Мигунова С.С. Учимся писать риторическое определение. – Русская словесность. – 2016. -№ 1.




 

Эпштейн «О ритуалах».

Демо­кратия -

Ритуал -

Улыбка -

Революция –

Логическое определение Риторическое определение
Демо­кратия. 1.Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. 2. Принцип организации коллективной деятельности, при отором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива. 1.Демо­кратия - это ритуал, сообща выработанный и до­вольно условный способ поведения, которого лучше всего добровольно придерживаться. 2. Демократия - это не только система убеждений, это прежде всего способность договариваться о правилах - и совместно их соблюдать, т. е. устанавливать ритуал, удобный для всех.
Ритуал. Установленный порядок действий. Ритуал - способ экономии времени и усилий.
Улыбка. Мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие или насмешку и другие чувства. Улыбка — главный американский ритуал и содержание всех форм поведения, точнее, форма всех содержаний.
Революция. 1.Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти. 2.Коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одногокачественного состояния к другому. Революция - все та же попытка пройти без очере­ди, пренебречь ритуалом.

Б. Сравнение.

В. Пример.

«... эссе обращается к самым разным темам: от мимолетной встречи со старым знакомым до смысла жизни. Парадоксзаключается в том, что, даже ища ответы на метафизические вопросы,эссеист не погружается в мир абстракций, не теряется в беспредельностирассматриваемой проблемы. В принципе эссе может бытьпосвящено вселенной, истине, красоте, субстанции — все равно этитемы утратят всеобщность, приобретут конкретность самою волеюжанра» (Ратькина).

«Автор отбирает такие факты и так всесторонне их рассматривает, что они сами по себе, казалось бы, единичные, приобретают в фило­софском контексте новый обобщенный смысл» (Кайда).

Для эссе характерно использование нескольких примеров подряд, «в итоге выстраиваются грандиозные иерархии примеров и обобщений».

М.Н. Эпштейн показывает, как используются примеры в первом эссе Монтеня. Сначала формулируется общая мысль: «Различными средствами можно достичь одного и того же ». Начало эссе конкретизирует общее положение: «Если мы оскорбили кого-нибудь, то самый обычный способ смягчить его сердце — это растрогать его своею покорностью. И, однако, отвага и твердость — средства прямо противоположные — оказывали порою то же самое действие ». А далее следует несколько примеров, иллюстрирующих возможность достижения цели различными средствами:

Пример 1. Эдуард, принц Уэльский … оставался глух к воплям народа, женщин и детей, обреченных на бойню ….

Пример 2. Скандербег, властитель Эпира, погнался как-то за одним из своих солдат, чтобы убить его; тот, после тщетных попыток смягчить его гнев униженными мольбами о пощаде, решился в последний момент встретить его со шпагой в руке. Эта решимость солдата внезапно охладила ярость его начальника, который, увидев, что солдат ведет себя достойным уважения образом, даровал ему жизнь.

Пример 3. Император Конрад III, осадив Вельфа, герцога Баварского, не пожелал ни в чем пойти на уступки,хотя осажденные готовы были смириться с самыми позорными и унизительными условиями

На основе приведенных примеров автор делает обобщение: В общем, можно вывести заключение, что открывать свое сердце состраданию свойственно людям снисходительным, благодушным и мягким. Напротив, оставаться равнодушным к слезам и мольбам и уступать единственно из благоговения перед святынею доблести есть проявление души сильной и непреклонной (Монтень).

Подача примеров в эссе.

Примеры не только коротко подтверждают мысль автора. Примеры в эссе – своего рода вставные эпизоды, маленькие рассказы. Приведем полностью первый пример из эссе Монтеня: «Эдуард, принц Уэльский, тот самый, который столь долго держал в своей власти нашу Гиень, человек, чей характер и чья судьба отмечены многими чертами величия, будучи оскорблен лиможцами и захватив силой их город, оставался глух к воплям народа, женщин и детей, обреченных на бойню, моливших его о пощаде и валявшихся у него в ногах, пока, подвигаясь все глубже в город, он не наткнулся на трех французов-дворян, которые с невиданной храбростью одни сдерживали натиск его победоносного войска. Изумление, вызванное в нем зрелищем столь исключительной доблести, и уважение к ней притупили острие его гнева и, начав с этих трех, он пощадил затем и остальных горожан».

- Сформулируйте основную информацию примера.

- Определите, какая еще информация содержится в примере.

- найдите примеры в эссе Эпштейна «О ритуалах». Проанализируйте их содержание и подачу в структуре эссе.

Еще один жанрообразующий признак эссе - свободная композиция.

«Впечатление жанровой сво­боды создается действительным отсутствием жестких композиционно-речевых схем», «… движение мысли в эссе свободное» (Кайда).

«Эссе принципиально противится любому эстетическому (художественному) оформлению» (Дмитровский).

Дмитровский выделяет три основных вида эссе по типу композиционного построения:

Второй тип - циклический - строится по принципу «каталога». Дмитровский характеризует его следующим образом: «Автор эссе с первых же строк заявляет определенную мысль (иногда даже, как часто поступал Монтень, начинает эссе с цитаты или крылатого выражения, парадокса), а затем проверяет ее истинность или ложность; или приводит какую-либо ситуацию, поступок и пытается, сравнивая подобные случаи между собой и с личным жизненным опытом, понять, угадать скрытый смысл (причину). По ходу размышления он мысленно проходит через различные обстоятельства, в которых его мысль многократно преломляется и проявляет свои скрытые, потаенные качества. И в конце размышления, приходя к заявленному в начале постулату, мысль обогащается новым содержанием. (Дмитровский. В статье: Проблемы массовой коммуникации. - с. 16 - 17).

 

Анализ классических эссе позволяет Эпштейну выделить разные варианты подачи текстовых компонентов: «идея — и ряд ее иллюстраций»; «образ— и ряд его интерпретаций»; «разные поступки — одно следствие»; «один поступок — разные следствия» и др.

 

Рассмотрим, как строится начальный фрагмент эссе Эпштейна «О ритуалах»:

Американская жизнь издалека представляется эта­ким разгулом демократии. На самом деле нет ничего более чуждого демократии, чем разгул. Скорее, демо­кратия - это ритуал, сообща выработанный и до­вольно условный способ поведения, которого лучше всего добровольно придерживаться. Можно и отступить - никто насильно не удерживает, но раньше или позже поймешь, что лучше было все-таки не отступать. Это поняли, в частности, молодые бунтари 60-х годов, которые сначала решили, что можно жить иначе, но потом все равно вернулись к нормам и порядкам так называемого «истеблишмента».

Недавно я побывал на антивоенной демонстрации перед Белым домом. Молодые люди позорили президента, упрекая его папашу за то, что он во время «не убрал», заделывая сыночка. Криков и поношения было вдосталь, многочасовая толпа бурлила, пела, скандировала, проходя мимо главного дома страны. И никто не усомнился, что, несмотря на море глупостей и пошлостей, это была демократия.

Потом я возвращался домой пo пути с одним из демонстрантов. Он продолжал бить в свой тамбурин и выкрикивать лозунги, но когда мы подошли к перекрестку, у которого горел красный свет, он остановился и стал ждать, хотя улица была пуста. Многие ли согласятся, что и это была демократия — другая, необходимая ее грань? Для недовольного американца и демонстрация протеста, и остановка перед светофором были элемен­тами ритуала, без которого демократия становится без­удержной стихией. А меня, законопослушного сторонни­ка американского правительства, ноги сами еще по со­ветской привычке понесли через пустую улицу на крас­ный свет. Так кто же из нас более опасен и антисоциа­лен: он, поносивший президента в рамках закона, или я, преступивший пусть маленький, но закон?

Демократия - это не только система убеждений, это прежде всего способность договариваться о правилах - и совместно их соблюдать, т. е. устанавливать ритуал, удобный для всех.Ритуал - способ экономии времени и усилий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: