по дисциплине « Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии»




ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Органы иммунной системы. Неспецифические факторы гуморальной защиты.

Центральные:

-костный мозг

-тимус

Периферические:

-селезёнка

-лимфатические узлы,лимфоидная ткань ассоциированная со слизистыми

К гуморальным факторам, обеспечивающим резистентность организма, относят комплимент, лизоцим, интерферон, пропердин, С-реактивный белок, нормальные антитела, бактерицидин.

Комплемент – сложная многофункциональная система белков сыворотки крови, которая участвует в таких реакциях, как опсонизация, стимуляция фагоцитоза, цитолиз, нейтрализация вирусов, индукция иммунного ответа.

Лизоцим – представляет собой фермент из группы гликозидаз. Он секретируется постоянно, выявляется во всех органах и тканях. В организме животных лизоцим находится в крови, слезной жидкости, слюне, секрете слизистых оболочек носа, в желудочном и дуоденальном соке, молоке, амниотической жидкости плодов. Особенно богаты лизоцимом лейкоциты.

Интерфероны представляют собой низкомолекулярные пептиды с небольшим количеством аминокислот и углеводов. Это неспецифический фактор противовирусной защиты, синтезируемый лейкоцитами, макрофагами, Т-лимфоцитами.

Пропердин (от лат. perdere – разрушать) белок сыворотки крови глобулинового типа, обладающий бактерицидными свойствами. В присутствии комплимента и ионов магния проявляет бактерицидное действие в отношении грамм+ и грамм- микроорганизмов, а также способен инактивировать вирусы гриппа, герпеса, проявляет бактерицидность по отношению ко многим патогенным и условно-патогенным микроорганизмам.

С-реактивный белок – подобно иммуноглобулинам, обладает способностью инициировать реакции преципитации, агглютинации, фагоцитоза, связывание комплемента. Кроме того С-реактивный белок повышает подвижность лейкоцитов, что дает основание говорить об его участии в формировании неспецефической устойчивости организма.

С-реактивный белок находят в сыворотке крови при острых воспалительных процессах, и он может служить показателями активности этих процессов. В нормальной сыворотке крови этот белок не определяется. Он не проходит через плаценту.

Бактерицидин представляет собой фермент, который в отличие от лизоцима действует на внутриклеточные субстанции.

2. Специфические иммунные реакции. Клетки иммунной системы. Классы иммуноглобулинов.

За реакциями воспаления, если они не смогли нейтрализовать возбудителей, развивается более специализированная линия обороны – иммунный ответ, который последовательно запускает многоуровневую иммунную реакцию на возбудителя. Развитие специфических иммунных реакций требует взаимодействия практически всех видов клеток иммунной системы.

На первом этапе иммунного ответа захваченный в процессе фагоцитоза возбудитель перерабатывается макрофагом и в иммуногенной форме выводится его антиген на поверхность (презентация антигена). Особая роль в дальнейшем принадлежит активации Т-хелперов, которая происходит при распознавании Т-хелпером соответствующего антигенного комплекса на поверхности макрофага (антигенпрезентирующей клетки). В результате данного контакта Т-хелперы начинают делиться и после нескольких делений разделяются на две популяции. Одна активизирует развитие гуморального иммунного ответа (выработку иммуноглобулинов и антител), а другая популяция является необходимым компонентом в активации клеточного иммунитета (цитотоксические Т-лимфоциты).

В дальнейшем цитотоксические Т-лимфоциты постоянно циркулируют по всему организму.. Благодаря постоянной циркуляции лимфоциты удивительно быстро появляются в «горячих точках», осуществляя разрушение клеток, инфицированных вирусами.

Гуморальный иммунный ответ обеспечивается иммуноглобулинами или антителами, производимыми В-лимфоцитами. Продвигаясь по кровяному или лимфатическому руслу, антитела поражают чужеродные вещества на любой дистанции от лимфоцита. За счет гуморального иммунного ответа происходит уничтожение самих возбудителей и нейтрализация их токсинов, находящихся в межклеточном пространстве и на слизистых. Специфическая нейтрализация осуществляется за счет присоединения антител к антигенам с образованием растворимых и нерастворимых циркулирующих комплексов, которые активируют защитную систему белков комплемента, повышают фагоцитарную активность макрофагов и нейтрофилов, усиливают специфическое цитотоксическое действие Т-лимфоцитов.

Клетки иммунной системы

1. Клетки адаптивного иммунитета:

a) Т-лимфоциты; б) В-лимфоциты;

2. Клетки врожденного иммунитета:

a) макрофаги крови (моноциты) - презентируют АГ,

осуществляют фагоцитоз

б) нефагоцитирующие клетки (клетки Лангерганса, вуалевидные клетки, отросчатые клетки, дендритные клетки, тканевые макрофаги) - играют антигенпрезентирующую роль для развития дальнейшего иммунного ответа

в) гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы,

NK-клетки)

3. Промежуточные клетки:

a) yб T-лимфоциты б) В1-лимфоциты в) NKT-лимфоциты

Классы иммуноглобулинов

IgM - антитела, которые первыми производятся в ответ воздействие антигена.

IgG - самый многочисленный класс антител. Они производятся в ответ на повторное воздействие антигена (могут переходить через плацентарный барьер).

IgA- антитела, которые защищают организма от вторжения микроорганизмов через слизистые оболочки.

IgE - антитела, которые вызывают немедленные аллергические реакции, важны в борьбе против паразитарных заболеваний.

IgD - антитела, присутствующие в очень небольшом количестве в циркулирующей крови. Их функция до конца не понятна.

3. Иммунитет, определение, врожденный и приобретенный

Иммунитет — система защиты организма от чужеродных веществ и других организмов. Иммунные механизмы обеспечивают защиту от болезнетворных вирусов и бактерий, уничтожают погибшие и переродившиеся клетки. Иммунные реакции могут оказывать и отрицательное влияние.

Врождённый иммунитет — это генетически закреплённая способность противостоять инфекции, присущая каждому организму с рождения. Врожденный иммунитет человека поддерживается всеми элементами, с которыми он рождается.

Приобретенный иммунитет (специфический) – это невосприимчивость организма к определенным инфекционным заболеваниям. Приобретенный иммунитет к той или иной болезни, как следует из его названия, может возникать в течение всей жизни. Приобретенный иммунитет по наследству не передается.

4. Стадии и фазы иммунного ответа.

Иммунный ответ — это сложная многокомпонентная, кооперативная реакция иммунной системы организма, индуцированная антигеном, уже распознанным как чужеродный, и направленная на его элиминацию. Явление иммунного ответа лежит в основе иммунитета. Иммунный ответ зависит от:

антигена — свойства, состав, молекулярная масса, доза, кратность попадания, длительность контакта;

состояния организма (иммунологическая реактивность);

условий внешней среды.

1. Стадия индукции (афферентная стадия). В ее развитии участвуют макрофаги, дендритные клетки, клетки Лангерганса, антигенреактив- ные лимфоциты. В эту стадию осуществляется процессинг и презентация антигена.

2. Иммунорегуляторная (пролиферативная) стадия. В ее развитии участвуют Т-хелперы, Т-супрессоры, амплифайеры, контрсупрессоры. В эту стадию происходит активация и взаимодействие иммунорегуля- торных клеток и пролиферация клеток.

3. Эффекторная (продуктивная) стадия. В ее развитии участвуют Т-киллеры, Т-эффекторы ГЗТ, плазматические клетки. В эту стадию происходит дифференцировка клеток-предшественников в эффекторные клетки.

4. Стадия формирования иммунологической памяти. В развитии этой стадии участвуют Т- и В-клетки памяти; идет накопление в организме клеток памяти.

Фазы иммунного ответа

Любой иммунный ответ связан с активацией лимфоцитов, специфически распознающих антиген и участвующих в механизмах, которые вызывают эффект ответа, т. е. элиминацию антигена. Иммунный ответ можно подразделить на три фазы:

-Распознавание антигена. В эту фазу происходит связывание чужеродного антигена со специфическими рецепторами зрелых лимфоцитов, существовавших еще до антигенной стимуляции.

-Активация лимфоцитов. Эта фаза включает последовательные процессы, происходящие в лимфоцитах после распознавания антигена. Во-первых, происходит значительное увеличение числа клонов антигенспецифичных клеток и усилению иммунного ответа. Во-вторых, происходит дифференциация лимфоцитов из клеток, осуществляющих первичные функции, в клетки, способствующие уничтожению чужеродного антигена.

Элиминация антигена (эффекторная фаза). Эта фаза является стадией, при которой лимфоциты, специфически активированные антигеном, выполняют функцию элиминации. Лимфоциты, участвующие в этой фазе иммунного ответа, называют эффекторными клетками.

5. Возрастные особенности иммунитета (у плода, в постнатальном периоде).

Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15-16 годам. По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают.

Иммунная система у плода

В период внутриутробного развития у плода формируется система Аг МНС, органы иммунной системы, популяции иммунокомпетентных клеток и система комплемента. Иммунная система матери толерантна к аллоантигенам плода, поскольку их число относительно невелико, а также в силу избирательной проницаемости плаценты и наличия в крови матери и плода различных иммуносупрессивных факторов (а-фетопротеина, эстрогенов, прогестерона, простагландинов и т.д.)

Иммунная система у новорожденных

У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна. Снижено содержание компонентов комплемента, IgG, IgA и основных популяций иммунокомпетентных клеток. На проникновение инфекционных агентов лимфоидные органы отвечают гиперплазией, проявляющейся лимфаденопатией.

В развитии ребёнка выделяют критические периоды, во время которых на антигенный стимул иммунная система даёт неадекватные или парадоксальные реакции.

• Первый критический период имунной системы у ребенка — первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. Лимфоциты способны отвечать на Аг и митогены; гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG.

• Второй критический период имунной системы у ребенка — 3-6 мес. Материнские AT исчезают из кровотока; в ответ на попадание Аг образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.). Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной системы.

• Третий критический период имунной системы у ребенка — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются значимые количества IgG, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям.

• Четвёртый критический период имунной системы у ребенка — 4-6-й год жизни. Синтез AT, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы.

• Пятый критический период имунной системы у ребенка — подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции. Как следствие, возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам.

Иммунная система в пожилом возрасте Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций. В этот период возрастает риск развития аутоиммунных и иммунодефицитных состояний, а также злокачественных опухолей.

6. Иммунный ответ- первичный, вторичный, иммунологическая память. Фазы иммунного ответа.

Первичный иммунный ответ возникает при первой встрече с антигеном. Выделяют 4 стадии первичного иммунного ответа.

На первой стадии (первые 3-4 сут.), белки (антитела) к соответствующему антигену («чужому») в сыворотке отсутствуют.

На второй стадии появляются IgM (иммуноглобулины М), а спустя 10—14 сут. после контакта с антигеном появляются IgG (иммуноглобулины G). На третьей стадии уровень белков (антител) остается постоянным. Четвертая стадия первичного иммунного ответа обычно растягивается на месяцы. Она характеризуется постепенным снижением уровня белков (антител). Такая картина характерна для коронавирусной инфекции.

Вторичный иммунный ответ развивается при повторном контакте с антигеном. Антитела, главным образом IgG, появляются быстрее и в более высоком титре, чем при первичном иммунном ответе.

Иммунологическая память – способность организма сохранять информацию об антигене («чужих»), с которым он ранее встречался. Для нее характерно, что вторичный иммунный ответ возникает быстрее и находится на более высоком уровне.

Развитие иммунного ответа включает 2 фазы:

1.Индуктивную. Реализуется в течение 5-7 суток после попадания антигена в организм, заключается в формировании эффекторныхТ- и В- лимфоцитов и клеток памяти, включает следующие процессы:

- переработка и презентация антигена антигенпрезентирующей клеткой (АПК);

- распознавание антигена при взаимодействии АПК и Т-лимфоцита;

- активация и пролиферация специфического клона Т-лимфоцитов;

- дифференцировка лимфоцитов, направленная на формирование эффекторных

функций и клеток памяти.

2.Эффекторную. Длится около 2-х недель, заключается в реализации клеточного и гуморального иммунного ответа, элиминации антигена и формировании клеток памяти.

7. Вакцины – определение, классификация. Адьюванты. Консерванты. Приведите примеры.

Вакцина — медицинский препарат, предназначенный для создания иммунитета к инфекционным болезням. Изготавливается из ослабленных или убитых микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности, или из их антигенов, полученных генно-инженерным или химическим путём.

Живые вакцины производят из специально подготовленных аттенуированных бактерий и вирусов, ослабленных до степени, исключающей возникновение заболевания, но сохранившие АГ свойства.

«+» создают высоконапряженный,прочный длительный иммунитет. Противопоказаны больным с иммунодефицитами, лейкозами, получающим стероиды, иммунодепрессанты, беременным.

Живые – коревая, полиомиелитная Сейбина, паротитная, краснушная, гриппозная.

В убитых вакцинах возбудитель (антиген) подвергнут инактивации физическими факторами. «-» нестойкий, гуморальный иммунитет, требуется повторное введение вакцины. Обладают высокой реактогенностью. Содержат адъювант, консервант. Коклюшная, брюшнотифозная,холерная.

Адьюванты при одновременной инъекции с АГ усиливает ИО. Используют минеральные сорбенты (гели гидрата окиси и фосфата аммония).

Консерванты нужны для подавления размножения “посторонних” м/о. Мертиолят-орг соль ртути. Ртуть не в активной, а в связанной форме, что исключает какое-либо влияние на ее на организм.

Вакцины,содержащие перекрестно реагирующие живые микроорганизмы. Содержат м/о иммунологически связанные с возбудителем данного заболевания,но вызывающие при введении человеку ослабленную инфекцию,к-я защищает от более тяжелой. Пример- вакцина БЦЖ, содержащая микробы,вызывающего туберкулез КРС.

Анатоксины Бак. токсины, потерявшие токсичность в результате воздействия формалином, но сохранившие АГ свойства. Создают антитоксический И столбнячный,дифтерийный,стафилококковый.

Химические вакцины состоят из АГ фракций убитых м/о пневмококковая,менингококковая.

Рекомбинированные современные,безопасные,высокотехнологичные. Против гепатита В-дрожжевая и генноинженерная.

Ассоциированные (комбинированные,поливакцины) в состав входит несколько моновакцин- АКДС,Тривакциная MM-R,Приорикс,Пентаксим(5 инф) Инфанриксгекса

Сплит-вакцины (расщепленные) новое поколение,содержат структурные компоненты вириона,имеют хорошую переносимость. Ваксигрипп,Флюорикс

Форсированные Новое поколение Конъюгат АГ с синтетическим носителем-полиоксидонием, который усиливает ИО Гриппол,(плюс)

8. Теоретические основы иммунопрофилактики – что происходит в организме при введении вакцины.

Иммунопрофилактика – это использование иммунологических закономерностей для создания искусственного приобретенного иммунитета (активного или пассивного)

Для иммунопрофилактики используют:

· антигенные препараты (вакцины, анатоксины), при введении которых у человека формируется искусственный активный иммунитет;

· антительные препараты (иммунные сыворотки), с помощью которых создается искусственный пассивный иммунитет.

ПЕРВИЧНЫЙ ИО: Вводится вакцина-»В-лф начинают активно размножаться –» Развиваются 1) плазматические клетки, которые производят АТ, которые нейтрализуют «вакцинный АГ» и 2) В-кл памяти, которые сохраняют память о полученном опыте защиты.

ВТОРИЧНЫЙ ИО: При настоящем вторжении вируса В-кл памяти начинают производить плазматические кл, к-е некогда были уже выработаны при вакцинации –» плаз.кл производят АТ –» нейтрализация вирусных АГ

Новые вакцины содержат программу для выработки антигенов, а не сами антигены. Независимо от того, сделана ли вакцина из самого антигена или она содержит программу для выработки организмом этого антигена, этот ослабленный вариант не вызовет болезнь у человека, получающего вакцину, но заставит его иммунную систему реагировать так, как она реагировала бы при первом воздействии данного патогена.

Для некоторых вакцин требуется введение нескольких доз с интервалом в несколько недель или месяцев. Иногда это необходимо для выработки долгоживущих антител и создания клеток памяти. Накапливая таким образом память о патогене, организм обучается бороться с конкретным болезнетворным микроорганизмом, с тем чтобы быстро уничтожить этот патоген при его воздействии в будущем.

9. Что такое вакцинопрофилактика? Какие теоретические выводы необходимо учитывать при проведении вакцинопрофилактики.

Вакцинопрофилактика- искусственное создание иммунной памяти путем введения ослабленного возбудителя или его фрагмента, а также его модицицированного продукта. Роль:

· Ведущий метод профилактики инфекционных заболеваний

· Осуществление массовой вакцинации – одно из глобальных достижений 20 века

Цель вакцинопрофилактики:создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с благоприятным исходом.

Ближайшая цель: предотвращение заболеваний у отдельных лиц и групп Конечная цель: полная ликвидация болезни

При проведении вакцинопрофилактики следует помнить, что:

• получение напряженного и длительного иммунитета обеспечивается путем повторного введения вакцинных препаратов;

• для поддержания защитного уровня специфических антител при проведении активной иммунизации определенное значение имеет схема введения вакцинного препарата;

• иммунный ответ на вакцинацию строго специфичен и индивидуален. Активная иммунизация не обеспечивает развития у всех прививаемых детей одинаковой степени невосприимчивости. Существуют группы детей, которые в силу тех или иных обстоятельств (индивидуальные особенности иммунного ответа, длительный прием цитостатиков, крайняя степень нарушения питания, первичный иммунодефицит и др.) не способны к полноценному иммунному ответу;

• наиболее высокий поствакцинальный иммунитет можно получить к возбудителям тех инфекций, после которых вырабатывается достаточный иммунитет при естественном инфекционном процессе. И, наоборот, в тех случаях, когда в результате естественно перенесенной инфекции формируется слабый иммунитет, активная иммунизация часто оказывается малоэффективной;

• активная иммунизация вызывает выработку иммунитета лишь после определенного времени, поэтому ее применение целесообразно главным образом в профилактических целях.

10. Какие основные документы регламентируют проведение вакцинопрофилактики в России?

Основные нормативные документы, регламентирующие проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней:

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. (№52-ФЗ);

- Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» №157-ФЗ от 17.09.1998 г.;

- Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»;

- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней»;

- Приказ МЗ РФ от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

- Приказ МЗ РФ № 370-н от 16.07.2016 о внесении изменений в Национальный календарь профилактических прививок.

- Приказ МЗ РФ № 375 от 08.12.1997 г., уточняются противопоказания к проведению прививок

11. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний». Основные положения.

Статья 1. Основные понятия:

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Статья 4. Государство гарантирует:

• бесплатное проведение прививок

• социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;

• использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных ИЛП;

• государственный контроль качества, эффективности и безопасности ИЛП и т.д.

Статья 5. Права граждан:

• Получение от медработников полной и объективной информации о необходимости, последствиях отказа и возможных осложнениях.

• Выбор форм здравоохранения.

• Бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь.

• Медицинский осмотр прививками, получение медицинской помощи при возникновении поствакцинальных осложнений.

• Социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений.

• Отказ от профилактических прививок.

Статья 5. «Отсутствие профилактических прививок влечет»:

• запрет для граждан на выезд из страны, пребывание в которых требует конкретных профилактических прививок;

• временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

• отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Статья 5. Обязанности граждан:

• выполнять предписания медицинских работников;

• в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Статьи 18-21 Социальная поддержка граждан при возникновении поствакцинальных осложнений — тяжелых и/или стойких нарушений состояния здоровья вследствие профилактических прививок – граждане имеют право на получение:

• государственных единовременных пособий,

• ежемесячных денежных компенсаций,

• пособий по временной нетрудоспособности.

12. Постпрививочные реакции.

Поствакцинальные реакции - изменения в организме, связанные с проведением прививок и проходящие в рамках физиологических изменений, не оставляют последствий для организма. Могут быть:

· Местными – развиваются в месте введения вакцины: болезненность, гиперемия, отек, инфильтрат

· Общими – повышение температуры, недомогание, головная боль, расстройства сна, боли в суставах, животе, редких случаях – тошнота рвота

Общие вакцинальные реакции разделяют на:

- слабые - появление субфебрильной температуры до 37,5°С, при отсутствии симптомов интоксикации;

- средней силы - подъем температуры от 37,6°С до 38,5°С, умеренно выраженная интоксикация;

- сильные - лихорадка выше 38,6°С, выраженные проявления интоксикации.

Отличительные признаки:

1. обычно легкие кратковременные, не вызывают серьезных нарушений в организме.

2. возникают обычно в первые сутки после прививки (чаще через 4-6 часов) и исчезают на 3и сутки

3. в месте введения сорбированных вакцин в некоторых случаях уплотнения могут сохраняться в течение месяца.

4. лечения кроме жаропонижающих средств не требуется.

13. Постпрививочные осложнения. Чем они отличаются от реакций.

Осложнения вакцинации — это нежелательные и достаточно тяжелые состояния, возникающие после прививки. К примеру, резкое падение артериального давления (анафилактический шок) как проявление немедленной аллергической реакции на какой-либо компонент вакцины, нельзя назвать ни нормальной побочной реакцией, ни даже тяжелой побочной реакцией, так как анафилактический шок и коллапс требуют реанимационных мер. Другими примерами осложнений являются судороги, неврологические нарушения, аллергические реакции разной степени тяжести и пр.

В отличие от поствакцинальных реакций, осложнения редко зависят от состава вакцин и основной их причиной считаются:

• нарушение условий хранения вакцины (перегревание в течение длительного времени, переохлаждение и замораживание вакцин, которые нельзя замораживать);

• нарушение техники введения вакцины (особенно актуально для БЦЖ, которая должна вводиться строго внутрикожно);

• нарушение инструкции по введению вакцины (от несоблюдения противопоказаний вплоть до введения пероральной вакцины внутримышечно);

• индивидуальные особенности организма (неожиданно сильная аллергическая реакция на повторное введение вакцины);

• присоединение инфекции — гнойные воспаления в месте инъекции и инфекции, в инкубационном периоде которых проводилась прививка.

14. Противипоказания к проведению прививок, основные документы.

Приказ МЗ РФ № 375 от 08.12.1997
Противопоказания к прививкам

• Истинные – настоящие противопоказания, перечисленные в инструкции к вакцинам и в руководящих документах (приказы и международные рекомендации). Как правило, вызваны определенными компонентами вакцин. Например – коклюшный компонент АКДС и прогрессирующие неврологические заболевания.

• Ложные – противопоказания, которые таковыми не являются. Как правило, их авторство принадлежит врачам и пациентам, которые «оберегают» от прививок на основании общечеловеческих и общенаучных соображений.

15. Календари прививок каких регионов России известны, их отличие от Календаря профилактических прививок России.

В дополнение к Национальному календарю прививок российские регионы могут принимать и свои календари вакцинации. Если прививки в рамках Нацкалендаря финансируются из федерального бюджета, то дополнительные вакцины регионы закупают за собственные средства (как и вакцины в рамках второй части Нацкалендаря — по эпидпоказаниям).

В Свердловской области детей в возрасте 20 мес. вакцинируют от гепатита А. Такую же вакцинопрофилактику проводят и в ряде других регионов России (Пермь, Сургут, Красноярск, Краснодар, Челябинск и т.д.)

Департамент здравоохранения Москвы с 2009 года ввел вакцинацию от гемофильной инфекции типа b, пневмококковой инфекции, гепатита А, ветряной оспы и вируса папилломы человека.

В Мурманской области в 2017 году детям вводили вакцины против вирусного гепатита А, пневмококковой инфекции, сезонного гриппа и для детей с особыми показаниями на комбинированную вакцину против дифтерии, коклюша, полиомиелита, столбняка и гемофильной инфекции типа b.

В Сахалинской области закупили вакцины против гриппа, пневмококковой инфекции, клещевого энцефалита, ротавирусной инфекции, ветряной оспы.

Таким образом, Национальный календарь с каждым годом расширяется за счет дополнения календаря прививок различных регионов.

16. Что такое Календарь профилактических прививок России. От чего зависит его построение.

Национальный календарь прививок – документ, утверждаемый приказом Минздрава РФ, который определяет сроки и типы вакцинаций (профилактических прививок), проводимых бесплатно и в массовом порядке в соответствии с программой обязательного медицинского страхования (ОМС).

От чего зависит его построение?

Прививочный календарь разрабатывается с учетом всех возрастных особенностей, в том числе и наиболее опасных инфекционных заболеваний у детей первого года жизни. Прививки, которые делаются в рамках Национального календаря, позволяют значительно снизить риск заболевания у детей. А если ребенок все же заболеет, то сделанная прививка будет способствовать протеканию болезни в более легкой форме и избавит от тяжелых осложнений, многие из которых крайне опасны для жизни

17. Аргументы противников вакцинопрофилактики.

- к снижению количества случаев эпидемий привела не массовая вакцинация, а повышение уровня жизни, улучшение социально-бытовых условий;

-вакцинация не даёт 100% гарантии, что ребенок не заболеет;

-большинство болезней, от которых прививают детей, совершенно не опасны для них;

-прививки могут разрушать иммунную систему;

-увеличение или снижение эпидемий не зависит от всеобщей вакцинации;

- в составе вакцин содержатся высокотоксичные вещества(мертиолят);

-вакцины вводятся противоестественным путем, поэтому они не могут дать пожизненный иммунитет;

-cуществует заговор среди работников медицинской службы, которым в финансовом плане выгодно массовая вакцинация, которая уже давно необязательна, так как все заболевания инфекционной природы побеждены;

-религиозные мотивы, когда особо верующие люди считают, что врач не должен вмешиваться в судьбу ребенка и если суждено заболеть, то это должно произойти и т.д.

18. Успехи и перспективы вакцинопрофилактики.

Ликвидация натуральной оспы к 1980 году;

Ликвидация полиомиелита в 3 регионах земного шара (Американском, Западно-Тихоокеанском и Европейском);

К концу XX века появилась возможность предотвращать развитие более 40 инфекционных заболеваний;

Элиминация кори во многих странах Америки, ряде Европейских (Скандинавские страны, Великобритания и др.) и Восточно-Средиземноморских стран.

Резко снизилась по сравнению с допрививочной эрой заболеваемость туберкулезом.

Достигнуты существенные успехи в борьбе со столбняком, дифтерией, гепатитом В и другими управляемыми инфекциями.

Массовая иммунизация населения против гриппа, в том числе детей, позволяет ежегодно существенно снижать интенсивность эпидемического процесса гриппа и бремя его социально-экономических последствий.

В новом столетии вакцинопрофилактика будет развиваться как один из универсальных методов достижения здоровья любого человека в разных социальных группах развитых и развивающихся стран.

Производство и применение вакцин будет непрерывно возрастать за счет:

-расширения календаря прививок против инфекционных болезней;

-применения вакцин для профилактики и иммунотерапии соматических, аллергических, аутоиммунных и онкологических болезней;

-использования вакцин для предупреждения обострений хронической патологии;

-продолжения массовых прививок на фоне эпидемиологического благополучия.

В качестве приоритетных целей будет проводиться:

- разработка вакцин для профилактики ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний, малярии и туберкулеза;

- конструирование вакцин для защиты от неидентифицированных патогенов и биотеррористических актов;

- создание технологий для быстрого и крупномасштабного производства пандемических вакцин.

19. Что такое инфекция, инфекционный процесс. Возбудители инфекционных заболеваний. Основные характеристики возбудителя (патогенность, вирулентность, инвазивность, токсигенность).

Инфекция – сумма биологических реакций,которыми макроорганизм отвечает на внедрение микробного(инфекционного) агента, вызывающего нарушение гомеостаза.

 

Инфекционный процесс – это комплекс взаимныхприспособительных реакций в ответ на внедрение и размножение патогенного микроорганизма в макроорганизме, направленных на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой.

Возбудителями инфекционных болезней являются микроорганизмы растительного и животного происхождения: бактерии, спирохеты, грибы, простейшие, вирусы, риккетсии. Важнейшие свойства микроорганизмов, от которых зависит возникновение инфекционного процесса, следующие:

• патогенность;

• вирулентность;

• инвазивность;

• токсиногенность.

1.Патогенность (болезнетворность) — это потенциальная способность микроорганизмов вызывать заболевания.

2.Вирулентность — мера (степень) патогенности микроба.

3.Инвазивность — это способность возбудителя проникать во внутреннюю среду организма и распространяться в ней.

5.Токсигенность — способность микроорганизмов образовывать токсические вещества(яды) различной природы, оказывающие прямое повреждающее действие на клетки и ткани макроорганизма.

20. Общие принципы иммунотерапии инфекционных болезней.

Основные задачи иммунотерапии:

-Повышение сниженной иммунореактивности;

-Угнетение повышенной иммунореактивности при аллергии;

-Замещение недостающих факторов иммунореактивности.

Решить основные задачи иммунотерапии можно используя специфические и неспецифические средства.

Иммунотерапия может быть местной, общей, комбинированной и монотерапией.Общая терапия - когда препарат вводимый в организм равномерно действует на всю лимфоидную ткань. Местная терапия (регионарная) - лечение на очаг поражения - электрофорез,ингаляция, промывание. Целесообразность такого применения обусловлена уменьшением резорбтивного общего или токсического действия и наибольшим влиянием на местные факторы иммунитета, которые нередко играют ведущую роль в прекращении патологического процесса. Комбинированная терапия - включает применение нескольких препаратов, действующих на разные звенья иммунитета и сочетание разных способов общего и местного воздействия.

Успешная иммунотерапия невозможна без применения иммунодиагностики, которая позволяет коррегировать лечение, если оно недостаточно эффективно.Специфическая иммунотерапия - когда используются препараты антигенов или антитела специфические по отношению к возбудителю или аллергену. Неспецифическая иммунотерапия, когда используются другие воздействия на иммунную систему, включая химические и физические факторы.

21. Классификация средств для иммунотерапии.

1. Препараты микробного происхождения – Бифиформ, Бронхомунал, Бронховаксом, БЦЖ, Имудон, ИРС19,Луивак, Иммунал, Деринат, Продигиозан, Пирогенал, Постеризан, Рибомунил, Рузам, Солкотриховак, Субреум, Уро-Ваксом и др.

2. Пептидные препараты – Бестим, Имунофан, Миелопид, Тактивин, Тималин, Тимактид, Тимоген, Тимоптин, Тимостимулин и пр.

3. Цитокины и препараты на их о<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: