Практическая деятельность.




1. Беседа, обыгрывание ситуаций, дидактическая игра «Разное слово» (объяснение различных форм слова «Слушать»).

2-3.Игра «Слушаем и запоминаем»,

4-5.Игра-соревнование (выслушать текст, чётко сформулировать вопрос)

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, занятие-викторина.

Методы и приемы: словесный (беседа, словесные игры, составление диалогов работа с книгой), игровой (объяснение сочетается с игрой),наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы подведения итогов: занятие-викторина «Кто больше узнает» (с использованием иллюстраций).

 

Искусство спора и диалога

Теоретическая часть.

1-2. Правила этикета. Интонационная выразительность, умение убеждать, доказывать, объяснять, правильно применять речевые формы общения.

Продолжать обучать правилам этикета. Воспитывать навыки уверенности в себе. Краткая и развёрнутая форме высказывания, речевые формы общения.

3-4. Говорить, чтобы слышали и услышали. Краткость, чёткость – основа спора и убеждения. Слово может обидеть. Слушай собеседника, отвечай вежливо.

5. Речь бывает хорошей, красивой, умной. Бывает пустой, неполной, неинтересной.

Практическая деятельность.

1-2. Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра.Составление памятки «Искусство говорить» (с.5 «Детская риторика»)

3-4. Художественное слово. Разыгрывание сценки «Кот и повар». Речевая разминка, артикуляционные упражнения.

5 Художественное слово, словесная игра «Назови другим словом словом». Дидактическая игра «Наоборот».

Форма проведения: беседа, художественное слово, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, инсценировка,игры-тренинги.

Методы и приемы: словесный (работа с книгой, стихотворение), игровой (объяснение сочетается с игрой),

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы подведения итогов: практикум.

Развитие связной речи

Теоретическая часть.

1.Рассказ по теме стихотворения. Выделение темы, использование синонимов при переработке. Освоение основных типов монологической речи (рассказ и пересказ). Знакомство с интонационными средствами выразительности.

2.Повествование. Формирование умения последовательно строить рассказ.

Активизация словаря.

3.Описание. Качественное совершенствование детской лексики.Расширение словарного запаса путём подбора синонимов, уточнения их значений и использования в текстах.

4. Рассуждение. Рассуждение это потребность доказать, высказанное мнение. Точные и неточные, убедительные и неубедительные рассуждения. Обучение коллективному пересказу. Соблюдение правил общения при совместном рассказывании.

5. Что такое скороговорка? Это фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Отработка дикции. Обучение умению соблюдать логическую последовательность. Качественное совершенствование речи.

6. Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно! Закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации, работать над грамматическим строем речи и активизацией словаря.

Практическая деятельность.

1. Артикуляционные упражнения, художественное слово.

2. Речевая разминка. Художественное слово. Проблемные речевые задачи, игра «Кто это». Коллективный пересказ.

4. Речевая гимнастика, речевая ситуация, художественное слово.

5. Речевая гимнастика, художественное слово.

6 Интонационные разминки. Речевая ситуация, практическая отработкапересказа.

Составление памятки «Сочиняю сказку» (Разбудите свое воображение. Набросайте план будущей сказки. Переделайте старую сказку. Придумайте главного героя. Поиграйте в словесные игры.)

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, занятие-викторина.

Методы и приемы: словесный (художественные произведения, работа с книгой), игровой (объяснение сочетается с игрой), наглядный (наблюдения, демонстрация), объяснительно-иллюстративный.

Формы подведения итогов: занятие-викторина «Угадай и докажи»

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Теория Практика
1. Мир взрослых людей (развитие потребности общения со взрослыми)      
1.1 Я человек и умею говорить.      
1.2 Я человек и умею чувствовать.      
1.3 Я человек и умею думать      
1.4 О правах и правилах      
1.5 Кто прав?      
  Давайте играть вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками)      
2.1 Мы работаем      
2.2 Труд в сказках      
2.3 Мы играем      
2.4 Мы взрослые      
  Секреты твоего успеха (язык общения, навык общения с внешним миром)      
3.1-3.2 Другое мнение.      
3.3-3.4 Чтобы стать человеком…      
3.5-3.6 Дал слово…      
  Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение)      
4.1 Культура речи      
4.2 Речь и поведение      
4.3 Сила слова      
4.4 Когда я ем….      
4.5 Молчать некрасиво.      
4.6 Говорим обо всём      
  Искусство спора и диалога(мини-диалоги, речевые формулы общения)      
5.1 Быль и небылицы      
5.2 Так, да не так      
5.3 Небылица-небывальщина      
5.4 Попробуй угадай!      
  Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и других текстов)      
6.1-6.2 Диалог и монолог      
6.3 Монолог- описание      
6.4 Монолог-рассуждение      
6.5 Монолог-повествование      
6.6 Рассказ из личного опыта (с использованием диалога)      
6.7 Коллективное рассказывание      
  Всего:      

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мир взрослых людей

Теоретическая часть.

1.Определение своего эмоционального состояния, выход из него. Общение с людьми в любом эмоциональном состоянии. Общение без конфликтов. Развитие диалогической речи, умение корректно выражать своё мнение. Работа над дикцией, темпом, тоном.

2.Элементарные умения определять чужое эмоциональное состояние. Внимание к настроению эмоциональному состоянию других людей. Условия эффективности разговора.Закрепление правил речевого этикета, развитие артикуляционной моторики и дикции.

3. Объективная оценка своих умений, успехов и достижений. Умение предвидеть последствия своего поступка, слов и высказываний, контролировать свою деятельность. Развитие логической последовательности при пересказе.

4. Речевой такт и уважение к окружающим. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Наличие разных мнений обогащает общение. У каждого есть право на своё мнение.

5. Сравнение своего отношения и отношения других к одним и тем же обстоятельствам. Находить решения простых этических ситуаций. Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.

Практическая часть.

1. Беседа по теме. Артикуляционная гимнастика, речевая разминка, творческий практикум «Я веду диалог».

2.Речевая разминка. Обыгрывание речевых ситуаций. Игровой практикум «Обрати внимание на это состояние». Этюды на выражение эмоций, жестов.

3.Беседа, художественное слово, мини-диалоги, игра «Ассоциация».

4. Речевая ситуация. Чтение и обсуждение правил и обязанностей при общении.

5. Речевая ситуация, игра «Кто прав?»

Форма проведения: игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.

Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок)

Формы подведения итогов: выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям.

2. Давайте играть вместе!

Теоретическая часть.

1. Отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности. Инициатива и активность в совместных трудовых действиях. Проявление вежливости и доброжелательности.

2.Эффективность коллективного труда, работа в коллективе. Совершенствование диалогической и монологической речи.

3.Участие в совместных играх и занятиях со сверстниками, в разговоре, беседах. Закрепление правил общения со сверстниками.

4. Наблюдение за трудовой деятельностью взрослых. Названия и трудовые действия некоторых профессий.

Практическая часть.

1.Игра «Закончи предложение» (отношение к различным видам труда). Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить.

2. Художественное слово (сказка «Старик и сыновья»). Мини-диалоги «Чему я хочу научиться».

3. Беседа по теме. Художественное слово «Рассказы Л.Н.Толстого». Словесные игры.

4. Беседа. Речевая разминка, речевая ситуация, игра «Пиктограммы». Дидактическая игра «Образуй слово».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный(наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый.

Формы подведения итогов: викторина «Отгадай профессию».

Секреты твоего успеха

Теоретическая часть.

1. Оценка успехов сверстников, принятие мнения другого человека. Гуманное отношение и толерантность. Элементарное обоснование своего мнения и корректное его высказывание.

2. Уважение, чуткость, терпимость, личностных качеств, позволяющих общаться с людьми. Развитие творческой инициативы.

3. Чувство ответственности и порядочности. Быть точным и обязательным.

Практическая часть.

1.Беседа о правилах поведения с людьми различных социальных слоёв, возраста, национальности. Упражнение-тренинг «Твоё мнение».

2. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима «Как животные».

3.Дискуссия по теме, демонстрация иллюстраций. Речевая ситуация, тесты «Правила обязательности».

Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие,практикум.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, проблемный.

Формы подведения итогов: практикум.

 

Речевой этикет

Теоретическая часть.

1. Что такое культура речи. Чистота, точность, ясность, правильность речи. Правила речевого общения, умение пользоваться «волшебными» словами. Правила монологической и диалогической речи. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. Развивать коммуникативные навыки.

2. Использование слова в конфликтах. Формы обращения к разным людям. Сила улыбки. Роль дикции. Работа в парах, взаимоуважение.

3.Показать силу слова и умение его применения. Словом можно убить. Слово может спасти.

4.Учить общению и поведению за столом. В гости ходят пообщаться, а не наедаться.

5.Развивать умение поддерживать разговор во время обеда, находить общие темы для бесед. Как есть, чтобы можно было вести беседу.

6.Умение слушать, как способ поддержания беседы. Как правильно задать вопрос. Как правильно ответить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: