Предыстория рассказа «Васюткино озеро».




В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Сюжет и композиция рассказа

В.П. Астафьев ушел из жизни в 2001 г. Таких, как он, называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе, человек. Герои его книг – простые люди, а еще постоянный герой произведений В.П. Астафьева – природа.

 

Вы не впервые встречаетесь с произведениями В. П. Астафьева. В 4 классе вы читали рассказ «Стрижонок Скрип» о жизни и взрослении стрижонка 6.

· В 6 классе по программе В. Я. Коровиной предполагается чтение и изучение рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»,

· в 8 классе изучается его рассказ «Фотография, на которой меня нет».

В 11 классе предлагается знакомство с «Царь-рыбой» и «Печальным детективом».

В 5 классе вы познакомитесь с рассказом «Васюткино озеро».

Биография:

Астафьев вырос в детском доме, учился в ремесленном училище, воевал. Вот что напишет в «Биографической справке о себе писатель: «Родился я 1 мая 1924 года в с. Овсянка. Все, кто ездил или собирался поехать из Красноярска в Дивногорск, никак не минуют моего родного села. Село расстроилось, сделалось почти что пригородом. Но есть ещё приметы, невиданные стороннему глазу и ведомые мне: лишь только скатится автобус по немыслимо крутому, извилистому спуску к речке Большой Селезнёвке, в её устье чуть заметен будет травянистый бугорок – здесь стояла когда-то водяная меленка, построенная моим прадедом.

Кругом живут родичи или близкие сердцу односельчане, всё напоминает детство, а красота наших мест: горы, Енисей, тайга всё не перестают манить, волновать и восхищать меня»

Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Начало литературного пути Астафьев отсчитывает с первых послевоенных лет – с рассказа о войне «Гражданский человек». В 1953 году вышел первый сборник В.Астафьева «До будущей весны».

Виктор Петрович Астафьев прожил трудную и счастливую жизнь. Детство его – труднее не придумать. Мальчику было всего 7 лет, когда в Енисее утонула его мать Лидия Ильи'нична. «Если бы мне надо было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно бы я попросил у своей судьбы – оставить со мною маму. Её мне не хватало всю жизнь…

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, - он пережил свою мать…»

 

В.П. Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого замечательного художника слова. Но он будет жить. Пока мы читаем его произведения.

 

Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать человека старше, изменить его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

 

Прочитайте статью о В.П. Астафьеве в учебнике-хрестоматии.

Из статьи учебника вы узнаете, что В.П. Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в 30-е годы ХХ века. Это было очень трудное время. Детям рано приходилось взрослеть, помогать старшим, работать. Рассказ, который вы прочитали, автобиографический, т.е. автор описывает случай из своей жизни.

 

Повествование начинается неспешно, издалека. В прологе мы узнаем, что речь идет о 13-летнем мальчике, в честь которого названо озеро. Мало кто может похвастаться подобным. Писатель заинтриговывает нас: почему же мальчик удостоился такой чести? Об этом мы узнаем после.

 

Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

Предыстория рассказа «Васюткино озеро».

До войны в детском доме он написал сочинение о любимом озере, где ловил рабу, где впервые познал счастье общения с природой. Сочинение похвалил строгий учитель. Вот как об этом говорит будущий писатель: С тайным волнением ждал я тетрадей с сочинениями. Многие из них учитель ругательски ругал за примитивность изложения, главным образом за отсутствие собственных слов и мыслей. Кипа тетрадей на учительском столе становилась всё меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял её, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром всего пробрало. Прочитав вслух моё сочинение притихшему классу, Игнатий Дмитриевич поднял меня с мета. Долго, пристально вглядывался и наконец молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

В перемену Игнатий Дмитриевич сказал мне, что поместит моё сочинение в школьном рукописном журнале».

Астафьев не забыл своё школьное сочинение и позже написал рассказ «Васюткино озеро».

….

«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! …

Так начинается этот рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро».

Вспомните, по каким законам строится сюжет произведения. Напоминаю, сюжет (от французского слова предмет)- это основные события, костяк художественного повествования.

Главнейшие элементы сюжета:

Кульминация

Экспозиция Завязка Развязка

 

Экспозиция – (от латинского – изложение) описание места, обстановки, героев в начале произведения.

 

В произведении экспозиция: Бригада Шадрина. Рыба стала плохо ловиться.

Завязка – элемент сюжета, начальный элемент в развитии событий, изображённых в художественном произведении.

- С чего начинаются все злоключения героя?(Васютка идёт добывать орехи)

Кульминация – (от латинского – вершина) – элемент сюжета, высшее напряжение действия, решающее событие в художественном произведении.

- Где в рассказе кульминация? (Васютка понял, что заблудился) Зачитаем кульминацию рассказа.

- Почему Васютка заблудился?(Погнался за раненым глухарём). Погоня – это и есть развитие действия.

Развязка – это элемент сюжета, заключительный момент в развитии действия.

- Где развязка в рассказе?(Васютка вышел к Енисею. Спасение.)

Как мы видим, Васюткины приключения в тайге счастливо заканчиваются.

- Что же помогло нашему герою преодолеть трудности, опасности, испытания? (Знание законов и тайн тайги)

 

Чтобы было легче понять, посмотрите значение некоторых слов:

Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.

Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.

 

- Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро).
- Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим).
- Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (Васютка заблудился, погнавшись за глухарем. Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство).
- Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу? (Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»).
В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
- Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? (Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички»).
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.

 

- Сколько дней блуждалВасютка в тайге? (Дедушка говорит: «Пятый день ищем». Значит, Васютка блуждал больше четырех суток.)

- Какова развязка рассказа? (Благополучное возвращение Васютки домой и поход к озеру.)

- Какую часть рассказа можно считать эпилогом (послесловием)? (От слов: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко…» до конца рассказа.)

 

Домашнее задание

1. Написать ответ на вопрос: «Чему я научился у Васютки?»

2. Подобрать и записать законы природы (приметы), которые могут помочь в экстремальной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: