Древние китайские города




 

 

Древние китайские города строились по заранее продуманному плану. Обычно они были квадратными или прямоугольными, О характере средневековых китайских городов можно судить и по сохранившимся кварталам Пекина.

 

Внутренняя планировка города строилась обычно по определенной схеме. Знать строила свои дома в наиболее благоприятной с точки зрения природных условий части города. В центре была запретная часть города, где располагались дворец императора и административные здания. Дома простых людей размещались на его периферии, в основном, на западной и восточной сторонах, где находились большие рынки.

 

Наиболее важные здания находились на основной магистрали, шедшей с юга на север и пересекавшей весь город. Территория разбивалась на прямоугольные квадраты. Улицы шли по прямой линии с юга на север и с запада на восток (до сих пор в некоторых городах сохранились названия районов: северный, южный, западный и восточный). Такая планировка напоминает, например, планировку Манхэттена в Нью-Йорке. Из-за частых междоусобных войн город окружали стеной.

 

В соответствии с правилами, обусловленными религиозно-философскими учениями, здания имели различные размеры и высоту в зависимости от их функций и положения их владельца. Здания, расположенные по главной оси, были основными и имели большие размеры и высоту, чем здания в восточной и западной частях, застроенные преимущественно небольшими жилыми домами. Поэтому город был четко зонирован по высоте.

 

Естественно, самыми высокими были здания, принадлежавшие императору, затем дома знати, чиновников и так далее - по рангам. Простой народ мог строить только низкие одноэтажные дома. На силуэте города видно, как с приближением к центру города, к дворцу императора, здания становятся все выше, подчеркивая могущество императора, его близость к небу. Этот архитектурно-композиционный прием подчеркивал роль и значение правящей элиты.

 

Для китайских жилых зданий и комплексов, начиная с простых жилых сельских и городских построек и кончая дворцовыми ансамблями, характерна компоновка вместе с дворами. Двор органически вошел в систему композиций китайского жилья. Один замкнутый двор соединялся с другим через ворота, создавая анфиладу. Решению ворот и входов придавалось большое значение.

 

 

Проход в стене

 

 

Проход в стене двора жилого дома, Пекин

 

Многие жилые дома имеют перед входом террасы, тянущиеся во всю длину фасада. В центре террасы, по оси симметрии, устраивались открытые входы, имеющие очертания в виде круга, прямоугольника, силуэта вазы или цветка. Через это отверстие видна часть здания. Часто в стенах дворов устраивали различные по форме окна, через которые видны уголки соседних садов.

 

Одно из важных мест в китайском доме занимает композиция. Открытые галереи, окружающие дом, размещение стены со значительным отступом от переднего плана, от колонн создают впечатление легкости всей постройки. Это ощущение еще усиливается своеобразной "летящей" крышей с причудливой кривизной и изящно загнутыми углами.

 

 

Вход в стене двора жилого дома, Пекин

 

Китайский дом

 

 

Планировка китайских домов четкая и простая, как в обычных домах, так и во дворцах. Они имеют определенную повторяющуюся схему. План обычно прямоугольный. Если было нужно увеличить площадь, пристраивалось помещение такой же простой формы. Иногда небольшие здания пристраивались друг к другу, и создавался целый комплекс, объединенный двором.

 

Обычно крупные здания имели окна во двор и одной стороной образовывали наружную стену двора. Иногда два рядом стоящие во дворе здания имели общую стену, соединяющую их, перекрывались одной крышей, напоминая (по композиции, но не по декору и конструкциям) русские деревянные избы - "двойни" и "тройни". Дворцовые сооружения обычно являлись отдельными зданиями и стояли на определенном расстоянии друг от друга.

 

Наиболее распространенным типом отдельно стоящего дома был так называемый дянь - здание с прямоугольным планом, разделенное внутри двумя рядами колонн на три продольных помещения. Иногда один ряд колонн был вынесен за пределы стен, образуя портик перед главным фасадом, обычно с южной стороны.

 

Интересным типом китайского дома был дом лоу. Это многоэтажное здание, окруженное террасами или с галереей с одной южной стороны. Многоэтажные дома, появившиеся в Китае еще в древности, не нашли позднее широкого применения. Было и много других приемов планировки. Встречались и не прямоугольные формы планов - круглые и многоугольные.

 

Для того, чтобы дом казался выше, применяли тип тай - в нем недостаточная высота компенсировалась тем, что дом ставили на высокую платформу - постамент. Ее делали из утрамбованной земли, облицовывали камнем (часто мрамором). Высота платформы зависела от назначения здания. Обычно в дворцовых сооружениях она имела высоту 1,5 м, но могла быть и выше. Наверху платформы часто можно встретить своеобразный слив для удаления дождевой воды с площадки. Он может быть выполнен в виде головы крокодила или других животных, изо рта которых вытекает вода. Иногда головы размещали по всему периметру платформы.

 

 

Зимний Дворец, Пекин. Фрагмент угла платформы

 

На этой платформе или стилобате воздвигалась вся конструктивная основа здания, состоящая из сборного каркаса, собранного из типовых элементов: столбов-колонн и системы балок, карниза и стропил.

 

Стены здания, особенно на юге - легкие, не несущие. Они были лишь ширмой, заполнением, отделяющим помещение от окружения и защищающим его от непогоды. Благодаря тому, что стены не были несущими, появлялись возможности самых различных комбинаций расположения и размеров оконных и дверных проемов. Главный фасад здания, обращенный на юг, имел вход и окна, занимающие всю плоскость стены.

 

Окна в доме размещались в зависимости от климатических условий. Отсутствие окон, выходящих на север, предотвращало проникновение холодных зимних ветров в помещение, которое летом защищалось от солнечных лучей крышами с большими свесами. Решетчатые окна, занимавшие всю южную стену, заклеивались бумагой.

 

 

Схема типичного китайского здания с названием основных частей.

1 - крыша; 2 - доу-гун; 3 - колонна с базой; 4 - платформа; 5 - структурная рама; 6 - балка, связывающая колонны; 7 - промежуточная связь; 8 - связь колонн в поперечном направлении; 9 - конек; 10 завершение конька ши-вей; 11 - конек ската.

 

Каркасная система была распространена не только в деревянных, но и в каменных зданиях, где толстые кирпичные стены были лишь заполнением между деревянными столбами. Кроме дерева, кирпича и камня, стены могли возводиться и из сырца или быть глинобитными.

 

Основные архитектурно-конструктивные принципы были разработаны для деревянных построек, а затем перенесены в каменные. Интересно, что для китайской архитектуры характерно сочетание камня и дерева в одном здании.

 

Широкое применение деревянных конструкций в каменных зданиях было, вероятно, вызвано желанием создать национальную "летящую" крышу с изогнутыми скатами, разработанную в деревянной архитектуре и связанную со столбами.

 

Сочетание дерева и камня давало большие возможности архитекторам при создании разнообразных сооружений. Строились здания с каркасом из дерева, а каменные стены заполняли пролеты между колоннами на одну или две трети высоты дома.

 

Верхняя часть стены представляла собой деревянную перегородку, в которой по всему периметру располагали окна. Центральная часть главного фасада с дверью также выполнялась из дерева. Иногда три стены имели каменное заполнение или были глинобитными, а южный фасад - деревянное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: