Функционирование фразеологических единиц в произведениях А.П.Чехова.




КУРСОВАЯ РАБОТА

Выполнила:

Студентка 4 курса

профиль "Родной язык и психолингвистика"

Воробьева Галина Николаевна

Научный руководитель: кандитат филологических

наук, доцент Богдановская Нина Владимировна

Санкт-Петербург

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ФРАЗЕОЛОГИИ

1.1 История возникновения фразеологизмов

1.2 Сведения о русской фразеологии

1.3 коммуникативный аспект изучения русской фразеологии

РАЗДЕЛ II ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ЧЕХОВА

2.1 Фразеологические единицы в рассказах А.П. Чехова

2.2 Трансформированные фразеологизмы в творчестве А. П. Чехова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В середине XX в. ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт — несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь, причем образную и особенно емкую. Однако о существовании таких выражений знали и раньше. Еще М. В. Ломоносов говорил, что «их нужно включать в словари». Он называл их «российскими пословиями», «фразесами», «идиоматизмами». Последний термин образован от греческого слова idioma (идиома), что значит «своеобразная».

М. А. Шолохов сказал о роли устойчивых сочетаний: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

Ученые поняли, что таких устойчивых сочетаний довольно много, они создают как бы особый «ярус» в языке и требуют специального, системного подхода к изучению. Сделанное открытие привлекло внимание очень многих ученых. Родился новый раздел науки о языке – фразеология. Внимание к устойчивым образованиям позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Вопрос, посвященный этому аспекту, очень обширный, потому что фразеология как любой раздел лингвистики может иметь частный или общий характер.

Объектом данной работы является творчество А. П. Чехова.

Предметом исследования – фразеологические единицы в рассказах А.П. Чехова.

Цель работы заключается в выявлении и исследовании особенностей функционирования фразеологических единиц в произведениях А.П. Чехова.

Для достижения данной цели ставятся и решаются такие задачи как:

- дать определение понятия «фразеологизм»;

- охарактеризовать влияние фразеологизмов на современный русский литературный язык;

- проанализировать фразеологические единицы, употребленные в произведениях А.П.Чехова.

В процессе работы использовались общенаучные методы:

1. описательный;

2. сплошной выборки;

Курсовая работа состоит из трех частей. Первая часть – введение. Вторая часть – основная, состоит из двух глав, первая глава освещает некоторые теоретические вопросы в рамках фразеологии, вторая – в частности, затрагивает творчество А.П. Чехова и его рассказы и пьесы. Третья часть – заключение.

 

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ФРАЗЕОЛОГИИ

 

1.1 История возникновения фразеологизмов

Фразеология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла в 40-х гг., 20 в. в советском языкознании. Предпосылки теории фразеологии были заложены в трудах А.А. Потебни, И.И. Срезневского и А.А. Шахматова. Вопрос об изучении устойчивых сочетаний слов в специальном разделе языкознания — фразеологии был поставлен в учебно-методической литературе ещё в 20—40 - х гг. в работах Е. Д. Поливанова (1891—1938), С. И. Абакумова. Изучение фразеологии стимулировалось лексикографической практикой, с одной стороны, а с другой — работами В.В. Виноградова, в которых были поставлены вопросы об основных понятиях фразеологии, её объеме и задачах. В 50-х гг. главное внимание уделялось вопросам сходства и различий фразеологизмов со словом и сочетанием слов; проблематика фразеологии исчерпывалась в основном выяснением критериев фразеологичности и уточнением основ классификации фразеологизмов. С конца 50-х гг. наметилась тенденция системного подхода к проблемам фразеологии, разрабатываются вопросы, связанные с описанием фразеологизмов как структурных единиц языка (А.И. Смирницкий, О.С.Ахманова). В 60—70-е гг. в развитии фразеологии характеризуются интенсивной разработкой собственно фразеологических методов исследования объектов фразеологии, основанных на идеях системно-уровневого анализа фактов языка, изучением системной организации фразеологического состава (И.И.Чернышева) и его развития (В. Н. Мокиенко), особое внимание уделяется семантике фразеологизмов, её номинативному аспекту, формообразованию в его динамике, признакам сочетаемости слов-компонентов (3.Д. Попова), сопоставительно-типологическому изучению фразеологического состава (Ю.Ю. Авалиани), а также разработке описания фразеологизмов в словарях (А. И. Молотков). [

Предметом фразеологии как раздела языкознания являются исследование категориальных признаков фразеологизмов, на основе которых выделяются основные признаки фразеологичности и решается вопрос о сущности фразеологизмов как особых единиц языка, а также выявление закономерностей функционирования фразеологизмов в речи и процессов их образования. Фразеология изучает специфику фразеологизмов как знаков вторичного образования, особенности их знаковой функции и значения, свойства структурно-семантической устойчивости и воспроизводимости, признаки лексических компонентов фразеологизмов, их звуковой состав, морфологическое и синтаксическое строение, характер внешних лексико-синтаксических связей и формы реализации в речевой цепи, а также экспрессивно-стилистические признаки фразеологизмов, их системные связи с другими единицами фразеологического состава и со словами. Фразеология разрабатывает принципы выделения фразеологических единиц, методы их изучении, классификации и фразеографии — описания в словарях. Фразеология внутренне связана с лексикологией, синтаксисом и отчасти со словообразованием, но в отличие от этих разделов языкознания базовыми для фразеологии являются понятия фразеологической единицы (фразеологизма) и фразеологической подсистемы языка.

Понятие системности фразеологического состава отражает наличие упорядоченных связей и отношений между фразеологизмами и взаимосвязанности единиц фразеологического состава с общеязыковой системой значимых единиц. В задачи системного изучения фразеологического cocтaвa входит описание межфразеологической и лексико-фразеологической синонимии, антонимии, тематических группировок, функционально-стилистической дифференциации фразеологизмов, а также выявление закономерностей фразообразования (образования фразеологизмов) и фразеологической деривации — образования новых значений фразеологизмов.

Фразеологический состав языка классифицируется по следующим основаниям: структурно-семантическим, грамматическим, функционально-стилистическим.

При этом ведущим в фразеологии является структурно-семантический принцип классификации, восходящий к классификации В.В.Виноградова и основанный на критериях семантической спаянности или аналитичности значения фразеологизмов. Системно-классификационный аспект описания фразеологического состава неразрывно связан с проблемой объема и границ фразеологии.

В широкий объём включаются все сочетания, обладающие признаками устойчивости и воспроизводимости. Узкий объём ограничивается фразеологизмами-идиомами, функционально соотносимыми со словом как номинативной единицей языка.

Предметом исторической фразеологии является изучение первичных форм и значений фразеологизмов, определение их источников по всем доступным памятникам, выявление сфер их употребления и закономерностей образования, а также установление объёма фразеологического состава в ту или иную историческую эпоху развития зыка.

 

1.2 Сведения о русской фразеологии.

В русском языке, как и в других языках, значение, подобное значению, смыслу отдельного слова, могут иметь также и устойчивые сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологическими словосочетаниями (оборотами), или фразеологизмами. Фразеологические обороты и выражения от частого применения в речи приобретают устойчивую словесную и грамматическую форму. У них, как правило, неизменный порядок слов. Обычно фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Меткость и выразительность фразеологизму придает образ, который чаще всего служит основанием его значения. В. И. Даль говорил, что «поговорка, устойчивое выражение заменяет прямую речь окольной». Действительно, можно сказать прямо: «Ничего не видно», а можно выразиться по-иному: «Не видно ни зги». Вместо того, чтобы сказать: «Запомни!», говорим: «Заруби себе на носу!». Применяя фразеологизмы, надо помнить, что в них обычно нельзя вставлять новые слова или заменять одни другими, так как меняется или вовсе разрушается смысл сочетания. Правда, «разрушение» фразеологизма, в целях выразительности, применяется как особый стилистический прием в художественной или в шутливой разговорной речи.

Изучением устойчивых сочетаний и оборотов речи занимается специальный раздел языкознания — фразеология. Значительную часть фразеологии составляют идиомы — «своеобразные выражения», характерные именно для данного языка и непереводимые теми же словами на другие языки, но даже близкие по значению идиомы в разных языках приобретают своеобразные оттенки.

Фразеологическое богатство любого языка — это достояние его народного национального языкового сознания. Ведь большинство фразеологизмов непереводимо на другие языки: каждая нация проявляет в них свой характер, свою излюбленную метафоризацию, привычный образный склад речи.

Русский язык очень богат фразеологизмами. В его фразеологической системе запечатлен огромный исторический опыт народа, в ней отражены трудовая деятельность, быт и культура нации. Изучение фразеологии составляет несводимое звено в усвоении языка и повышении культуры речи. Грамматическая и смысловая устойчивость фразеологизмов, неразложимость их на отдельные слова способствуют тому, что в них порой сохраняются слова и формы давно забытые, утраченные в свободном употреблении. Фразеология хранит память о событиях народной истории, в ней живут исполненные поэзии и глубокой мысли афоризмы великих людей и строки, вышедшие из-под пера художников слова.

Рассматривая фразеологизмы, можно выделить следующие их особенности:

- они вносят в нашу речь образность, делают ее более яркой;

- выражают сущность сложных явлений, то есть фразеологизмы позволяют довольно экономно выражать сложные понятия, представлять сложные явления жизни;

- они характеризуют людей, литературных персонажей, то есть фразеологизмы в своем большинстве имеют оценочный характер. Эти характеристики могут быть различными: по внешнему виду – верста коломенская, драная кошка; по внутреннему состоянию – кошки на душе скребут, мороз по коже, камень с души упал; социальная оценка – и нашим и вашим, ни два ни полтора.

 

1.3 Коммуникативный аспект изучения русской фразеолигии.

Коммуникация — (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) —смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает коммуникативный аспект.

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЗЫКА ПРЕДПОЛОГАЕТ,"ВО- ПЕРВЫХ, СТРЕМЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОПИСАТЬ ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ УСВОЕНИЯ, А ВО-ВТОРЫХ, УСТАНОВИТЬ ХАРВКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗЫКА И ЧЕЛОВЕКА"(в.в.мОРКОВКИН). Антропоцентризм "заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по ихроли длячеловека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функции для развити человеческой личности. Он обнаруживаетя в том, что человек становиться точкой отсчета в анализе тех или иных влений, что он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели".(Е.С.Кубрякова).

Изучение художественной речи на рубеже веков характеризуется рядом особенностей, связанных с антропоцентрическим подходом к исследованию художественного текста. Таким образом, няряду с изучением эстетичеких функций языковых средств разных уровней, семантической основы языкового стиля писателя отмечается и растущий интерес не только к языковой личности автора, но и к языковой личности читателя.Коммуникативный подход к анализу художественного текста предполагает опору на субъекты общей модели коммуникации: говорящий-адресат, которые в рамках "литературной коммуникации" выступают как автор-читатель. Следовательно, первый центр раскрывает личность автора, второй-параметризацию читателя-коллективного адресата литературной коммуникации, его способность воспринимать текст(Степанова В.В.). Именно антропоцентрический подход к изучению художественного текста выдвигает проблему понимани, связанную с языковой способностью человека, с его языковыми знаниями. В этом направлении русская фразеология, ее функциональные возможности в рамках художественного текста представляют особый интерес.

В составе русской фразеологии выделяется обширный пласт фразеологичеких единиц, обозначающих различные качества лица, который представлен во фразеологическом составе различных языков. Сюда входят фразеологические единици, квалифицирующие интеллектуальную деятельность, сферу эмоций, индивидуально-типологические свойства личности.

Определение состава фразеологических единиц со значением характеристики лица в литературном кодифицированном языке опирается прежде всего на семантический принцип: постоянную качественную определенность лица, а так же на наличие в толконии фразеологических единиц слова, выражающего значение качества лица. Токим образом, названный классификационный разряд обьединяет фразеологические единицы, выражающие непосредственную характеристику лица, и фразеолгические единици, создающие ее(характеристику) опосредованно:через действия лица и испытываемое им состояние.

Результаты исследования художественных текстов доказали, что фразеологические единицы со значением характеристики лица функционируют в рамках диалогического единства,в разных типах монологических высказываний и в авторских комментарих.

Рассматривая функциональные особенности фразеологических средств в диалогическом единстве, следует отметить особенности диалога в художественном тексте: в ткани художественного произведения диалог - это воспроизведенная художником слова форма живой разговорной речи, ярко отражающая коммуникативную сущнасть языка, которая строится как "разговор двоих, предназначенный для третьего участника коммуникации(читатея, зрителя). В диалогических комплексах фразеологических единицах, характеризующая лицо, используется прежде всего как средство создания непринужденной, свободной речевой формы повествования, имитирующей живую разговорную речь. При этом фразеологические единици выражают различные характеристики в рамках коммуникативной модели:

- самахарактеристики;

- характеристики адресата;

- характеристики лица, не учавствующего в диалоге.

В рамках монологического высказывания фразеологические единицы преобретают другую функциональную направленность. Это связанно с тем, что монолог всегда "сопряжен" с авторским отступлениями, в которых в большей степени проявляется авторская личность. Вследствие этого характеристики, вытекающие из значения фразеологические единицы, прогнозируются автором.

Авторский план использовани Фразеологических единиц предполагает широкий круг распространения своих функциональных свойств. Кроме характеристики персонажей, фразеологические единицы, функционирующие в авторской речи, создают определенный фон восприятия поведения героев произведения.

 

РАЗДЕЛ II ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ЧЕХОВА

2.1 Фразеологические единицы в рассказах и пьесах А.П. Чехова

В этом разделе будет рассматриваться непосредственно фразеологическая система в рассказах и пьесах А. П. Чехова «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Иванов», «Ионыч», «Женское счастье», «Лошадиная фамилия», «Медведь», «Рассказ неизвестного человека», «Три года», «Три сестры» и др. В его произведениях мы встречаем следующие фразеологические сочетания, например:

1.«И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим». (Вишневый сад)

Отвести глаза – отвлекать внимание, вводить в заблуждение(особенности поведения)

2.«Я-то хорош, какого дурака свалял!» (Вишневый сад)

Дурака валять – делать глупости, поступать не так, как следует(особенности поведения)

Данный фразеологизм употреблен с ярко - выраженной экспрессивной окраской (негативной, иронической).

4.«Красота-то ведь не навеки дадена! Пройдет годов десять, сами захотите павой пройтись да господам офицерам в глаза пыль пустить, ан поздно будет». (Медведь)

"Пускать пыль в глаза – создавать ложное впечатление о себе, представляя его лучше, чем на самом деле(морально-этнические качества)

5.«Вы не умеете держать себя в женском обществе». (Медведь)

Держать себя – держаться определенным образом, о манерах(морально-этнические качества)

6.«Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…» (Лошадиная фамилия)

Из головы вышибло – внезапно забыть что-либо(интеллектуальные способности)

7.«Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отваляться от этого». (Лошадиная фамилия)

Руки не отваляться (прост.) – не составит большого труда сделать что-либо. (отношение к труду)

С точки зрения экспрессивно – стилистической окраски этот фразеологизм относится к просторечной лексике.

8.«Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит». (Ионыч)

Вести себя – поступать каким-либо образом, придерживаться определенной линии поведения(морально-этнические качества).

9.«Через час он сидел все на том же месте, таращил глаза в залоговую квитанцию». (Житейские невзгоды)

Таращить глаза (пялить) – пристально, упорно смотреть на кого-либо(эмоциональное состоние)

10.«Если бы она не ленилась и взяла себя в руки, то из нее вышла бы замечательная певица». (Попрыгунья)

Взять себя в руки – стать собранным, деятельным(эмоционалное состоние)

11.«Нос у нее казался длиннее, чем был раньше, и на лице не было ни кровинки, несмотря на холод». (Три года)

Ни кровинки в лице – очень бледный(внешние, физические особенности)

12.«Я люблю вас, люблю до того, что выбился из колеи, бросил дело и близких людей, забыл своего бога!» (Несчастье)

Выбиться из колеи – переставать вести привычный образ жизни(общественное положение).

13.«Стоит мне хотя бы издали увидеть поэтическое воздание, как у меня от злости в икрах начинаются судороги. Просто хоть караул кричи». (Медведь)

Хоть караул кричи – выражение отчаяния, бессилия, невозможности что-либо предпринять, чтобы выйти из затруднительного или безвыходного положения(общественное положение)

14.«Что ж, господа? Третий час, пора и честь знать». (Вишневый сад)

Пора и честь знать – настало время прекратить (делать) что-либо, время уйти, удалиться(морально-этические качества)

15.«Так зачем же, черт возьми, с советами лезешь, ежели забыл? – рассердился генерал». (Лошадиная фамилия)

Черт возьми (прост.) – восклицание, выражающее негодование, возмущение, удивление, восхищение или досаду(эмоциональное состоние)

16.«Слушай, Матвей, договоришься ты до того, что тебя, извини за выражение, в желтый дом свезут». (Иванов)

Желтый дом (устар.) – больница для душевнобольных, сумасшедший дом(описание здания)

17.«Ходит или говорит, а у самого на лбу написано: я честный человек!» (Иванов)

На лбу написано – сразу видно, ясно, заметно что-либо всем по внешнему виду человека(внешние особенности)

18.«Это, значит, думаю, генерал хотел ее рассчитать, а она воспользовалась тем, что нет свидетелей, и отчеканила его на все корки». (Женское счастье)

На все корки (прост.) – очень сильно (ругать, бранить, разносить)(эмоционалное остояние)

19.«- Кто изменяет жене или муж, тот, значит неверный человек, тот может изменить и отечеству! – Заткни фонтан, Вафля!» (Дядя Ваня)

Заткни фонтан! (груб. - прост.) – замолчи, заткнись, закрой рот(эмоциональное состояние)

С точки зрения экспрессивно – стилистической окраски этот фразеологизм относится к грубо – просторечной лексике.

20.«Жить в городе ему не по карману». (Дядя Ваня)

Не по карману – не по средствам, слишком дорого для кого-либо(финансвое состояние)

21.«Только едят, пьют, спят, потом умирают…и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами!.. и искра божья гаснет в них». (Три сестры)

Искра божья (устар.) – благородные порывы чувств, высокие стремления; одаренность, талантливость, выдающиеся способности(эмоциональное сотояние)

22.«Крутой старик, – бормотал Пантелей. – беда какой крутой!» (Степь)

Беда (страх, ужас) какой (прост.) – очень, чрезвычайно (сильный, смелый, злой)(эмоционалное состояние)

23.«А Анютка девка не промах. Даром что дура, а надумала такое, что не всякому и грамотному на ум вскочит». (Происшествие)

Не промах – ловок, сообразителен, не упустит своего(общетвенное полоение)

24.«Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого первого снега». (Припадок)

Под властью – под воздействием, под влиянием или впечатлением.(эмоциональное состояние).

25.«Но надо иметь голову на плечах, - сказал Орлов, - надо рассуждать». (Рассказ неизвестного человека)

Иметь голову на плечах – быть умным, сообразительным, рассудительным. (интеллектальные способности).

26.«Я просто, должно быть, глуп и из-за угла мешком прибит». (Пустой случай)

Из-за угла мешком прибит – со странностями, придурковатый человек. Данный фразеологический оборот обладает выраженной негативной окраской.

27.«Любили они муху зашибить (прост.). Бывало мимо кабака проехать нет возможности». (Происшествие)

Муху зашибить – выпить хмельного, клюкнуть(фзологическое состояние)

С точки зрения экспрессивно – стилистической окраски данный фразеологизм относится к просторечной лексике. Это выражение не свойственное литературной речи.

28.«От утра до ночи все на ногах, покою не знаю, а ночью лежишь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили». (Дядя Ваня)

На ногах – 1) в стоячем положении; 2) в бодрствующем состоянии, встав ото сна; 3) в хлопотах, заботах, в работе, не присаживаясь, не ложась; 4) здоров, не болен; 5) не ложась в постель, без доров, не болен; 5) не ложась в постель, без постельного режима (перенести болезнь, переболеть)(физиологическое состояние)

Анализируя перечисленные варианты употребления данной фразеологической единицы необходимо заметить, исходя из контекста, что в данном случае писатель употребил в рассказе фразеологизм «на ногах» - в хлопотах, заботах, в работе, не присаживаясь, не ложась.
29.«Чтобы мне князем или графом сделаться, нужно весь свет покорить, а какая-нибудь, прости господи, Варенька или Катенька, молоко на губах не обсохло, покрутит перед графом шлейфом, пощурит глазки – вот и ваше сиятельство…» (Женское счастье)

Молоко на губах не обсохло (прост.) – кто-либо совсем еще молод и неопытен(возростные особенности)

Данный фразеологизм является просторечным выражением, не свойственным литературной речи, который автор, по – видимому, использует для создания специального эффекта.

В этих фразеологизмах присутствуют устаревшие слова, входящие в их состав, это и синтаксическая нерасчлененность между компонентами словосочетаний. Во многих случаях утеряна связь между значением каждого из компонентов и его значения в целом.

Таким образом, проанализировав фразеологические единства, приходим к выводу, что основным критерием, объединяющим все фразеологические единства, является мотивированность целого значения фразеологизма, значениями входящих в него компонентов.

1.«Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…» (Лошадиная фамилия)

И как рукой (сняло) – мгновенно, сразу бесследно прошло (о недомогании, болезни, чувствах переживания).

2.«Добрых людей мало, а злодеев и душегубов, не приведи бог сколько!» (Беспокойный гость)

Не приведи бог сколько! – очень много, большое количество.

3.«Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…» (Ванька)

Сделай божескую милость (устар.) – выражение усиленной или униженной просьбы.

4.«Я буду тебе табак тереть, - продолжал он, -…а если что, то секи меня как сидорову козу». (Ванька)

Сечь как сидорову козу (прост.) – жестоко, беспощадно.

5.«Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик. – Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть…» (Лошадиная фамилия)

Каждая собака знает (прост.) – всякий, каждый, любой знает (о человеке).

6.«Возился я целый день, не присел, маковой росинки во рту не было». (Дядя Ваня)

Маковой росинки во рту не было – кто-либо ничего не ел.

7.«- Нянька, сколько прошло, как мы знакомы? – сколько? Дай бог памяти». (Дядя Ваня)

Дай бог памяти – выражение желания, усилия вспомнить что-либо.

8.«Особенно было то, что над огнем в дыму, летали голуби и в трактире, где еще не знали о пожаре, продолжали петь и играть на гармонике, как ни в чем не бывало». (Мужики)

Как ни в чем не бывало – словно ничего не случилось, не произошло.

Таким образом, рассмотрев фразеологические единици, употребляемые А.П. Чеховым, можно отметить, что их роль, несомненно, велика, так как они придают особую выразительность и пикантность художественному произведению.

 

 

2.2 Трансформированные фразеологизмы в творчестве А. П. Чехова

А. П. Чехов творчески и разнопланово подходит к использованию фразеологизмов. Следует заметить, что фразеологические обороты – яркое стилистическое средство, позволяющее сделать речь сильной и красочной, образной и убедительной. Поэтому, помимо активного использования готовых фразеологических единиц в общепринятой форме и значении, Чеховым широко применяются различные способы их структурного и семантического преобразования. Фразеологические единицы, употребленные писателем в изменённом или обновлённом виде, получают помимо свойств, заложенных в них самих, новые эстетические и художественные качества. Преобразование фразеологических единиц чаще всего используется для создания стилистическою эффекта.

Обычно фразеологические обороты обладают устойчивым и закреплённым составом компонентов. Однако с целью актуализации фразеологизмов, писатели придают им необычную, индивидуальную форму. Это происходит за счёт расширения лексического состава. Подобного рода преобразования общеязыковых фразеологизмов обычно не разрушают образной основы сочетаний, а лишь "оживляют" её и способствуют выявлению новых выразительных возможностей устойчивого сочетания. Объем фразеологизма расширяется обычно за счёт включения различного рода определений, дополнений. Так, фразеологизм бороться с самим собой (Дама с собачкой) Чехов преобразует: борясь с собой, чтобы не упасть в обморок.

Поднять на смех (высмеивать, насмехаться) – поднимают меня на смех. (Три сестры)

Включение новых компонентов – это не просто расширение состава фразеологизма, а проникновение элементов контекста во фразеологизм.

Валяться в ногах – я в ногах у отца валялся и совета просил. (Три года)

Бросать на ветер – бросил шесть рублей так, здорово живешь, на ветер! (Припадок)

Капля по капле – из меня выходят каждый день по каплям и силы, и молодость. (Три сестры)

Расширение лексического состава устойчивого сочетания помогает автору эмоционально воздействовать на читателя. Следует отметить, что лишь знание фразеологии русского языка, лингвистическая догадка помогают установить модель, по которой создается тот или иной фразеологический оборот, а что касается общего назначения такого приема, то это экспрессивное отношение и «освежение» известных в языке выражений. Таким образом, можно сделать вывод, что писатель в своем творчестве широко и разносторонне использовал творческий подход в использовании фразеологизмов.

К книжным относятся фразеологические единицы, свойственные письменной, строго нормированной речи; большинство из них обладают эмоционально - экспрессивной окраской риторичности, торжественности, возвышенности. Они функционируют в научном, публицистическом стиле, в научном типе устной речи.

К разговорным относятся несколько сниженные фразеологические единицы, не нарушающие литературной нормы, преимущественно свойственные речи и языку художественных произведений, отличающиеся непосредственностью, обыденностью, непритязательностью, вольностью и фамильярностью, эмоционально-экспрессивной окраской, предметной образностью. По распространённости и количеству признаков они занимают первое место.

К просторечным относятся нелитературные, негрубые и грубые фразеологические единицы, обычно обладающие яркой эмоционально-экспрессивной окраской, функционирующие преимущественно в обиходно-бытовой речи и речи отдельных персонажей; им свойственны некоторая резкость, бесцеремонность, грубая фамильярность.

Учитывая рассмотренные выше критерии отнесения фразеологических единиц к тому или иному стилю речи, следует отметить, что художественное пространство, на котором разворачиваются события в произведениях Чехова, населено особенно густо.

Он использует фразеологизмы в своих рассказах в различных стилистических функциях, как правило, наиболее часто, для точной, яркой и понятной характеристики героев. Использование фразеологизмов и различных стилей во многом экономит время писателя: услышав из уст героя бранный или просторечный фразеологизм, читатель сразу же относит данного героя к соответствующей прослойке общества.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе исследовались фразеологизмы в творчестве А.П. Чехова. Дается стилистическая характеристика фразеологических единиц в рассказах, а также характеристика фразеологических единиц по семантической спаянности компонентов.

Фразеологические обороты придают речи силу и убедительность, красочность и образность. Меткое крылатое слово, полная народной мудрости пословица оживляют язык. В произведении А.П. Чехова мы можем увидеть большое количество фразеологических единиц, а также иногда встречаются фразеологические сращения, которые используются в самых различных функциях.

Употребление «готовых» и трансформированных фразеологизмов у писателя предопределило в данной работе стилистическое изучение творчества А. П. Чехова. Писатель может использовать фразеологический оборот как средство речевой характеристики персонажей, как средство выражения несоответствий между внешним и внутренним миром человека, а также для оживления авторской речи и речи персонажей.

Анализ стилистического назначения фразеологических оборотов показывает, что основное количество фразеологических единиц употреблено Чеховым как средство речевой характеристики персонажей. При этом автор соотносит сферу распространения фразеологизмов с социальной принадлежностью персонажа, его характером, общим уровнем культуры.

Таким образом, значение фразеологизмов зависит от того, в каком контексте они употребляются, что именно автор хочет подчеркнуть тем или иным устойчивым выражением.

В данном исследовании воспользовались в узком понимании свойства как монолога, диалога и авторской речи. Методом сплошной выборки мы взяли 29 фразеологизмов, из которых 14 изпользуются в диалоге, 12 в монологе, а 3 в авторской речи.Таким образом, в произведениях А.П. Чехова, мы наблюдаем, что автор выражает чувства, переживание, какие-либо эмоции через диалог своих персонажей.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабкин А. М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л.: Наука, 1970.

2. Жуков В. П. Русская фразеология. – М.: Высшая школа, 1986.

3. Жуков В. П. Семантика фразеологических оборотов. – М.: Просвещение, 1988.

4. Кожин А. Н. Некоторые вопросы русской фразеологии // Русский язык в школе. – 1969. № 3.

5. Костомаров В. Г., Верещагина Е. М. Русские фразеологизмы. Лингвострановедческий словарь. – М.: Русский язык, 1990.

6. Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. – М.: «Знание», 1978. (Библиотека «Знание»).

7. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. – М.: Высшая школа, 1990.

8. Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1961.

9. Телия В. Н. Что такое фразеология – М.: Наука, 1966.

10. Филин Ф. П. Русский язык. Энциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия», 1979.

11. Чехов А. П. Повести и рассказы. Вишневый сад./Сост. Е. М. Жезлова. – М.: Моск. рабочий, 1979.

12. Чехов А. П. Повести и рассказы: сочинения в 3 т. – М.: Художественная литература, 1959.

13.Богдановская Н.В Аспекты изучения русской фразеологии./учебное пособие. - С-Пб, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: