Структура и формирование учебной деятельности.




Первый важнейший компонент структуры учебной деятельности – учебно-познавательные мотивы. Их формирование – важнейшая задача начального обучения. От того, насколько сформированы такие мотивы в начальных классах, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.

Второй элемент – учебная задача. Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, и, прежде всего, это не одно задание, а целая система. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области.

Обучение, которое предполагает возможность прямой передачи знаний от учителя к ученику, прямой «пересадки» знаний в голову ученика, минуя действия самого ученика, есть самое неэффективное обучение. Оно только загружает память учащихся, оставляя знания словесными и формальными. Понятие должно быть сформировано посредством действий самого ребенка с предметом.

Правильное решение отдельных конкретных задач должно быть следствием формирования общего способа действий. Самое главное при формировании учебной деятельности – перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий.

Важным элементом структуры учебной деятельности являются учебные операции, входящие в состав способа действий, выражающие его операторное содержание. Операции очень многообразны и многочисленны. Как правило, операции входят в способ действий в определенной последовательности, и соблюдение последней, строгое следование ей составляет особую операцию.

Всякий способ действия усваивается сначала при полной развернутости всех операций, входящих в его состав и по возможности производимых материально. Здесь необходима педантичность. Способ действия усваивается тем лучше, чем полнее представлен состав входящих в него операций и чем тщательнее отрабатывается каждая из них.

Развернутость позволяет учителю контролировать лишь постепенно те операции, которые отработаны, могут производиться не материально, а путем программирования, а затем и в уме. Происходит сокращение состава производимых операций.

Одним из важнейших компонентов учебной деятельности является контроль – это контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действия.

Воспитывая установку на получение правильного результата и на контроль по результату, можно сформировать невнимательность. Внимательность есть, прежде всего, тщательный контроль процесса действия. Поэтому формирование у учащихся контроля за процессом есть не только средство усвоения основного учебного действия, но и, что не менее важно, средство формирования внимания. Контроль по результату имеет смысл только в том случае, если он возвращает к контролю по процессу, а это встречается только тогда, когда учащийся совершил ошибку.

Последним элементом контроля является оценка. Ее функция – определить, освоил ли ученик заданный способ действия и продвинулся ли на ступеньку выше именно в этом отношении.

Формирование учебной деятельность – весьма сложный и длительный процесс. Она формируется в совместной работе с учителем. Это всегда процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без вмешательства учителя.

 

Обучение детей в школе.

Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта; это организация формирования знаний, умений и навыков.

Учение – приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями.

Д.Б. Эльконин, говоря об обучении, исходит из положения о том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых ребенком знаний. Именно содержание знаний в конечном счете и определяет умственное развитие школьников.

Эльконин предлагает «ориентировать обучение не на сложившиеся, а на еще только складывающиеся особенности умственного развития», не приспосабливать содержание обучения к наличным особенностям детской мысли, а, наоборот, вводить такое содержание, которое требовало бы от ребенка новых, более высоких форм мысли.

«Педагогика, - цитирует Эльконин слова Выготского, - должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

Эльконин считает необходимым вводить в школе новое содержание, усвоение которого, по его мысли, является важнейшим критерием умственных возможностей ребенка. Эти возможности устанавливаются, следовательно, не на основе исследования каких-либо психических «функций», изучаемых вне процесса обучения, а в условиях самой учебной работы детей и в зависимости от усвоения ими нового содержания знаний. Не предварительное, вне учебного процесса осуществляемое определение наличного уровня развития тех или иных интеллектуальных процессов должно служить критерием возможности усвоить то или иное содержание знаний, а, наоборот, фактическое усвоение этого содержания (при надлежащем, соответствующем ему способе его изучения) должно быть критерием интеллектуальных возможностей ребенка, того уровня его интеллектуального развития, который требуется данным содержанием знаний и достигается в процессе их усвоения.

Особо важное значение в системе обучения, предлагаемой Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, занимает развитие у младших школьников обобщающего и абстрактного мышления, равно как и вообще мыслительной деятельности учащихся. Возражая Блонскому, Эльконин пишет, что на первый план в младшем школьном возрасте выдвигается развитие интеллекта. В начале этого периода он представляет собой еще «карликовый интеллект», но в течение именно данного возраста обнаруживает интенсивное развитие.

Основным «двигателем» развития мыслительной деятельности Д.Б.Эльконин считает содержание знаний и, лишь исходя из него, определяет действия учащихся, необходимые для овладения этим намечаемым на основе тех или иных соображений содержанием.

 

 


Карельский государственный педагогический университет.

Факультет психологии.

 

Сущность психологических воззрений на развитие и обучение ребенка Д.Б. Эльконина.

 

 

Выполнили:

Ахмадуллина А.,

Легкая Ж., Рапейко Н.,

Рыжохина Н.

 

Руководитель: Кирт Н.Л.

 

Петрозаводск-2004.


Список используемой литературы:

1. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. – М., 1975.

2. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: