От чего зависит эстетический вкус?




 

Эстетические вкусы складываются на основе представлений (эстетического идеала, прежде всего), а значит и стоящими за этими представлениями взглядов, существующих в обществе. Нельзя не учитывать зависимость эстетического вкуса от развития общества. Новая общественная практика может выдвинуть на первый план такие стороны действительности, которые в предшествующий период не играли большой роли в жизни людей. Измерение эстетического вкуса в этом случае будет связано не с тем, что прежний вкус был плох, а с включением в сферу практики новых отношений, ранее не охватывающихся эстетически или игравших в практике второстепенную роль. Этим, в частности, объясняется то, почему ритм все больше определяет музыкальный вкус. Следует, впрочем, оговориться. Музыка призвана, прежде всего, выразить глубину человеческих переживаний. Поэтому основу музыки, а следовательно, и высокого музыкального вкуса составляет и будет составлять мелодия. Эстетический вкус тех, кого привлекают только шлягеры, отнюдь не может служить предметом подражания. Обращаясь опять к Баху и «Руки вверх», можно сказать, мы можем признавать красоту музыки Баха, хотя, возможно испытываем большее чувственное удовольствие от музыки «Руки вверх». Но если мы сетуем на музыку Баха, что она не доставляет нам чувственного удовольствия или не «волнует чувства» так, как музыка «Руки вверх» - это признак неразвитого вкуса. Ну а если мы вообще отвергаем музыку Баха в силу отсутствия ее чувственного влияния на нас, значит, увы, у нас вообще нет эстетического вкуса.

Развитие жизни требует и развития эстетического вкуса. Подчеркнуть это необходимо, ибо вкусу присуща известная консервативность, вызванная привычной эстетической практикой, его сформировавшей. В этой консервативности есть и своя положительная сторона: никакие модные влияния не способна разрушить хороший вкус. С ним связана оценка художественных произведений, он составляет одно из условий художественного творчества.

Художественный вкус, а через его посредство и эстетический вкус в целом развивается самим искусством. Ни о каком музыкальном вкусе не может быть и речи, если человек не слушает музыку.

Бытующее представление о том, будто для восприятия искусства не нужно никакой подготовки, ошибочно. Конечно же, в восприятии искусства огромную роль играет та культурная и эстетическая «почва», тот жизненный и эмоциональный опыт личности, на которые падают «зерна» новых художественных впечатлений. Эта «почва» взрыхляется различными способами. Прежде всего, следует отметить, что процесс накопления соответствующего опыта происходит непроизвольно. Песни, слышанные в детстве, изделия народного творчества, окружающие ребенка, рассказы художественно одаренных людей, книги, кинофильмы, телевизионные передачи, печать, радио – весь этот поток эстетических впечатлений направлен на современного человека с малых лет, готовит его к восприятию художественных ценностей, наслаждению ими. Человек непроизвольно осваивает способы постижения особенностей формы, а затем и содержания различных видов искусства, пополняет знание тех художественных фактов, с которыми он потом, даже не отдавая себе в этом отчет, будет сопоставлять новые художественные произведения.

Становление личности – процесс длительный, не завершающийся окончательно никогда. Есть, тем не менее, возрастная граница – от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе и эстетический вкус. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразии и неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность оказывает влияние свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентаций. Таким образом, складывается уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективизации, общественного самоутверждения.

Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то это, прежде всего – проявление всеядности, т.е. присвоение человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей степени развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

Большинство видов искусства, дабы могли они быть восприняты во всем своем богатстве, требуют развития и постоянной тренировки чувств и способностей человека. Многое тут зависит от степени развития эстетических чувств (музыкального, чувства цвета, формы, слова).

Дело не только в развитии способности к «внешнему» восприятию искусства, пониманию его языка, изобразительных и выразительных средств. Задача состоит в том, чтобы воспринять художественное произведение в целом с отличающим его отношением содержания и формы, с его замыслом и воплощением этого замысла, в том, чтобы разобраться в идейно-художественных достоинствах произведения, отдать должное таланту художника. А это требует постоянного духовного развития личности, непосредственного общения с искусством, напряженной работы мысли, требует обогащения своего эмоционального мира.

В одном и том же произведении искусства люди разного общекультурного уровня и с различной степенью развития художественного мышления могут увидеть разные стороны; воспринять его совершенно по-разному. А ведь произведение – это объективное явление искусства: оно требует верной, максимально приближенной к его истинной сути оценки.

Суждение эстетического вкуса зависит от особого интеллектуального механизма эстетической интуиции, включающей такой способ познания, как творческое воображение, охватывающее образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитическому действию рассудка. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего нет в действительности. Между тем действие силы воображения обеспечивает, прежде всего, умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных обстоятельств и всегда несет на себе печать классовых предпочтений и ценностей. Единых эстетических вкусов, норм, пригодных для всех времен и народов, для всех общественных групп не существует.

Эстетический и художественный вкусы не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его предпочтения и наоборот – делать его терпимым и многогранным.

Эстетический вкус определяется степенью его развития – это умение проводить различие между тем, что нравиться и тем, что прекрасно, а это значит, что эстетический вкус проявляется в суждении, воспитывается с помощью дискуссий и споров.

Суждение эстетического вкуса – это оценка действительности в соответствии с эстетическим чувствами, потребностями, интересами, мировоззрением человека.

Таким образом, эстетический вкус, являясь соединением объективного и субъективного, т.е. отражающий не только качества воспринимаемого предмета, но и качества субъекта, который данный предмет воспринимает, - зависит от своеобразия и развитости человеческой чувственности, интеллекта, культуры, образованности, широты мировоззрения, от среды, в которой личность развивается и воспитывается, от комплекса культурных ценностей и духовных ориентаций данного общества и выбора личности.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике.-М.: Знание, 1982.-224с.

2. Громов Е.С. Палитра чувств.-М.: Просвещение, 1990.-191с.

3. Гулыга А.В. Что такое эстетика?.-М.: Просвещение, 1987.-173с.

4. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе.- М.: Педагогика, 1974.-169с.

5. Естетика: Підручник /Л.Т.Левчук та ін.- К.: Вища школа, 2005.-431с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: