Искусство быть невидимым 4 глава




Славик тоже что‑то почувствовал. Но то, что Ли только что сделал с его рукой, мешало ему сосредоточиться. Я видел, как мой напарник периодически бросал недоверчивые взгляды на руку, вращал кистью или растирал запястье. Удивительным было то, что рука даже не была растянута, хотя, по идее, после такого выхода сустава ее двигательные функции должны были сильно нарушиться.

Тренировка в технике «живых перьев» продолжалась до глубокой ночи. Мы постигали контроль над движениями противника, учились отводить атаки, ловили моменты перехода движений с вращением кисти, изучали отбивы и атаки при вращении предплечья с помощью мизинца и большого пальца. Мы вызывали ощущение блюдца в полукольце пальцев и учились направлять его под разными углами, ощущая плоскости действия кисти. Полукольцами пальцев мы перехватывали атаки, совершали отведения и зацепы и многое другое.

Техника «живых перьев» настолько захватила нас, что, казалось, изменилось течение времени, оно почти остановилось, как будто в мире не существовало ничего, кроме этой лесной поляны, залитой лунным светом, фигуры Учителя, совершающего руками какие‑то удивительные манипуляции, и нас, пытающихся эти манипуляции воспроизвести и запомнить навсегда.

 

Глава 10

Медитация воспоминаний

 

Я шел по улице Пушкина, когда меня остановила симпатичная девушка. Очень смущаясь, она объяснила, что какой‑то парень попросил ее передать мне записку.

– Какой парень? – поинтересовался я.

– Понятия не имею, – ответила девушка. – Я его никогда раньше не видела. Сначала я подумала, что он сумасшедший, но он сказал, что скоро вы пройдете по этой улице, и описал вас. Он так просил, что я подумала, что это очень важно. Он всунул мне в руку записку и ушел. Я решила, что это розыгрыш, но потом увидела вас и сразу узнала по росту и заплаткам на штанах.

Тут она густо покраснела и протянула мне свернутую бумажку.

Я взял записку, поблагодарил и попытался пригласить ее на свидание, но девушка была так смущена ситуацией, что, неожиданно перейдя на визг, она закричала:

– Что вам еще от меня нужно? – и убежала.

Я развернул записку и прочитал: «Приходи на скалу». Подписи не было, но и без нее я догадался, что записку написал Ли. Было в этом почерке что‑то необычное, что напомнило мне непредсказуемую личность Учителя.

Под «скалой» Ли подразумевал Неаполь Скифский. Наскоро перекусив, я побежал туда. Я обыскал весь Неаполь, но Учителя так и не встретил. Вечерело. Я остановился на краю обрыва, любуясь панорамой города, раскинувшегося внизу. Спокойствие и мягкость теплого крымского вечера отразились на моем настроении. Я созерцал город, наслаждаясь красотой пейзажа, когда мне на затылок мягко легла чья‑то рука. Я сразу понял, что это была рука Учителя, – он часто приветствовал меня таким образом.

После изучения упражнений по аутодвижениям я начал автоматически реагировать на неожиданные прикосновения к моему телу или резкие движения в моем направлении, иногда отвечая на них серией ударов прежде, чем понимал, что происходит. Рукой, положенной мне на затылок, Ли предупреждал, что это он, гася мою возможную агрессивную реакцию.

– Сегодня мы поговорим о памяти, – сказал он и спросил: – О чем ты сейчас думаешь?

Я ответил, что ни о чем особенном не думаю, просто любуюсь окрестностями.

– Много ли моментов, подобных этому, ты можешь вспомнить, и насколько подробно ты помнишь их? – спросил Ли.

Я начал вспоминать и пересказывать свои воспоминания. Подобных моментов в моей жизни было очень много. С детства я очень любил природу, ходил с отцом в походы, на охоту, на рыбалку, и мне всегда нравилось созерцать горы, море, лес, закаты или туман.

Учитель остановил меня и спросил:

– Много ли праздников ты помнишь? Как ты проводил их?

Я рассказал о том, как встретил последний Новый год. Ли требовал вспоминать все детали до мельчайших подробностей. Я описал другие праздники, вспоминая друзей, девушек, как они были одеты, какие‑то интересные события. Учитель внимательно слушал, иногда задавая вопросы или подбрасывая какую‑нибудь новую тему для разговора.

Постепенно мои воспоминания становились ярче и детальнее. Я начал вспоминать вкус блюд, ощущая его во рту, я вдыхал запах курительных палочек, чувствовал на своей коже нежные прикосновения женских рук и вкус поцелуев. Воспоминания обретали форму и плоть, становясь реальными, словно время повернуло вспять, и я вновь вернулся в события прошлого, испытывая те же эмоции и переживания.

Эффект оказался совершенно неожиданным для меня. Мне показалось, что сейчас я переживаю лучшие минуты моей жизни за многие месяцы. Меня захлестывало ощущение праздничного настроения, эмоционального подъема, предвкушение удовольствий и сюрпризов. Я чувствовал себя удовлетворенным и счастливым и с удивлением сказал об этом Ли.

– Я очень рад, что мне не придется объяснять тебе, что такое медитация воспоминаний, – произнес он и пошел к спуску с Неаполя Скифского.

Я молча последовал за Учителем, продолжая воспроизводить в памяти другие события, поддерживая в себе эмоциональный настрой медитации воспоминаний. Мы шли уже по набережной Салгира, когда я спросил:

– Для чего нужна медитация воспоминаний?

– Она позволяет тебе восстановить нить жизни, а нить жизни – это основа основ человека‑дерева, – ответил Ли.

– Как можно восстановить нить жизни? Ведь человек не может помнить всю свою жизнь целиком.

– Человек помнит всю свою жизнь, все, что с ним когда‑либо происходило, но его нужно научить вспоминать то, что важно и нужно для него, поскольку его тело и мозг лучше всего запоминают и поэтому легче могут воспроизводить только то, что кажется важным для них. Ты вспоминаешь в первую очередь те события, которые кажутся наиболее значительными твоему мозгу и твоему телу.

Противопоставление мозга, тела и личности человека уже не в первый раз всплывало в наших беседах. То в шутку, то всерьез объясняя мне разные аспекты учения, Ли заострял внимание на этом противопоставлении. Например, он говорил:

– Часто бывает так, что мозг хочет чего‑то, а тело ему сопротивляется, поскольку ему не нравится напрягаться. Твой мозг желает, чтобы ты, как личность, был сильным, а значит, и обладал сильным телом, однако для этого нужно работать. Если тело отказывается работать, тебе важно, как личности, занять сторону мозга и дать приказание телу работать, или, если тело слишком измучено или слабо для того, чтобы работать, ты, как личность, должен занять сторону тела и погасить требования мозга.

Когда твое тело хочет есть, оно заставляет мозг искать выход из этого положения и достать еду. Если мозг помогает телу удовлетворить его потребность, и ему удается это сделать, человек чувствует себя умиротворенным. Но это лишь поверхностное решение проблемы, поскольку мозг и тело часто хотят не того, что нужно и полезно человеку как личности, и удовлетворение желаний приносит человеку не пользу, а вред.

– Мне кажется, что выполнение моих желаний принесло бы мне только пользу, – сказал я.

– А ты уверен, что знаешь свои желания?

– Естественно, что я знаю, чего я хочу.

– Для человека вообще неестественно знать, чего он хочет, – заметил Учитель. – Человек только думает, что хочет чего‑то, а на самом деле он часто мечтает о вещах совсем противоположных, даже не отдавая себе в этом отчета. Я расскажу тебе древнюю притчу Спокойных о сокровенных желаниях, и ты сможешь убедиться, что я прав.

 

Решил однажды голубой черт из Большой пещеры стать святым и прославиться добрыми делами. Надел на себя самые красивые одежды и разослал во все концы Поднебесной своих родственников и знакомых с вестью о том, что он берется исполнять самые сокровенные людские желания.

Скоро к пещере, где жил черт, потянулись вереницы людей, жаждущих получить обещанное.

Первым предстал перед чертом бедный крестьянин. Только хотел обратиться к нечистому со своей просьбой, как черт и говорит:

– Ступай домой. Твое желание исполнено.

Вернулся крестьянин домой, стал искать мешки с золотом и серебром, как вдруг видит – идет к его дому сосед, а на плечах у него вместо своей собственной – кабанья голова, глазами вращает да клыками щелкает. Ужаснулся крестьянин:

– Неужели у меня такие желания?

После крестьянина подошла к черту старая женщина, неся на спине мужчину с высохшими ногами. Положила его у ног черта и говорит:

– Исполни заветное желание моего сына. До конца жизни буду благодарна тебе.

Посмотрел черт на мужчину, а у того и руки отсохли.

Заплакала, заголосила старая женщина:

– Что ты наделал, проклятый!

А черт и говорит:

– Что же мне делать, если он с детства хотел, чтобы у него и руки отсохли, ведь тогда ты не сможешь заставлять его короба плести и кормить его будешь из своих рук.

Делать нечего. Взвалила мать сына на плечи и пустилась бегом из пещеры, пока сын еще чего‑нибудь не пожелал.

Так и не стал черт святым. Недобрая слава о нем пошла, но в этом он сам виноват. Уж кто‑кто, а черт должен бы знать, что самые сокровенные желания не всегда желанны бывают.

 

Как видишь, мой маленький брат, не всегда следует выполнять желания мозга или тела. Самое трудное для личности – принять верное решение и в нужный момент встать на сторону мозга, чтобы подчинить тело, или встать на сторону тела, чтобы обуздать мозг, а может быть, найти третье решение и дать мозгу пищу, которая позволит ему в корне изменить свое мировоззрение.

Только личность может изменить мировоззрение мозга, поскольку вопросы, возникающие у личности, ее впечатления от внешнего мира воздействуют на работу мозга, заставляя его переосознавать то, что казалось ему незыблемыми правилами, переоценивать установки, удобно уложенные в нем в качестве готовых рецептов, установки, на которые он опирается, формируя свои задачи, выводы и оценки. Развивая свою личность, человек изменяет свое сознание и бытие, целенаправленно воздействуя на мозг и тело, и постепенно превращается в человека‑дерево. Это превращение – одна из основ учения Спокойных.

– Что такое личность? – спросил я. – Чем она отличается от мозга и сознания человека?

– Это слишком сложная тема, чтобы говорить об этом сейчас, – ответил Ли. – Разные источники и разные учения определяют личность по‑разному. Спокойные создали свою теорию личности, по которой личность разбивается на несколько составных частей типа «человека вообще», «человека в частности» и так далее. Но главное, что определяет личность человека‑дерева, – это то, что трудно выразить словами и можно только почувствовать. Это – внутренняя сила. Сейчас я говорю о личности, мозге и теле для того, чтобы ты интуитивно научился понимать, что это, и разделять их функции и задачи.

– Как я понимаю, в идеале принятие правильных решений должно оставаться за личностью, – сказал я. – Но как можно быть уверенным, что твоя личность принимает правильные решения?

– Личность обычного человека принимает правильные решения только случайно. Для того чтобы принимать правильные решения, нужна правильная личность. А поскольку момента, когда мне удастся вправить мозги твоей личности, ждать еще долго, сейчас наиболее правильным решением для твоего европейского мозга будет не задавать глупых вопросов и не ловить кайф от бессмысленных, кажущихся тебе умными рассуждений.

Неожиданно Ли спросил:

– Что ты вообще помнишь о своей жизни?

Я немного подумал и ответил:

– Наверно, то же, что и обычный человек.

Еще в первую неделю нашего общения Ли приучил меня не делать категоричных заявлений, каждое из которых он встречал градом насмешек. Больше всего он издевался над речевыми штампами, и мне приходилось каждый раз думать, чтобы выбрать ответ, допускающий различные толкования.

– Ты не должен быть обычным человеком, – сказал Учитель. – Я направляю тебя по пути Воинов Жизни, и после того, как ты станешь воином, ты объединишь остальные пути и превратишься в «человека‑дерево».

Я усмехнулся про себя. Хотя умом я понимал возвышенную суть образа «человека‑дерева», сам образ всегда мне казался немного смешным.

– Знаешь, почему название «человек‑дерево» всегда вызывает у тебя усмешку? – поинтересовался Ли, и сам ответил: – Ты не можешь избавиться в числе прочего от образа, заложенного в сознание вашего поколения песней Высоцкого:

 

Но если туп, как дерево, родишься баобабом

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

 

Ты должен освободиться от давления подобных мыслеобразов, от нелестных сравнений, поскольку в новом мыслеобразе, который будет заложен в тебе, «человек‑дерево» – это человек совершенства, объединивший в себе силу четырех стихий для того, чтобы стать пятой. А теперь постарайся вспомнить самое яркое событие в своей жизни.

Я сказал, что самым ярким моментом была его демонстрация прыжков в день нашей первой встречи.

– Не нужно ничего описывать словами, – сказал Учитель. – Восстанови в памяти последовательность событий и свои ощущения.

Сделать это было совсем нетрудно. Я закрыл глаза, и в моем воображении начали возникать образы, сперва смутные, потом они стали приобретать более яркие очертания, перерастающие в ощущение реальности. Сначала я увидел яркую луну и вспомнил, как были обострены мои чувства перед показом. Потом в лунном свете возникла фигура Ли, и я услышал его хриплый изменившийся голос. Сцену его прыжков я прочувствовал так ярко, что, как и тогда, ощутил тошноту и головокружение. Мой желудок спазматически сжимался, я начал оседать на землю, почти теряя сознание.

– Хватит, хватит, – услышал я голос Ли.

Его руки подхватили меня, он надавил мне на точки под носом и на руках. Я почувствовал себя лучше, хотя голова все еще была тяжелой, а реакции – заторможенными.

– У тебя неплохо получается, – засмеялся он. – Теперь ты видишь область практического применения медитации воспоминаний. Чтобы очистить желудок, обычный человек засовывает два пальца в рот, а Воину Жизни для этого достаточно вспомнить некоторые моменты своего прошлого. Преимущества очевидны.

Учитель произнес эти слова с таким пафосом и торжественностью, что я поневоле расхохотался и полностью пришел в себя.

Медитация воспоминаний вошла в мою жизнь в виде каждодневных упражнений. Я вспоминал события минувшего дня, прокручивая в памяти все наиболее существенные моменты, потом вспоминал незначительные детали, например, как я чистил зубы, восстанавливая в мельчайших подробностях, на уровне движений, каким жестом я брал зубную щетку, с каким усилием и в каком месте надавливал на тюбик с зубной пастой, каким движением подносил щетку ко рту, вспоминал ощущение зубной пасты на деснах и все остальное.

Сначала такое детальное вспоминание давалось мне с трудом, но со временем у меня развилась и активизировалась своеобразная мышечная память, и стоило мне сосредоточиться на воспоминании о каком‑либо действии, как мышцы начинали сокращаться и подергиваться на уровне идеомоторных движений, которые при более сильном сосредоточении переходили в аутодвижения.

Потом я вспоминал позавчерашний день и так далее, углубляясь в прошлое.

Ли сказал, что на первых фазах формирования ученика кроме умения детально восстанавливать в памяти реальные события следует научиться одной из разновидностей медитации воспоминаний, которая называется «воспоминание о том, чего не было». В этой медитации ученик реализует свои неосуществленные желания и мечты, что помогает ему нейтрализовать многие свои комплексы, избавиться от внутренней неудовлетворенности или от состояния фрустрации, связанного с невозможностью в данный момент получить желаемое.

– Все люди с раннего детства в той или иной форме предаются мечтам, – объяснил Ли. – В учении Спокойных способность мечтать доводится до уровня искусства, когда мечта не пускается на самотек, а целенаправленно используется для достижения каких‑то конкретных целей.

Медитация «воспоминания о том, чего не было», создает миф о событиях твоей жизни, которые никогда не происходили, но вспоминаются с реальностью и достоверностью подлинных событий, как бы становясь составной частью истории твоей жизни.

Например, если ученик боится высоты, он вспоминает, как когда‑то он был альпинистом, создавая реальную картину несуществующих событий и в деталях воспроизводя, как он лазил по скалам, перебирался над пропастью по канату, смотрел вниз с вершины горы. Начинаются такие воображаемые воспоминания с небольших высот, чтобы страх не мешал выполнению упражнения. Постепенно высота увеличивается, и страх перед ней исчезает.

Если же страх высоты, несмотря ни на что, не проходит, можно вспомнить, как ты приходишь к даосскому мудрецу, и тот обучает тебя специальным упражнениям, помогающим преодолеть этот страх. В другом варианте он может дать тебе лекарство от страха или сделать что‑то еще.

Медитация «воспоминания о том, чего не было», позволяет значительно сократить срок обучения. Избавиться от страха высоты можно и при помощи упражнений, выполняемых в реальной жизни, но на все попросту не хватает времени, а эта медитация одновременно позволяет организму ученика восстановить силы и закрепляет в его сознании необходимые навыки.

Медитации «воспоминания о том, чего не было» помогают избавиться от страха перед болью или перед поединком с несколькими сильными противниками, с их помощью можно решить целый ряд проблем, возникающих при общении с окружающими людьми. Эти медитации имеют еще много других применений. В них ты можешь исправлять ошибки прошлого и стирать чувство неловкости, вины или стыда, переживая ситуацию по‑новому и не допуская прошлых ошибок.

Эту разновидность медитации можно использовать и для получения удовольствия, вплоть до высшей степени сексуального или религиозно‑экстатического наслаждения, но здесь необходимы определенные ограничения и чувство меры, в противном случае существует риск поддаться искушению и начать подменять способность свободно ориентироваться в реальном мире призрачным существованием в стране грез.

Медитация «воспоминания о том, чего не было» также является инструментом для удовлетворения скрытых жажд[7]организма (жажды славы, признания, любви). Удовлетворяя подавленные в силу каких‑то причин естественные потребности организма, эта медитация снижает внутреннюю неудовлетворенность, питающую жажды, и ученик со временем перестает попадаться в ловушку собственных неконтролируемых эмоций и неосознанных желаний.

Одной из разновидностей медитации «воспоминания о том, чего не было» является медитация «воспоминания себя таким, каким ты никогда не был». Эту медитацию, в частности, используют в случае, когда у ученика не получается какое‑то упражнение, и он детально вспоминает о том, как уже многократно выполнял его; или, желая сделать свое тело более красивым и сильным, ученик вспоминает себя в желаемом обличье, что на уровне самовнушения способствует физическому совершенствованию.

Обычно я выполнял медитацию «воспоминания о том, чего не было», перед сном, и воображаемые события переходили в сны, которые стали невероятно яркими и реальными. Следующим шагом от этой медитации было обучение ученика во сне, когда «воспоминания о том, чего не было» или какие‑то техники Шоу‑Дао выполнялись в управляемых сновидениях.

Близкой по типу к медитациям «воспоминания о том, чего не было» является омолаживающая медитация. Спокойные, достигнув определенного возраста, практиковали ее для общего омоложения организма.

Начинается эта медитация с полного расслабления. Затем следует представление о том, что тебя с большой силой тянет назад, и ты проваливаешься, но не в пространстве, а во времени, проносясь сквозь время и возвращаясь к моменту, когда тебе было 18–20 лет.

В медитативном процессе «падения сквозь время» необходимо почувствовать, как полностью омолаживается весь организм, как мышцы наливаются ощущением молодости и силы, а кожа становится свежей, гладкой и упругой. При регулярном выполнении этого упражнения ощущение двадцатилетнего возраста на подсознательном уровне переносится в реальную жизнь, что оказывает соответствующий омолаживающий эффект.

В плане обучения рукопашному бою медитация воспоминаний была исключительно полезна при мысленном воспроизведении фрагментов боев и тренировок. Обычно после каждой тренировки в лесополосе Ли заставлял Славика и меня восстанавливать в памяти все новые элементы, которые он нам показывал, вспоминать в мельчайших деталях, как он сам выполнял упражнение. Таким образом Учитель как бы все время находился рядом с нами. Со временем я научился в любой момент с легкостью воспроизводить его образ.

Воспоминания движений вызывали подрагивания и сокращения соответствующих мышц, которыми мы как бы дополнительно конспектировали показанный урок. Медитативное воспроизведение тренировок реализовывалось и ночью в очень ярких сновидениях, и у меня подергивались конечности, имитируя удары.

Наяву воображаемые движения с легкостью переходили в аутодвижения. Для входа в состояние аутодвижений я расслаблялся и мысленно воспроизводил соответствующий мыслеобраз. Тело начинало двигаться само по себе с удивительной легкостью, без физического ощущения движения. Мне оставалось лишь отстраненно наблюдать за происходящим. Этот вид аутодвижений был программируемым и управляемым. Также мы практиковали неконтролируемые, спонтанные аутодвижения, но они вызывались другими типами упражнений – более близкими к цигун.

Воспоминание и мысленное воспроизведение урока существенно ускоряло обучение. Мне было достаточно несколько раз увидеть движение в исполнении Ли и воспроизвести его в паре со Славиком, чтобы иметь возможность навсегда закрепить его в памяти посредством медитации воспоминаний.

Однажды, когда мы тренировались в лесополосе, Учитель сказал:

– Пришло время получить еще одну «снежинку, падающую с неба» (в Шоу‑Дао так называют новую для ученика часть знания). Вы уже достигли определенного уровня в контроле над мышцами, в повторении движений – физическом и мысленном, но главное, чему вы научились, – это не только видеть движение глазами и слышать ушами производимый движением звук, но и воспринимать и чувствовать движение всем телом. Теперь я покажу вам, как мысленным представлением движения можно управлять человеком.

Ли велел Славику встать и расслабиться.

– Сейчас я дам тебе ключ, – сказал он.

Учитель подошел к Славику и нанес ему короткий резкий удар в солнечное сплетение, потом, не давая развиться спазму, ударил его открытой ладонью по спине, чтобы восстановить сбившееся дыхание.

– Ты ощутил физическое воздействие удара, но тот же удар ты можешь почувствовать и на расстоянии, – произнес Ли.

Он отошел на несколько метров, повернулся лицом к Славику и нанес точно такой же удар в воздух. Славик содрогнулся, и мышцы его живота сократились, так, словно удар достиг цели.

Учитель сказал:

– Ты почувствовал этот удар, увидев, как я собираюсь ударить. Теперь закрой глаза.

Славик зажмурился. Ли сосредоточил взгляд на его животе, не делая больше никаких движений. Через несколько секунд мышцы живота Славика снова содрогнулись.

– Я не нанес удар, – сказал Ли, – но твое тело почувствовало мое желание ударить в солнечное сплетение и отреагировало на него. Точно так же твое тело может ощутить мое желание нанести удар в любую другую его часть. Но имейте в виду, если вы будете показывать это своим ученикам, часть тела, в которую вы собираетесь наносить мысленные удары, сначала нужно «раскрыть» настоящим ударом, как это сделал я, и только потом начинать мысленное воздействие, хотя мне это делать не обязательно.

Ли снова сосредоточился. На этот раз его взгляд не фокусировался на Славике и был направлен куда‑то в сторону, в никуда.

Славик неожиданно отдернул ногу, потом прикрыл голову рукой, попытался защитить спину. Он сделал еще несколько защитных движений.

– Ты научился воспринимать мыслеобразы ударов, – сказал Учитель. – Не нужно объяснять, как это можно применить в бою. Но это только начало упражнения. Расслабься и говори мне, что ты чувствуешь.

– Я чувствую, что рука стала тяжелой и с силой давит мне на бедро.

– А что ты хочешь сделать сейчас?

– Я хочу захватить рукой материю на моих брюках.

– Сделай это. Ты ее крепко держишь? А теперь выполни то, что хочет сделать твоя рука.

Славик резким рывком разорвал свои брюки.

– Следуй за своими ощущениями, – велел Ли.

Повинуясь безмолвным приказам Учителя, тело Славика начало совершать красивые плавные движения. Его руки перемещались с четкими остановками в какие‑то моменты, движения их то замедлялись, то ускорялись. Создавалось впечатление, что Славик находится в трансе, но было ясно, что он полностью осознает происходящее. На его лице застыло выражение напряжения и удивления. Казалось, что он прислушивается к направляющему его внутреннему голосу.

Ли сказал мне:

– Представь, что твоя рука – это правая рука Славика. Выполняй мысленно какое‑нибудь движение.

Я сосредоточился на образе кругового движения и перенес ощущение своей руки на руку моего партнера. Я представлял круг инь в плоскости ворот. Славик выполнил движение в точности вплоть до радиуса круга. Я придумывал все новые и новые круговые движения, и Славик повторял их. Не веря своим глазам, я изменил амплитуду и характер воображаемых движений, перейдя к движениям только большим и указательным пальцами, но рука Славика действовала так, как будто бы была моей.

– Достаточно на сегодня, – остановил его Учитель, и Славик вдруг, как подкошенный, рухнул на землю.

Потом он рассказал мне, что в этот момент ощутил невероятное расслабление, граничащее с блаженной истомой, которая никогда раньше его не охватывала с такой силой.

– Что ты чувствовал, когда выполнял упражнение? – спросил я.

– Я был марионеткой, которую кто‑то дергал за тысячу ниточек, – ответил он. – Казалось, что мое тело сделано из толстых шнуров, руки были бессильными, как плети, и я двигался не благодаря мышечным усилиям, а повинуясь ниточкам, привязанным к шнурам. Как только ниточки исчезли, мое тело, как пустая оболочка воздушного шара, из которого выпустили горячий воздух, опустилось на землю.

Восхищенный увиденным, я спросил у Ли:

– Как ты это делаешь?

– Ты и сам делал это, – пожал плечами Учитель. – Зачем ты спрашиваешь меня?

– Чтобы понять механизм происходящего. Может быть, есть какое‑нибудь научное объяснение тому, что я видел?

Ли поморщился.

– Европеец всегда остается европейцем, особенно если он ученый европеец, – недовольно произнес он. – Через десятки или даже через сотни лет современная наука, может быть, и сможет объяснить механизм воздействия на расстоянии, если это понадобится для какой‑нибудь области ее изысканий. Отдельные части этой информации будут разбросаны по десяткам лабораторий, погребены в книгах и статьях, но, собранные воедино, они никогда не станут достоянием широкой общественности по той простой причине, что информация такого рода будет самым тщательным образом скрываться спецслужбами и правительствами противоборствующих государств.

Ты стоишь на пути древнего учения, которое достигло в познании человека и окружающего мира гораздо большего, чем современная наука, поскольку для учения Шоу‑Дао главным инструментом исследования и познания является сам человек, а не приборы или компьютеры. Следуя по этому пути, тебе придется отказаться от уютного мирка объяснений, привычного тебе со школьной скамьи.

Объяснения, которые ты получал ранее, создавая искаженное отражение реальности, имеют лишь видимость истины, но тебя приучили считать это искаженное отражение научным и достоверным, а то, что нельзя пощупать и выразить словами, – ненаучным, недостоверным и мистическим. Например, ты никогда не видел молекулу в электронный микроскоп. Ты не видел и не щупал эту молекулу, но ты представляешь ее в виде некой структуры из шариков побольше, сцепленных определенным образом, и шариков поменьше, вращающихся по круговым орбитам. Кстати, упомянув о молекулах, я вспомнил анекдот о том, как военный читал лекцию по гражданской обороне в институте ядерной физики.

Объясняя, как действует атомная бомба, военный нарисовал на доске ядро атома и вращающиеся вокруг электроны.

Один из физиков поднялся и сказал:

– Я понимаю, что ядро притягивает электроны, и они вращаются вокруг него. Но не могли бы вы объяснить, что находится между ядром атома и электронами?

– Как что? – удивился военный. – Конечно, воздух.

Ты можешь посмеяться над тупостью военного, но весь фокус в том, что и ты, и ваши европейские ученые почти не отличаетесь от него в своих «научных» представлениях о сути предметов и явлений. Без сомнения, полезно знать что‑то о молекулах, их химических связях и других свойствах. В то же время, используя инструменты древнего знания, принципиально иного способа постижения мира, формировавшегося на протяжении тысячелетий, ты можешь получать информацию о мире иным способом, в частности, через закономерности, выраженные в отношениях инь и ян или во взаимодействиях четырех стихий, порождающих пятую. Зная эти закономерности, а также великую науку триграмм, переходящих в гексаграммы и так далее, ты сможешь описать взаимосвязь предметов и явлений не хуже, чем это делает современная наука, хотя и принципиально другим способом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: