему, признать справедливость его обиды и т. д.

Функция отождествления себя с группой

Человеку необходимо общаться с себе подобными, и, прежде всего, с людьми своего круга (клубы по интересам, различные артистические и профессиональные «тусовки», группы женщин и пожилых людей у подъездов и во дворах домов, старики в парках на лавочках, молодежные компании и др.).

Людям нужно поговорить со «своими», чтобы продемон­стрировать, подтвердить свою принадлежность к группе, пока­зать, что я «свой» и по-прежнему нахожусь в группе. Многие правонарушения совершаются подростками из-за того, что у них нет совместной деятельности — они собираются в группы для общения и «от нечего делать» совершают правонаруше­ния. Человеку определенное время в течение дня необходимо общаться с другими людьми.

Земляки обычно держатся вместе, знакомые, встретив­шись в новом для себя месте, должны переговорить друг с другом, представители одного учреждения — тоже. Это А. Брудный назвал синдикативной функцией — сплочение больших и малых групп в процессе общения.

Функция познания людьми друг друга

Через общение люди составляют впечатление друг о дру­ге, выделяют дифференциальные черты, индивидуализируют друг друга. Для того, чтобы получить эмоциональное впечат­ление о человеке, сформировать к нему эмоциональное отно­шение, оценить его личностные, человеческие качества, с ним необходимо поговорить. По некоторым данным (А. Пиз) до 80 % впечатлений о человеческих качествах личности мы по­лучаем через анализ ее невербального поведения, а для этого

надо с данным человеком вступить в общение, понаблюдать за ним в процессе общения.

Функция формирования и развития межличностных отношений

Общение выступает средством формирования определен­ных отношений между людьми — деловых, официальных, дружеских.

Как служебные, так и личные отношения людей во мно­гом определяются характером их общения. Все люди должны общаться между собой, чтобы поддерживать и развивать те или иные социальные отношения, их объединяющие.

Функция распределения (заполнения) времени

Человек в обществе проводит время двумя способами — в деятельности и в общении. Общение, таким образом, это одна из форм жизнедеятельности человека.

Общение предусмотрено культурой после процедуры зна­комства, при совместной деятельности, при встрече знакомых, в гостях и др. Общение предусмотрено, чтобы занять соответ­ствующее время в перерывах между актами деятельности или для сопровождения определенных видов деятельности (напри­мер, в ситуациях застолья, свидания).

Паузы в общении, особенно в русском, бывают труднопе­реносимы для человека: у россиян за столом не принято мол­чать («неловкая пауза»), не принято молчать, находясь вместе. Принято, чтобы попутчики разговаривали друг с другом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: