Обучение детей начальной школы, решению задач с использованием материала о профессиях




Автор статьи:
Сероева Е.М.
Учитель начальных классов
МБОУ К-ДСОШ

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных жизненно-практических задач, которые приходится решать человеку. Надо признать справедливость слов К. Д. Ушинского: «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет», так как возможность заниматься любимым делом - непременное условие счастья человека.

Необходимость профориентации отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где указывается, что школьники должны ориентироваться в мире труда и профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития природы и общества. Важнейшим условием успешной профориентации является формирование интереса к профессии. В данной ситуации необходима организация формирования представлений о профессиях на протяжении всего периода обучения в школе. Уже в 1-4 классах необходимо начинать работу по формированию у ребенка готовности сделать в будущем осознанный выбор профессии. В 7- 10 лет представления ребенка о профессиях недостаточны, так как его жизненный опыт дал лишь минимальные знания о профессиях его окружения - работа родителей и ближайших родственников, но и об этих профессиях он знает, как правило, поверхностно. В процессе работы по формированию представлений о профессиях происходит профессиональное самоопределение, нахождение своего места в мире профессий, а также нахождение личностного смысла при выполнении работы.

Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам, в частности к такому предмету как математика. Интерес к математике обуславливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, так одним из результатов освоения обучающимися математики должно стать «приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач». Это обусловлено тем, что уровень сформированности таких умений оказывает влияние на эффективность обучения детей, а также на процесс личностного развития в целом.

Названия профессий встречаются на уроках литературного чтения и окружающего мира. На уроках математики, через задачи мы получаем достаточно много информации, которая пригодится нам в жизни. Однако с профессиями на уроках математики мы сталкиваемся крайне редко. Придя к этим выводам, интересно посмотреть на возможность использования на уроках математики материала о профессиях в задачах.

Методисты М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Т.Е.Демидова, А.П.Тонких и другие рассматривают разные способы обучения детей решению задач. Однако задачи, предлагаемые в учебниках авторов Л.Г. Петерсон, М.И. Моро, В.Н. Рудницкой, С.В.Степановой, С.И. Волковой не содержат примеров наполнения содержания задач материалом, связанным с профессиями.

Мы пошли другим путем, привить интерес к математике в частности к решению задачам, через мир профессий. Через личный опыт ученика. Учащиеся совместно с родителями изготовили листовки «Моя будущая профессия», где коротко изложили суть данной профессии, основной вид деятельности, чем полезна для общества.

Каждый учащийся класса выступил со своим мини-проектом. Далее мы с ребятами обсудили, нужна ли математика в ваших профессиях? Составили задачу об одной выбранной профессии, самую простую: «Врач-это человек, который лечит заболевших людей и назначает им лечение. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 г 3 раза в день в течение 15 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 1 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?»

Безусловно, детям понравился такой поворот событий, они начали решать такую, простую на первый взгляд, задачу, составленную самостоятельно.

Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. В начальной школе решаются, главным образом, сюжетные, текстовые задачи. Они являются моделями количественной стороны жизненных явлений. Решению таких задач уделяется большое внимание при обучении младших школьников.

На каждый вид ребята составляли задачи о выбранной профессии. Сначала это была совместная работа ученик-учитель, ученик-ученик. Затем подключились к этой работе родители. Сейчас в нашем банке уже более 50 разных задач.

«1. Повар – это важная профессия. В его обязанности входит приготовление пищи. В школьном столовой, повар, на каждого учащегося полагается 40 г сахара в день. В школе 108 учащихся. Сколько килограммовых упаковок сахара понадобится на всех учащихся на неделю?

2. Продавец нужная и сложная профессия. Продавец должен уметь красиво и правильно расставить товары на полках, следить за порядком в магазине или в отделе. Продавцы украсили витрину магазина 30 синими шарами, а красных в 2 раза больше чем синих. На сколько, больше красных шаров, чем синих ушло для украшения витрины?

3. Водитель - в его работе очень важна математика. Водитель пользуется арифметическими действиями, подсчитывая количество потраченного бензина на пройденные километры, и с какой скоростью нужно ехать, чтобы во время оказаться на месте. Таксист за две недели проехал 1000 км. Стоимость 1 литра бензина — 65 рублей. Средний расход бензина на 100 км составляет 7 литров. Сколько рублей потратил таксист на бензин за эти две недели?

4. Швея в мастерской приняла 10 заказов. Нужно сшить 7 сарафанов для девочек 3 класса, а брюк для мальчиков на 3 меньше, чем сарафанов. Сколько всего изделий нужно сшить швее?»

На основании вышеизложенного, можно предложить рекомендации по организации обучения решению задач, способствующих знакомству младших школьников с профессиями. Проведение классных часов с применением наглядных пособий, экскурсий и выставок не только повлияют на культуру школьников, обогатят их знаниями о разных видах деятельности, но и позволят повысить эффективность проведения процесса обучения решению задач.

Ссылки на источники

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ivo.garant.ru/#/document/197127/paragraph/2644:0

2. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий / Т. Л. Александрова // Социологические исследования.Баракина Т.В. Обучение младших школьников решению составных задач с пропорциональными величинами // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 43-46

3. Козловой С.А. Авторская программа по математике / С.А. Козловой, А.Г. Рубина, Т.Е. Демидовой «Математика». Образовательная система «Школа 2100», - М.: Просвещение, 2011. – 149 с.

4. https://minobr.rkomi.ru/content/9621/17.08.2013_proforient_1_4.pdf

5. https://infourok.ru/sbornik-zadach-matematika-v-moey-buduschey- professii-1515463.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: