Основные направления коррекционной работы




Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми, имеющими НИ, мы ориентировались на следующие направления работы:

Диагностическое:

Включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое изучение каждого ребенка.

 

Медицинское изучение осуществляется врачами-специалистами.

Учитель-дефектолог тщательно изучает данные медицинского обследования, анализирует анамнестические сведения.

Основная функция дефектолога — произвести глубокое, всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка: познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности возраста (игра).

 

Применяя критерально-ориентированные методики, учитель-дефектолог определяет уровень психического развития ребенка, что является необходимым условием для разработки коррекционных программ и отбора содержания обучения.

 

Общая цель комплексного обследования состоит в выявлении причин и механизмов нарушений, степени их выраженности. Необходимо определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. Только на основе тщательного количественно-качественного анализа результатов обследования педагогический коллектив выбирает методы работы и ее содержание.

Первичное обследование ребенка проходит на ГПМПК.

Обследование речевого развития ребенка осуществляется логопедом совместно с дефектологом. По результатам обследования составляется заключение.

При поступлении ребенка в группу диагностическое обследование проводится на протяжении трех этапов:

 

Первый этап (сентябрь)

В сентябре проводится обследование с целью выявления особенностей психического развития каждого воспитанника (познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, ведущей деятельности). Необходимо определить и уровень обученности детей, степень сформированности знаний, умений, навыков.

Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития.

 

Второй этап (январь)

Основная цель обследования детей на этом этапе — выявить особенности динамики развития.

На данном этапе дополняются сведения, полученные в начале учебного года. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и с группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

 

Третий этап (май)

Цель — определить динамику и результаты работы за год, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу. Возможны следующие варианты:

· ребенок переводится в группу следующего года обучения;

· может быть рекомендовано повторное прохождение программы, т. е. ребенок остается на повторный год обучения;

· выпуск в школу, решение о типе школы, рекомендуемой каждому ребенку, принимается на ОПМПК.

Родители получают соответствующее заключение.

 

Коррекционно-развивающее:

Содержание данного направления позволяет решать в единстве коррекционно-развивающие задачи по всем направлениям развития ребенка.

Учитель-дефектолог проводит игры-занятия по:

- формированию представлений о себе и окружающем мире и развитию речи,

- обучению игре (сюжетно-отобразительной, театрализованной, сенсорным играм).

Игры-занятия проводятся по подгруппам (от 2 до 5 человек) в зависимости от особенностей психофизического развития детей и этапа обучения. Такие занятия проводятся 1 раз в неделю, в первой половине дня.

Все игры-занятия подчинены одной лексической теме (комплексно-тематический подход).

Образовательный процесс строится на основе преемственности в работе учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя. Лексические темы, которые проходятся на занятиях по ознакомлению с окружающим, материал, с которым знакомятся дети на занятиях по ФЭМП, находят отражение в различных формах взаимодействия педагогов с детьми.

Закрепляются воспитателями и игровые навыки детей, полученные в процессе занятий сюжетно-ролевыми, отобразительными и театрализованными играми. Они включают элементы игр с образными игрушками в свои занятия, наполняя их, таким образом, единым содержанием, связывая ход игрового занятия тематически со знакомой детям игровой ситуацией или игрушкой.

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль - обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).

Март, апрель, май - обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).

Индивидуальная работа учителя – дефектолога организуется в форме игр и игровых упражнений два раза в неделю. Первое занятие направлено на развитие познавательно речевого потенциала (понедельник – дети первой подгруппы, вторник - дети второй подгруппы), второе – на развитие сенсорного опыта (среда - дети первой подгруппы, четверг – дети второй подгруппы).

 

В процессе обучения детей с НИ используются следующие методы и приемы:

 

0 этап 1 этап
· совместные действия детей и взрослого; · действия по подражанию действиям учителя; · тактильное и зрительное обследование предмета; · приемы наложения. · действия по образцу, по словесной инструкции; · тактильное и зрительное обследование предмета; · приемы приложения, соотнесения; · показ по словесной инструкции педагога; · самостоятельное называние.  

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: