ПРИРОДА ДЕТСТВА И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИЯ




 

Эльконин Д.Б.

 

...Человеческий младенец рождается беспомощным существом, и эта беспомощность является величайшим приобретением чело­веческого рода. Становление беспомощного существа в субъекта многообразной человеческой деятельности как раз и есть предмет детской психологии. Изучение такого становления вместе с тем выступает как исследование закономерностей психического раз­вития ребенка. Детская психология с особых позиций изучает из­менение места ребенка в обществе, систему его общественных от­ношений, виды его ориентации в окружающей действительности, формы психической регуляции деятельности ребенка.

Детская психология начиналась с простого описания симпто­мов возникновения и дальнейшего развития различных психиче­ских процессов у детей. Затем ученые стали искать связи между развитием отдельных процессов, внутреннюю логику целостного психического развития, последовательность его этапов, их пере­ходы друг в друга.

Детская психология - это одна из фундаментальных психоло­гических дисциплин, исследующая возникновение, становление и основные этапы развития деятельности, сознания и личности в детский период жизни, а они являются, как известно, главными составляющими человеческой психики.

Необходимо специально различать предметы генетической и детской психологии как особых дисциплин. Генетическая психо­логия изучает возникновение отдельных психических функций как 13 истории, так и в онтогенезе, как у взрослого человека, так и у ребенка. Генетическим психологом был, например, Ш. Леви-Брюль (1930). Классическое исследование по генетической психологии провел в свое время А. Н. Леонтьев по проблеме возникновения ощущений (1981). Работа Л.С.Выготского и А.Р.Лурия «Этюды по истории поведения» (1930) - также пример исследований по ге­нетической психологии.

Несколько слов необходимо сказать о соотношении детской и педагогической психологии. На наш взгляд, педагогическая психо­логия является особой областью детской психологии (хотя и отно­сительно самостоятельной, тесно связанной с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания). Так, не может быть проведено исследование по педагогической психологии без опоры на определенные сведения о закономерностях психического развития детей того или иного возраста. Фундаментальная проб­лема связи психического развития ребенка с его обучением и вос­питанием также лежит в плоскости как детской, так и педагогиче­ской психологии.

Приступая к рассмотрению основных вопросов детской психо­логии, необходимо прежде всего дифференцировать понятия рост и развитие.

Рост - это количественные изменения в процессе усовершенст­вования той или иной психической функции. Мы можем называть процесс ростом только в том случае, если при существующих воз­можностях нам не удается обнаружить в нем какие-либо качествен­ные изменения^ Концепция, в рамках которой изменения в пси­хике рассматривались как простой рост, очень долго держалась в психологии (тогда к ребенку подходили как к маленькому взрос­лому). Эта концепция связана с преформизмом. Классический би­хевиоризм представлял психическое развитие как процесс количе­ственного роста.

Развитие характеризуется прежде всего качественными изме­нениями психической функции, возникновением в ней определен­ных новообразований. Понятие «развитие» тесно связано с поня­тием «системные процессы». Такие процессы включают множество аспектов, имеющих известную структуру, которая в данный мо­мент определяет их отношения. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных «системных процессов», что приводит к возникновению новых структур и т.д. Развитие также характе­ризуется неравномерностью возникновения разных структур, ко­гда одни из них «отстают», другие «забегают вперед».

Системность не новость для психологии. Л.С.Выготский еще в начале 1930-х гг. сформулировал системный принцип как принцип изучения психического развития. Он выдвинул гипотезу, что созна­ние человека имеет системное и смысловое строение. Смысловое строение сознания - характерная для данной стадии развития структура обобщений. Системное строение сознания - структура отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышле­ния и т.д.), при которой на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определяющее место. На одной стадии такое место занимает восприятие, на следующей - память и т.д. Подоб­ные качественные изменения в сознании неотрывны от изменений в его смысловом строении. Благодаря такому пониманию психи­ческого развития Л.С.Выготский превратил в теорию тезис: ре­бенок не есть маленький взрослый. <...>

Рассмотрение истории детства и его современного состояния подводит нас к возможности создания такой теории психического развития ребенка, согласно которой его высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а только заданы, т. е. существуют объ­ективно в идеальной форме как общественные их образцы (в этом случае идеальное и идеальную форму и их общественно-историче­скую природу нужно понимать в духе работ Э.В.Ильенкова, 1974). Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развиваю­щегося процесса. Это предполагает наличие развернутых взаимо­отношений ребенка и общества, а следовательно, и особого про­цесса - усвоения. В ходе его ребенок постепенно овладевает со­держанием, присущим идеальной форме. Согласно рассматривае­мой теории, усвоение является всеобщей формой психического развития детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: