Состав, структура, порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь




правительство государственный власть парламент

Состав - это совокупность людей, из которых состоит какой-либо коллектив, организация.

Состав Совета Министров Республики Беларусь указан в ст. 4 Закона «О Совете министров Республики Беларусь». В состав Совета Министров Республики Беларусь входят:

· Премьер-министр Республики Беларусь;

· Заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

· Глава Администрации Президента;

· Председатель Комитета государственного контроля;

· Председатель Правления Национального банка;

· Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

· министры;

· Председатели государственных комитетов;

· Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Особенность состава Совета Министров заключается в том, что в него входят руководители государственных органов управления, которые не являются министерствами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, указами Президента Республики Беларусь руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь осуществляет Премьер-министр Республики Беларусь. Согласно Закону «О Совете Министров Республики Беларусь» компетенцию входит непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь, организация работы Совета Министров Республики Беларусь, руководство его заседаниями, подписание постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также издание распоряжений. Премьер-министр Республики Беларусь представляет Правительство в международных отношениях без дополнительных полномочий, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры, распределяет обязанности между своими заместителями и координирует их деятельность. Как и у любого должностного лица, Премьер-министр помимо полномочий имеет обязанности, такими обязанностями являются обязанность информировать Президента об основных направлениях деятельности Правительства и всех важнейших его решениях, а также осуществлять полномочия Президента в случае вакансии такой должности или невозможности исполнения им своих обязанностей по предусмотренным основаниям.

Невозможно представить существования Совета Министров как коллегиального органа исполнительной власти без должности Премьер-министра, его заместителей, министров, непосредственно связанных с Советом Министров. Совет Министров Республики Беларусь в организационном плане представляется в следующем виде:

¾ Собственно Совет Министров;

¾ Президиум Совета Министров;

¾ Аппарат Совета Министров.

Президиум Совета Министров является органом Совета Министров. В соответствии со статьей 27 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» в состав Президиума входят Премьер-министр и заместители Премьер-министра. Таким образом, Президиум образовывался автоматически после формирования Правительства и не зависел от воли Президента или Премьер-министра. В его составе могли быть иные члены Правительства, по усмотрению Президента, однако это не влияло на полноценность и качество работы рассматриваемого органа.

Основным предназначение Президиума Совета Министров является оперативное решение вопросов. Оперативность заключается в созыве его заседаний и их проведении.

Президиум является постоянно действующим органом, т.е. он функционирует, выполняет свои задачи в период деятельности Совета Министров.

Основное предназначение Аппарата Совета Министров состоит в организационно-техническом обеспечении деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также в оказании консультативной и методологической помощи подчиненным Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным организациям.

Аппарат состоит из:

¾ руководителя Аппарата;

¾ заместителей руководителя Аппарата;

¾ структурных подразделений Аппарата.

Назначение на должность и освобождение от нее руководителя Аппарата осуществляет Президент. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должности и освобождаются от должности постановлением Совета Министров.

Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также в организации контроля за исполнением декретов, указов, директив, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Прекращение деятельности Правительства может принимать две формы: сложение полномочий и отставка.

Сложение полномочий происходит перед вновь избранным Президентом, если Президентом не принято решение об отставке Правительства.

Вопросы об отставке освещены в ст.106 Конституции Республики Беларусь и в ст. 24 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему органах». Отставка возможна в следующих случаях:

¾ по собственной инициативе;

¾ по инициативе Президента;

¾ в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия Правительству.

По собственной инициативе Правительство может заявить о своей отставке, если посчитает невозможным дальнейшее исполнение возложенных на него обязанностей. Таким же образом имеют право заявить о своей отставке Премьер-министр и каждый член Правительства. Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложение полномочий всего Правительства. Президент вправе по собственной инициативе принять решение о б отставке Правительства и освободить от должности любого его члена. Причины, по которым Президент может принять такое решение, в законодательстве не устанавливаются.

В случае выражения Палатой представителей национального собрания вотума недоверия Правительству оно заявляет Президенту о своей отставке. Президент может принять отставку, а может и не согласиться с решением Палаты представителей.

Процедура отставки Правительства не регламентирована.

Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. В Конституции и в Законе "О Совете Министров Республики Беларусь" не предусмотрена процедура выдвижения кандидатуры на должность Премьер-министра. Правом выдвигать кандидатуру на должность Премьер-министра обладает исключительно Президент. При этом возможно участие Администрации Президента, которая занимается вопросами кадровой политики. Не установлен также срок, в течение которого Президент, заняв свою должность, обязан представить кандидатуру в Палату Представителей для дачи согласия на назначения Премьер-министра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: