Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) учебник М., 2001.– С. 87-88




Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. -М., 1989.– 466-479.

3. Виноградов В.В. Русский язык.– М., 1986.– С. 368-410

4. Русская грамматика. Т. 1.– М., 1980.– С. 583-611

5. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 162-173.

 


ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Категория вида. Способы глагольного действия

Теоретические вопросы:

1. Функционально-семантическая категория аспектуальности. Способы глагольного действия и категория вида.

2. Образование вида глагола.

 

Практические задания:

1. Используя классификации способов глагольного действия, предложенные в научной и учебной литературе (А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин. Русский глагол; Русская грамматика, т. 1; учебник «Современный русский язык» под ред. А.Н.Тихонова, Н.М.Шанского и др.), заполните таблицу:

 

Способ глагольного действия Словообразовательные показатели Примеры глаголов
Временные СГД 1. 2. 3. … Количественно-временные СГД 1. 2. 3. … Результативные СГД: 1. 2.. 3. …      

 

2. Опираясь на данные толковых словарей, определите способ глагольного действия. Укажите (если возможно) словообразовательные средства выражения аспектуального значения, наличие видовой пары: застрочить, зажарить, искрошить, отмыть, перезваниваться, перестрелять, поглядывать, поговорить, дожить, разреветься, глохнуть, приплясывать.

Образец: доработать

1. Окончить работу, проработать до какого-либо времени (доработать до пенсии). Аспектуальное значение – конец действия, завершительный, финитный способ действия.

2. Работая над чем-либо, довести до нужного уровня, до состояния полной готовности. (Доработать роман). Аспектуальное значение – результат действия, результативный способ действия.

3. доработать ← работать не является видовой парой (глаголы различаются лексическим значением).

3. От глагола говорить образуйте глаголы, обозначающие а) начало действия; б) завершение конечной фазы действия; в) действие, ограниченное по времени и полноте проявления; г) действие, охватывающее определенный промежуток времени; д) интенсивное и длительное действие, вызывающее удовлетворение; е) многократное действие; ж) прерывистое действие; з) сопроводительное действие.

Литература

1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 173-177.

2. Русская грамматика. Т. 1.– М., 1980.– С. 583-611.

3. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. — Л., 1967.– С. 12-27.

 


ЗАНЯТИЕ №6

Тема: Переходность и возвратность глагола

Теоретические вопросы:

1. Переходность как лексико-синтаксическое свойство русского глагола. Переходные и непереходные глаголы, их семантические, синтаксические, словообразовательные и морфологические признаки.

2. Возвратные глаголы и их отношение к соответствующим невозвратным. Возвратные глаголы, образованные от переходных и непереходных глаголов, их семантические и морфологические отличия. Непроизводные возвратные глаголы.

3. Группы возвратных глаголов по значению.

Практические задания:

1. Укажите, переходным или непереходным являются глаголы, определите способы выражения переходности:

Путь человека нельзя понять, увидев один его шаг. Он просил сперва водички, а потом просил поесть. Никогда я никого не любила, а тебя люблю. Она ничего не боялась и хотела еще раз увидеться с Инсаровым. Все вокруг блестело и лоснилось после дождя. Почти всю ночь не спал Жилин. Кравцов увидел, что огонь был точен. После операции она стала хорошо видеть. Подснежник через день завянет.

2. Определите, как образован возвратный глагол (от переходного глагола, непереходного глагола, непроизводный, утративший мотивированность), у глаголов, образованных постфиксальным способом, укажите значение постфикса –ся:

Дом строится плотниками. Новый город быстро строится. Сосед закупает кирпич, доски, цемент – он строится на новом месте. Солдаты строятся в шеренгу. Листья жгутся дворниками. Листья крапивы жгутся. Поезд останавливается машинистом. Поезд здесь не останавливается. Детишки не боялись, что родители будут беспокоиться или ругаться. Они купались, резвились, брызгались водой, хвастались ловкостью и смеялись. С утра побрился, оделся по-походному, собрался в дорогу. Мы любовались, как снег переливается на солнце. Пассажиры толкались, переругивались, цеплялись за поручни. Глаза увлажнились слезами, сердце сжалось от восторга. На вагонной полке плохо спится. Сажа пачкается. Не надо печалиться. Не родись красивой.

 

Литература:

1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 177-179.

2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л.. Русский глагол. -Л., 1967.- С. 156-167.

3. Виноградов В.В.. Русский язык...– М..1986.– С.486-498.

4. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. – С. 614,617.


ЗАНЯТИЕ №7

Тема: Категория залога

Теоретические вопросы:

1. Причины многообразия исследовательских подходов к залогу русского глагола. История изучения залога. Концепции залога в истории русской грамматики.

2. Залог как морфолого-синтаксическая категория русского глагола, его отношение к функционально-семантической категории залоговости. Залоговые отношения и неоднозначность их научного определения. Значения форм залога.

3. Теория трех залогов, ее научное обоснование. Подход к залогу как грамматической категории классификационного типа. Средне-возвратный залог, его специфика в выражении залоговых отношений. Многозначность возвратного глагола и залог (по уч. под ред. А.И. Тихонова, Н.М. Шанского, с. 180-184).

4. Теория двух залогов, ее научное обоснование. Подход к залогу как словоизменительной категории. Залог и парадигма глагольного слова. Омонимия страдательных форм и возвратных глаголов (уч. под ред. Л.А. Новикова, § 126).

Практические задания:

1. Определите, являются глаголы однозалоговыми или двузалоговыми (по теории 2 залогов): нести, стучать, лихорадить, бить, смеяться, строить.

2. Определите залог в соответствии с теориями 2 и 3 залогов:

Тихо набегал утренний ветерок, колыхал высокую траву. Эту ночь ему плохо спалось. Здесь выращивается высококачественное зерно. Тропинка вьется ужом. Всякое дело человеком ставится. Не силою дерутся, а умением. Эта гипотеза давно обсуждается учеными.

3. От приведенных глаголов образуйте (если это возможно) возвратные глаголы. Составьте предложения, употребив данные и производные глаголы в разных залоговых значениях: подписывать, сверкать, наматывать.

 

Литература:

1. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. -М., 1981. §70-71.

2. Современный русский язык / под ред. Л.А. Новикова. -СПб., 1999. § 124-126.

3. Современный русский язык (П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков). -М., 2000. С. 324-326.

4. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 180-184

5. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол.-Л., 1967. -С. 150-167.

6. Виноградов В.В.. Русский язык...– М..1986.– С.466-486.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: