Разработка и принятие эффективных управленческих маркетинговых решений создает предпосылки для увеличения доли рынка, расширения стратегической зоны рыночного присутствия, обеспечения высокого уровня конкурентоспособности, выбора целевого сегмента, управления жизненным циклом товара, адаптации цен к рыночным изменениям, имиджмейкинга малой организации, установления партнерства со средним и крупным бизнесом и пр.
Управленческое решение включает в себя много действий по влиянию на объект. Оно выбирается на основании имеющейся для этого вторичной информации и полученной первичной информации и обеспечивает совершенствование деятельности рассматриваемого объекта.
Несмотря на то, что современная наука предполагает разнообразие классификационных подходов к группировке управленческих решений, существует потребность в конкретизации признаков классификации в отношении управленческих маркетинговых решений (УМР). Поэтому можно предложить их следующую обобщенную классификацию (табл. 1).
Таблица 1
Классификация управленческих маркетинговых решений (УМР)
Классификационный признак | Виды УМР |
Период реализации | - долгосрочные; - среднесрочные; - краткосрочные |
Продолжительность действия | - стратегические; - тактические; - операционные |
Характер цели | - коммерческие; - некоммерческие |
Ранг управления | - верхний; - средний; - низший |
Корпоративный уровень управления | - портфельные; - конкурентные; - роста |
Функциональный уровень управления | - плановые; - организационные; - мотивационные; - оценочные; - контроллинговые |
Операционный уровень управления | - товарные; - сбытовые; - ценовые; - коммуникационные |
Частота повторения | - стандартные (повторяющиеся); - уникальные (разовые) |
Методы формализации | - текстовые; - графические; - табличные; - прочие |
Как видно из таблицы 1, управленческие маркетинговые решения (УМР) отличаются многообразием вариантов. Представителям различных сфер и отраслей в настоящее время необходимо принимать эффективные УМР для решения многочисленных проблем завоевания, удержания и расширения собственной ниши на рынках сбыта товаров и услуг.
Для принятия эффективных маркетинговых решений руководству любой организации необходимо мастерство по грамотному использованию рыночных принципов.
Система принципов управления маркетингом представляет совокупность четко сформулированных правил освоения товарной ниши, нахождения выгодных источников финансирования, формирования потребности покупателей и определения потенциала неудовлетворенного спроса.
Принцип — основное положение, выражающее закономерность и руководящее правило, определяющее достижение поставленной цели. Таким образом, принцип в маркетинге является выражением закономерностей рыночного механизма, с учетом которых осуществляются разработка маркетинговых стратегий, реализация ценовой политики, формирование ассортимента и создание эффективных коммуникаций. При этом очень важно построить менеджмент компании в рамках принятых корпоративных целей.
Среди множества целевых направлений управления маркетингом на первый план выступают такие цели, как:
1) максимизация степени удовлетворенности потребления за счет синхронизации организации промышленного производства, объемов продаж и сервисности обслуживания;
2) обеспечение широкого выбора товаров и услуг в целях своевременного и качественного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества;
3) максимизация качества жизни на основе использования экологически чистых производственных технологий, реализации безопасных товаров и услуг, создания культурной среды обитания.
Благодаря системе принципов управления, разработанных А. Файолем в начале XX в., руководители бизнеса смогли не только создавать оптимальные структуры организационного построения, но и надежные команды исполнителей. Эти принципы нашли практическое применение вплоть до наших дней. С учетом специфики отечественного бизнеса и периода рыночных реформ, многие российские ученые разработали ряд принципов в области управления маркетингом. Так, например, Е. Н. Голубков, А. В. Гольцов, Т. П. Данько, Л. П. Дашкова, В. Е. Демидов, П. С. Завьялов, А. Н. Романов, предлагают принципы управления, отражающие системность маркетинговой деятельности, ее рыночную ориентацию, единство стратегии и тактики для получения намеченного результата рыночного обмена. Основными этапами формирования принципов управления маркетингом являются:
1) методическое обеспечение исходных условий создания системы принципов управления маркетингом для решения той или иной корпоративной проблемы;
2) учет и систематизация возможных барьеров (препятствий) с дифференциацией их на общие, типовые, объективные, субъективные и непредвиденные за счет случайных обстоятельств;
3) окончательный этап формирования принципа с четкой трактовкой основных составляющих компонент, положений в целях принятия своевременной корректировки управленческих решений по рыночному участию компании
Выход на положительные результаты бизнеса с одновременным обеспечением его социальной направленности возможен лишь при условии глубокого понимания того, каким образом формируется маркетинговая концепция управления малым предприятием.