Понятие о воле. Теории воли




ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Эмоции

Цель: Формирование представлений об эмоциональной сфере личности и умений управлять ею.

Литература

Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1990.

Крутецкий В.А. Психология. – М., 1989.

Маклаков А.Г. Общая психология. – Пушкин, 2002.

Немов Р.С. Психология. Т.1.– М.,1994.

План.

1. Понятие об эмоциях. Теории эмоций.

2. Виды, свойства, особенности эмоций.

3. Развитие эмоций у детей.

 

Понятие об эмоциях. Теории эмоций

Эмоции – особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека к миру…

Функции: - коммуникативная, сигнальная;

- регулирующая (стимулирующая, тормозящая;

- оздоровительная.

Теории эмоций

1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», где утверждает, что эмоции возникли в процессе эволюции живых существ как приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. (Фото проявления эмоций у человека и обезьян.)

Позже ученые Джемс и Ланге отметили, что эмоции сопровождаются органическими изменениями, «они первопричина эмоций». П.Бард доказал, что они возникают почти одновременно.

Х.Дельгадо вскрыл физиологическую основу эмоций: «Из всех структур головного мозга с эмоциями более связана подкорка (гипоталамус и центральные части лимбической системы.)» Путем вживления электродов здесь обнаружены центры страдания, наслаждения и внутренних органов (исследования на крысах). Ретикулярная формация определяет основные свойства эмоций – силу, продолжительность, изменчивость…

Отечественный психолог П.В.Симонов попытался формулой представить факторы, влияющие на возникновение и характер эмоций. В основе эмоций лежат потребности.

Э = F(П(Ин – Ис)), где П – величина потребности, Ин – информация о средствах необходимых для удовлетворения потребностей; Ис – информация о наличных средствах.

Проблемный вопрос. Определите, при каких условиях Э положительны, нейтральны, отрицательны?

Виды, свойства, особенности эмоций

Виды: 1) по знаку (положительные, нейтральные, отрицательные);

2) по воздействию на организм (стенические, астенические);

3) по происхождению, по характеру потребностей (низшие, высшие)

Чувства – высшие эмоции; это сложное устоявшееся отношение человека к миру; черта личности, присущая только человеку, возникшая в результате культурно-исторического развития при удовлетворении высших потребностей.

Бывают: моральные, интеллектуальные, эстетические.

Приведите примеры.

Свойства: сила, темп, ритм, интенсивность, продолжительность..

Они ложатся в основу разных эмоциональных состояний (ЭС) как особенностей эмоций. Основные ЭС: страсть, стресс, аффект, настроение, фрустрация…

Настроение Слабое, длительное, устойчивое ЭС, отражающееся на поведении и деятельности человека, вызывается внешними и внутренними причинами. Может управляться.
Аффект Сильное, кратковременное, бурно протекающее ЭС, вызванное постепенным нарастанием напряжения, сопровождается сужением сознания и резко выраженными органическими изменениями. Бессознательное ЭС, неуправляемое. (Иван Грозный)
Стресс Вид аффекта, но вызывается неожиданной ситуацией, требующей мгновенного разрешения. Сопровождается сужением сознания, ошибками восприятия, памяти. (Авария)
Фрустрация (обман) Тревожность Возникает, когда на пути к цели – препятствия и степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести. Характерны: досада, озлобленность, подавленность, безразличие. (Избалованные дети)
Страсть Сильное, стойкое, всеохватывающее ЭС, побуждающее к высокой активности. Это сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или объекта (человека).

Развитие эмоций у детей

Эмоции – это врожденная или приобретенная особенность?

Элементарные эмоции – врожденны, устойчивы, неизменчивы; высшие эмоции -формируются, развиваются, человек ими учится управлять.

В новорожденности ребенок рождается с отрицательными эмоциями, положительные появляются позже (слепорожденные дети улыбаются так же, как здоровые). Необходимо общение или развивается ранний детский аутизм (РДА).

В раннем и дошкольном детстве дети легко возбудимы, неустойчивы, есть эмоциональное заражение. Учатся сдерживать эмоции. Развиваются моральные и эстетические чувства через общение, продуктивные виды деятельности, игру, труд по самообслуживанию.

В школьном возрасте учатся управлять эмоциями, развиваются все виды чувств, появляется устойчивая эмоциональная привязанность: дружба, влюбленность…Через общение и учение.

Условия развития:

- включение в сферу эмоциональных переживаний как +, так и -;

- разнообразная деятельность, общение;

- развитие воли для управления ЭС…

Сегодня есть категория трудных детей с эмоциональными нарушениями (замкнутые, агрессивные…), для них разрабатываются коррекционные программы. Напрмер: Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, Боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2002.


 

Воля

Цель: Формирование потребности в произвольной регуляции.

Литература

1. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии.

2. Крутецкий В.А. Психология. – М.,1989.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб., 2001.

4. Серван-Шрейбер Давид Одна пастила или две? // PSYCHOLOGIES. 2008.03.№25

План:

1. Понятие о воле. Теории воли.

2. Анализ волевого действия. Волевые качества личности.

3. Развитие воли у детей.

 

Понятие о воле. Теории воли

Воля – способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления препятствий (внешних и внутренних) (3).

Это психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий (2;175).

Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий (1;204).

В основе воли лежат потребности (как в эмоциях).

Она имеет для человека огромное значение:

- пусковое, помогает нам действовать, достигать цели;

- регулирующее, стимулирует к активности и тормозит нежелательные поступки;

- компенсирующее, помогает компенсировать дефекты физического и психического развития.

Теории воли

Изучение воли началось давно. Еще АРИСТОТЕЛЬ ввел это понятие в категориальный аппарат науки о душе.

18-19 в.в. – это центральная проблема психологии. Но из-за трудности ее изучения многие ученые стали утверждать, что ее как психической функции не существует.

Сегодня сохранилось 2 направления:

- реактивные теории воли (бихевиористы, К.Н.Корнилов, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др.). Понятие воли не нужно, т.к. поведение человека можно выразить формулой стимул(St – R) реакция.

- активная (А.К.Бернштейн, П.К.Анохин, В.И.Селиванов и др.)

Поведение человека активно, он сам способен к сознательному выбору и волевая регуляция здесь необходима.

Позже обнаружены центры воли. Т.К. воля всегда связана с действиями человека и проявляется, развивается с ними, то физиологической основой являются сложные системы нервных связей в двигательных участках КГМ (центральная мозговая извилина.(2;176)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: