Одним из представителей науки Нового времени, решавших задачу обоснования научных методов познания, был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). С его именем обычно связывают основание экспериментальной науки данного периода. Бэкон полагал, что разработка научного метода познания даст человеку силу над природой и позволит создать процветающее общество. Бэкон разграничил веру и научное знание, выступая против схоластики и догматизма. Главным методом науки Бэкон объявляет индукцию — познание путем восхождения от частного к общему. Бэкон полагал, что с помощью индукции на основе изучения отдельных предметов можно прийти к общему выводу о свойствах целого класса данных предметов. Фрэнсис Бэкон формулирует важнейший тезис: знание — сила.
Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки - изобретения и открытия, целью которых являются - удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение власти людей над природой. Фрэнсис Бэкон полагал, что необходима реформа науки, важнейшие условия которой:
-Усовершенствование методов обобщения и образования понятий;
- Очищение разума от заблуждений;
- Основание научных знаний на эксперименте
Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей идолами - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Он различал 4 вида идолов, с которыми человеку надо бороться:
1) идолы рода;
2) идолы пещеры;
3) идолы рынка;
4) идолы театра.
Идолами рода Бекон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.
Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека есть своя пещера свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности.
К идолам рынка или площади Бекон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым спорам, что отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания.
В категорию идолов театра Бекон включает ложные представления о мире, некритические заимствованные людьми из различных философских систем.
Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразование общественного сознания.
Бэкон явился первопроходцем на пути к новому, научному стилю мышления. Он стремился выявить источники человеческого заблуждения, которые мешают широкому распространению образования. Бэкон менее всего интересовался логическим, теоретическим обоснованием познания, а основное внимание уделил срытие психических и частично физических факторов, которые препятствуют процессу мышления. Такую постановку вопроса можно считать познавательно психологической, ибо Бэкон исследовал не содержательную сторону истины, а психологические источники заблуждения, патологию человеческого представления и суждения.
Центральная часть философии Бэкона - учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и социальное значение. Он - величайшая преобразующая сила, метод увеличивает власть человека над силами природы.
Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Он придает большое значение плодоносным опытам, практической пользе исследования. Он также указывает на важность светоносных опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого познания предмета. Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступала индукция. Бэкон учил, что индукция - это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции - от частного к общему.
Бэконовский эмпиризм сегодня получил новое значение, особенно благодаря наличию современных методов извлечения знаний из эмпирических данных (технологии Data mining и др.).