Задание 3. Что такое КРУГ




Тема факультатива «Язык и культура»

Тема занятия «Символика круга в славянской культуре и языке»

Факультативное занятие для обучающихся 7-8 кл.

 

Авторы: Н.К. Семененко

И.А. Маринченко

Цели и задачи:

1. Раскрыть мифопоэтический смысл понятия КРУГ.

2. Охарактеризовать способы реализации защитной функции круга в ритуальных действиях и предметах.

3. Познакомить обучающихся с обычаями и традициями древних славян.

4. Развивать интерес к национальной культуре, углублять этноязыковое сознание обучающихся.

Оборудование:

картинки с изображением круга; презентация «Символика круга в славянской культуре и языке» (формат pptx); этнолингвистический словарь «Славянские древности»; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова; бумага (формат А3, А4), ручки, цветные карандаши, фломастеры, ножницы; принтер, ноутбук, экран.

Ход занятия:

Ведущий:

– Уважаемые друзья! У нас уже сложилась хорошая традиция обращаться к страницам нашей истории. Сегодня мы продолжим знакомство с особенностями культуры наших предков.

Ведущий предлагает провести занятие в виде игры. Участники делятся на четыре группы, придумывают названия для своих команд.

Ведущий:

– А начнем мы наше занятие с блиц-опроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание 1. Блиц-опрос

Вопрос 1. Кто такие славяне?

Славяне – одна из крупнейших в Европе групп, родственных по культуре и языку.

Вопрос 2. Знаете ли вы, какова приблизительная численность славян в современном мире?

В настоящее время славян насчитывается около 300 миллионов человек.

Вопрос 3. На какие три ветви подразделяются славянские народы?

Три ветви славянских народов:

· восточные славяне (русские, украинцы и белорусы);

· южные славяне (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, македонцы);

· западные славяне (поляки, чехи и словаки).

Вопрос 4. Какой из перечисленных народов не относится к славянским?

· белорусы;

· поляки;

· немцы;

· болгары;

· сербы.

В группу славянских народов не входят немцы.

Ведущий:

– Разминка окончена, переходим к следующему заданию. Думаю, вам хорошо знакома передача «Где логика?». Я предлагаю в жанре этой телеигры разгадать тему нашего занятия.

Задание 2.Отгадай тему занятия

– Посмотрите на эти три картинки и скажите, что у них общего? Помните, что ответ – это одно слово!

 

 

На подготовку ответа отводится 1 минута. Ответ записывается на листок. По истечении времени команда поднимает листок с ответом вверх. Участники выполняют задание: отгадывают тему занятия.

Ведущий:

– Итак, в основе трех картинок «КРУГ»! Сегодня мы поговорим о том, какое место занимает круг в культуре славянских народов.

Задание 3. Что такое КРУГ

Работа с презентацией

Ведущий:

– Чтотакое круг? Как вы понимаете это слово? Какое толкование можете ему дать?

Команды высказывают свое мнение.

Ведущий:

– Чтобы убедиться в правильности предположений обратимся к толковому словарю. В ходе знакомства со словарной статьей команде нужно создать кластер: «Значение слова КРУГ». Вы можете придумывать рисунки к значениям, символические обозначения (Примерный шаблон в прил. 1).

Команды работают со словарем, читают словарную статью, находят подтверждение предположениям или уточняют предложенные варианты

Ведущий:

– Да, у слова КРУГ много толкований, но есть еще значения, которые не отмечены ни в одном из толковых словарей. Мы можем найти их в особых лексикографических источниках, которые посвящены мифологии и народной культуре. И одним из таких словарей является этнолингвистический словарь «Славянские древности». Он создан учеными Московской школы этнолингвистики под руководством выдающегося отечественного лингвиста-фольклориста Никиты Ильича Толстого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: