Сравните портрет Наташи, Сони и Веры.




Урок литературы в 10 классе

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫВ РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

 

Цель: выяснить, каков идеал женщины у писателей ХIХ века, показать идеал женщины, ее общественная роль в понимании Толстого; разобраться, почему его любимой героиней стала Наташа Ростова.

Ход урока

... что есть красота,

и почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде.

 

Николай Заболоцкий

 

Беседа с учащимися по вопросам:

Из каких качеств складывается идеальный образ женщины в произведении Пушкина «Евгений Онегин»? (Идеал женщины у А.С.Пушкина - «русская душой», «сильная натура, искренняя, умеющая любить, романтическая женщина Идеал женщины – сильная и свободная женщина, способная ради достижения высокой цели на самопожертвовании).

Слово учителя о толстовском идеале женщины:

Сегодня мы с вами поговорим о изображении женщин в романе-эпопее Л.Н.Толстого. Писатель утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или общественной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери».

Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

• хранительницу очага, основу семьи;

• нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);

• естественность;

• движение души.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

Попробуйте узнать героинь по единственной строке.

«Известная фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны».

«Пожилая бледная дама, одной из лучших фамилий, утратившая прежние связи в свете».

«Вполне красивая женщина, предоставлявшая право любоваться собой».

«Недостаток ее – ее короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенностью, собственно ее красотою».

Что можно сказать об отношении автора к героиням?

Любимые, Нелюбимые, Сложно определить.

Наташа Ростова, А.П. Шерер, Соня.

Марья Болконская, Элен Курагина, Вера.

Жюли Карагина, А.М. Друбецкая, Лиза Болконская.

 

Словарная работа: Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь – это и будут их основные черты.

 

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

 

Сравните портрет Наташи, Сони и Веры.

Почему в одной автор подчеркивает "некрасивая, но живая", в другой – "тоненькая миниатюрная брюнетка", в третьей – "холодная и спокойная".

 

Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? "Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру".

 

4.Понаблюдайте, как улыбаются героини:

Наташа: "смеялась чему-то", "ей все смешно казалось", "расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись", "сквозь слезы смеха", "заливалась своим звонким смехом".

Соня: "улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого", "притворную улыбку".

Жюли: "вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор".

Вера: "Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно".

Элен: "что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо"

 

5. Как по такому портрету можно оценить внешние и внутренние черты героинь:

• красива или некрасива?

• состояние души, умение переживать, верность, отзывчивость, любовь, естественность.

6. Так что такое красота в женщине? Материал в помощь:

 

В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание. Толстой не любил ни людей, ни явлений, в которых главное – форма. Он не любил высшее общество с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни. Они ему не интересны, потому что в их роскошной оболочке нет ни жизни, ни движения.


В его любимых героях содержание преобладает над формой. Автор часто подчеркивает некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляя читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.

 

7.Как вы считаете, способны ли наши героини глубоко и искренне любить?
Наташа.
Эпизод «Записка кн. Марье». Как Наташа переживает свой разрыв с Андреем? Обратите внимание на сцену молитвы (гл. ХVIII первой части 3-го тома).
Марья. Эпизод «Мысли о племяннике». Встреча с Николаем Ростовым.
Элен. Объяснение с Пьером.

 

8.Изменилась ли любимая героиня Толстого в конце романа? Какой мы видим Наташу Ростову? Счастлива ли она?
В литературной критике более 140 лет существует мнение, что образ Наташи в конце романа лишен поэзии, потому что он изображает ее как «сильную, красивую и плодовитую самку». Согласны ли вы этим мнением?

(Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырех детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы ее пригласили на танец? Нет, конечно. Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребенка, поглощенная заботами о большой семье, встревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, Наташа в эпилоге – такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением ее характера. Именно в семье проявились ее настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению «плодовитая самка»? Писатель сказал это с иронией. Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем – то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?

 

9.Л. Н. Толстой о Наташе сказал: «Сущность ее жизни – любовь». Как вы понимаете эти слова?

10.Как решает писатель вопрос о назначении женщины?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: