Особенности написания заключения




Заключение составляется только после индивидуальной беседы с клиентом. В начале заключения указываются те ценности, которые имеют для человека наибольшую значимость. Затем анализируются доступные для респондента ценности.

Далее происходит подробный анализ тех сфер, в которых имеется наибольшее расхождение показателя «Ценность» и «Доступность» (³ 4): анализируются сферы «Внутреннего конфликта» (ВК) и «Внутреннего вакуума» (ВВ).

В завершении делается общий вывод об уровне дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

Возможности методики УСЦД в индивидуальной психотерапии

И консультировании

Имея результаты по методике УСЦД, мы заметили, что вскоре после диагностики, они с легкостью становятся предметом обсуждения в психотерапевтических беседах с клиентом. Мы имели возможность наблюдать различные эмоциональные реакции клиентов на их результаты по методике УСЦД. Подводя итоги, можно сказать, что в основном мы встречались с двумя типами реакций. Одни клиенты узнавали в результатах самих себя, как бы подтверждая «образ самого себя» уже другими, научными данными. Другая группа клиентов не совсем соглашалась сразу, т. к. очень многие ВК и ВВ этих клиентов находились на бессознательном уровне, в состоянии вытеснения. Мы говорили им при этом, что это только объективные факты, но в силу своей проблематичности в жизни они могут и не осознаваться, но совсем «забыть» о себе связанные с этими фактами жизненные обстоятельства также не дадут и будут часто напоминать о себе в силу их, опять же, острой проблематичности…

Тактика психологической беседы с клиентом строилась таким образом, чтобы предоставить ему возможность рефлексивного сокращения разрыва между «Ценностью» и «Доступностью» в плане его неразрешенных проблем. Теоретически здесь предполагалось сближение смыслообразующего мотива, выходящего на определенную жизненную ценность, с представлением о путях его реализации. Особое внимание при этом уделялось усилению и расширению функций всех механизмов целеполагания, прямо или косвенно связанных с ценностно-ориентированным смыслообразующем мотивом, что в терминах методики может быть охарактеризовано как «подъем доступности». Беседа с клиентом проходила, как правило, в диалогическом стиле «активного вслушивания в клиента», предложенным Карлом Роджерсом. Важным элементом ее было установление достаточного эмпатического контакта и диалогической формы общения, к которой многие из наших клиентов не привыкли, идентифицируя поначалу психолога с врачом и некоторое время ожидая установления знакомой им традиционной директивой формы общения: «вопрос врача – ответ пациента». И лишь позднее можно было затронуть наиболее актуальные для клиента проблемы, которые, как это видно, например, на рис. № 1, приведенном выше, “помещались” в “глубине разрыва” между “Ценностью” и “Доступностью” в случае более высокого показателя по “Ценности” в определенной жизненной сфере. Они по сути своей являлись содержательными, аффективно заряженными компонентами этого “разрыва”, перешедшими в процессе отрефлексирования их в конкретные переживания. Специфика проводимых с клиентами бесед каждый раз зависела от конкретной ситуации, индивидуальности клиентов, которые не поддаются алгоритмизации. Однако, если все же попытаться структурировать беседу с клиентом на основе результатов, полученных по методике УСЦД, то условно можно выделить три содержательных аспекта ее проведения.

Первый аспект – попытка пересмотреть отношение к “Доступности” в случаях, когда “Ценность” резко превышает “Доступность”. Предусмотреть возможность сокращения “разрыва” за счет подъема уровня “Доступности”, достигаемого, благодаря актуализации всех резервных, неиспользованных возможностей решения проблемы. Прицельно остановиться на специфике переживаний клиента относительно того, что представляет собой “заблокировавшая” смыслообразующий мотив “недоступность”, чем она является для него в экзистенциальном плане рассмотрения его проблем, а именно – в контексте внутренней логики и рефлексии всей его жизни.

Второй аспект – попытка нейтрализовать субъективную, болезненную “остроту” недоступной ценности. Иными словами, переключить по возможности “фокус внимания” на временную перспективу решения жизненно важных проблем, на относительность и преходящий характер того, что внутренне принято считать “недостижимым идеалом”. Если анализировать диалог “психолог – клиент”, содержательно проходящий в этом направлении, то со стороны может показаться, что психолог как бы сознательно стремится “принизить” для клиента значимость недоступной ценности. На самом деле в этом случае речь должна идти не о дезактуализации ценности как таковой (т. е. не о снятии смыслообразующего мотива), а скорее об изменении ее эмоциальной переработки, снятии аффективных компонентов в переживании благодаря допустимой мобилизации других смыслообразующих мотивов, а также путем изменения способов переживания в отношении имеющихся “идеальных объектов”.

Третий аспект ведения беседы может включать в себя последовательное сочетание первого и второго аспектов.

Конечный выбор тактики диалога с клиентом возможен лишь в ходе самой беседы на этапе, когда уже четко “вырисовывается” специфика конкретного случая.

Сферы, доступность которых намного ниже, чем их ценность, нужно «проработать»: именно они, возможно, являются наиболее запущенными. Сферы, доступность которых намного выше, чем ценность, возможно, стоит «расхламить»: эти сферы занимают в жизни намного больше места, чем хотелось бы. Однако может быть и ситуация, когда сферы просто недооценены, т.е. не нужно уменьшать место, занимаемое этими сферами в жизни, нужно просто больше ценить то, что имеешь.

Еще один момент: если для какой-то сферы ценность намного выше, чем доступность, возможно, в некоторых случаях нужно не увеличивать доступность, а снижать ценность, т.е. «расхламлять свои потребности».

Кроме того, возможна ситуация, когда в какой-то области возникает «избыток» или «недостаток» просто за счет остальных сфер: если какая-то сфера занимает в списке ценностей или в списке доступного слишком высокое/низкое место, остальные понятия автоматически сместятся вниз/вверх. Истолкование одних и тех же результатов у разных людей, может быть разным, и ответ на вопрос, что делать с избытком/недостатком, тоже определяется для каждой конкретной ситуации (он не универсален); но, во всяком случае, методика показывает, на что надо обратить внимание.

Говоря о применении методики УСЦД в целях индивидуальной психотерапии и консультирования, следует в заключении упомянуть еще об одном моменте. Он выражается в том, что самознакомство клиента с результатами методики позволяет затронуть ряд актуальных для него проблем и создает как бы “импульс” для такого самораскрытия, которое раньше в силу обстоятельств и отсутствия подходящей ситуации было для него недоступным.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: