ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ
Парадоксальность эссе
Парадокс –
Роль парадокса состоит в его способности разрушать привычные стереотипы восприятия (Дмитровский).
Вырабатывая свое отношение кдействительности, эссеист подвергает сомнению опыт предшественников,общественные стереотипы, все привычные, а тем более навязываемыеточки зрения — чтобы посмотреть на мир другими глазами (Ратькина).
В эссе возможен, допустим и приветствуется любой нестандартный ход мысли, так как природа и функции этого жанра и заключаются в самой возможности экспериментировать (Кайда).
2. Широкая информированность, глубокое знание темы. «Правило эссе — развертывать тему максимально широко, с присутствием всех точек зрения» (Ратькина).
«Эссе может быть философским, беллетристическим, критическим, историческим, автобиографическим..., но суть в том, что оно, как правило, бывает всем сразу. Указанные свойства могут по-разному соотноситься в нем, что-то преобладать, что-то отступать в сторону, но в принципе все существующие области сознания способны превращаться в составляющие эссеистического произведения» (Эпштейн).
Эссеист использует «разнообразные способы постижения мира» (Эпштейна).
К способам постижения мираученые относят моральную проповедь, философский трактат, интимное признание, вымышленную сценку, умозрительное построение, бытовую зарисовку, образ, понятие, факт, вымысел, гипотезу, практический совет, мнение, пример, физиологическое наблюдение, нравоучение, вспоминание, комментарий к сочинениям других авторов, афористическое обобщение и мн. др.
Эпштейн: «Вот несколько фраз, взятых с одной страницы монтеневского заключительного эссе «Об опыте», — они принадлежат как бы разным типам словесности:
|
Философское умозрение: «Мы слишком много требуем от природы, надоедая ей так долго, что она вынуждена лишать нас своей поддержки... устав от наших домогательств, природа препоручает нас искусству».
Заметка из дневника: «Я не очень большой любитель овощей и фруктов, за исключением дынь. Мой отец терпеть не мог соусов, я же люблю соусы всякого рода».
Художественный образ: «Мне особенно противно недостойное соединение богини столь бодрой и веселой с этим божком плохого пищеварения и отрыжки, раздувшимся от винных паров».
Практический совет: «Я полагаю, что правильнее есть зараз меньше, но вкуснее, и чаще принимать пищу».
Физиологическое наблюдение: «Я согласен с теми, кто считает, что рыба переваривается легче мяса».
Воспоминания: «С юных лет я порою нарочно лишал себя какой-либо трапезы...»
Комментарий к сочинениям других авторов: «Я согласен с тем же Эпикуром, что важно не столько то, какую пищу ты вкушаешь, сколько то, с кем ты ее вкушаешь».
Афористическое обобщение: «Приятное общество для меня — самое вкусное блюдо и самый аппетитный соус».
Проведенный анализ позволяет М.Н. Эпштейну сделать вывод:
«Перед нами целостный опыт отношения данного субъекта к данному объекту, в данном случае — Монтеня к еде; он пользуется всеми возможными способами выражения, — теми, что присущи и высокой философии, и кулинарной книге, и аллегорической поэзии, и записной книжке. Тут есть и практические рекомендации, и теоретические умозаключения; общее и единичное; абстрактное и конкретное; воспоминание о прошлом и наставление на будущее».
|
К этой мысли автор возвращается неоднократно:«Моральная проповедь» и «философский трактат», интимное признание и вымышленная сценка, умозрительное построение и бытовая зарисовка — все это входит в возможности эссеистического жанра, единственная «обязанность» которого состоит в том, чтобы одновременно и попеременно пользоваться всеми этими возможностями, не абсолютизируя ни одну из них — потому что тогда эссе превратится в статью или дневник, рассказ или проповедь. Многожанровость и даже междисциплинарность — не только право, но и долг эссеистического творчества».
Разные способы выражения содержания:
Понятие
Факт
Афористическое обобщение
Ссылка на мнение (цитирование)
Комментарий
Оценка
Наблюдение
Отвлеченное рассуждение
Нравоучение
Вспоминание
Вымысел
Гипотеза
Образ
Пример
Практический совет
Бытовая зарисовка
Моральная проповедь
Интимное признание
Комментарий к сочинению другого автора.
Эссе ученика 11 классана тему «Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?» Определите, какие способы отражения действительности использовал автор эссе.
Роль литературы в человеческой жизни, безусловно, огромная. Именно с прочтения первых книг, сказок, начинает формироваться личность, моральные понятия и нравственные ценности.
Если человек не читает художественную литературу, значит, он не мыслит и в некоторой степени перестает быть личностью. Благодаря первым в нашей жизни книгам, на мой взгляд, зарождается основа истинного осознания, что есть «хорошо» и что есть «плохо». Взрослея, с их помощью мы выстраиваем нашу жизненную позицию.
|
Тысячи произведений настоящего и прошлого меняют наше сознание, характер и поступки. Люди находят что-то общее между собой и персонажами произведений, учатся у них, учитывая ошибки, совершенствуя свои действия. Создают свою личность.
Таким образом, именно благодаря литературным произведениям человек, происходит становление человека как личности: мы начинаем понимать, в чем состоит разница между добром и злом, как складываются взаимоотношения в обществе, что собой представляет внутренний мир людей. Без книг будут утрачены все нравственные ценности. Ведь главная цель художественной литературы - это развитие человеческой личности. Книги – это наши учебники и помощники в жизни.
Анализ начального фрагмента эссе М.Н. Эпштейна «О ритуалах»:
Американская жизнь издалека представляется этаким разгулом демократии. На самом деле нет ничего более чуждого демократии, чем разгул. Скорее, демократия - это ритуал, сообща выработанный и довольно условный способ поведения, которого лучше всего добровольно придерживаться. Можно и отступить - никто насильно не удерживает, но раньше или позже поймешь, что лучше было все-таки не отступать. Это поняли, в частности, молодые бунтари 60-х годов, которые сначала решили, что можно жить иначе, но потом все равно вернулись к нормам и порядкам так называемого «истеблишмента».
Американская жизнь издалека представляется этаким разгулом демократии (наблюдение). На самом деле нет ничего более чуждого демократии, чем разгул (мнение). Скорее, демократия - это ритуал, сообща выработанный и довольно условный способ поведения, которого лучше всего добровольно придерживаться (определение понятия). Можно и отступить - никто насильно не удерживает, но раньше или позже поймешь, что лучше было все-таки не отступать (комментарий). Это поняли, в частности, молодые бунтари 60-х годов, которые сначала решили, что можно жить иначе, но потом все равно вернулись к нормам и порядкам так называемого «истеблишмента» (пример).
2. Интеллектуальный характер эссе.
Эссе относится к "литературе анализа", "литературе идей" (Лямзина).
А. Определение понятия.
Логическое определение
ВДОХНОВЕНИЕ, -я, ср. Творческий подъем, прилив творческих сил. (словарь Ожегова).
Риторическое определение
Вдохновение есть расположение души к живому восприятию впечатлений…» (Пушкин).
Вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой (Чайковский).
Вдохновение – состояние душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы (Паустовский).
Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок (Паустовский).
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке (Анатоль Франс).
Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений (Дени Дидро)
Риторические определения, созданные учащимися:
Мечта – это лодка, которая может унести далеко-далеко.
Мечта – это крылья, они поднимут вверх и помогут достичь невероятных высот.
Одиночество – мир, где я и только я.
Дом – гнездо, в котором тепло всем: и взрослым птицам, и птенцам.
Совесть – свет, который направляет к Богу.
Дружба – это равноправие, в ней нет старших и младших.
Ссора – тайм-аут в отношениях.
Сила – возможности, которыми можно пользоваться, руководствуясь заповедью: не навреди.
Каникулы – счастье, счастье, счастье!