Модульная сетевая программа обучения волонтеров
По формированию навыков сопровождения лиц с инвалидностью
«Инклюзивное волонтерство в университете»
Тюмень, 2019 г.
Цель и задачи реализации программы
Цель Программы – развитие у будущих волонтеров из числа студентов вузов-партнеров инклюзивной культуры и компетенций, необходимых для взаимодействия с людьми с инвалидностью и их сопровождения, организации добровольческого движения в сфере инклюзии в вузе.
Задачи:
1. Формировать знания теоретических и нормативно-правовых основ инклюзивного волонтерства.
2. Способствовать осознанию слушателями ценности инклюзии и этики взаимодействия с людьми с инвалидностью.
3. Содействовать освоению способов взаимодействия волонтеров с людьми с инвалидностью и их сопровождения в зависимости от особенностей и потребностей.
4. Развивать проектные и лидерские компетенции волонтеров.
5. Способствовать осознанию студентами роли и моделей деятельности добровольца в инклюзивном образовании, своей роли в инклюзивном волонтерстве.
6. Содействовать развитию инклюзивного добровольческого движения в вузах регионов Российской Федерации, расширению ресурсов организации добровольческой деятельности, созданию межвузовской сети инклюзивных волонтерских объединений.
Нормативные документы, на основании которых разработана Программа:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
Трудоемкость обучения
Трудоемкость программы составляет 36 часов, из них: 22 ч – аудиторная работа, 10 часов – самостоятельная работа, 4 часа – итоговая аттестация. Форма итоговой аттестации – зачет.
Форма обучения
Программа организуется в очной, очно-заочной или заочной форме (определяется вузом, реализующим программу) с использованием дистанционных образовательных технологий.
Первый (базовый) модуль организуется, как правило, в дистанционной форме (вебинары, видеолекции, элементы МООК и т.п.) и предполагает изучение научно-теоретических основ деятельности волонтера при сопровождении лиц с инвалидностью, основы волонтерской деятельности в сфере инклюзии, основы инклюзивной культуры и социального проектирования.
Второй (вариативный) модуль – практикоориентированный, организуется, как правило, в очном формате и направлен на формирование компетенций, необходимых волонтеру для осуществления сопровождения лиц с инвалидностью и самостоятельной добровольческой деятельности. Может быть организован в формах: семинаров, тренингов, мастер-классов, слетов, форумов и т.п.
Самостоятельная работа слушателей предполагает изучение учебно-методических материалов, подготовку к практическим занятиям и итоговой аттестации. Организуется в дистанционном формате с использованием электронных образовательных ресурсов в рамках курса.
Формы и методы организации лекционных и практических занятий, самостоятельной работы определяются вузом, реализующим программу.
Категория слушателей программы
Основная категория слушателей – студенты вузов-партнеров (не менее 2-х студентов от каждого вуза).
В качестве слушателей также могут выступать: студенты и преподаватели вузов-партнеров, члены молодежных волонтерских организаций, руководители добровольческих организаций, движений, представители региональных отделений всероссийских обществ, работающих с людьми с инвалидностью.
Основанием к зачислению является письмо-заявка от администрации вуза-партнера и регистрация слушателей на портале инклюзивноеобразование.рф.
Документы, предоставляемые слушателями, определяются нормативными документами вуза, реализующего программу.
Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы слушатели приобретают следующие компетенции:
− знания теоретических и нормативно-правовых основ инклюзивного волонтерства;
− понимание и осознание ценности инклюзии и этики взаимодействия с людьми с инвалидностью;
− способность и готовность к взаимодействию с людьми с инвалидностью и их сопровождению в зависимости от особенностей и потребностей;
− умения разработки и реализации проектов и организации событий инклюзивной направленности;
− осознание роли и моделей деятельности волонтера в инклюзивном образовании, понимание своей роли в инклюзивном добровольчестве;
− способность включаться в добровольческую деятельность и организовывать ее, в том числе с людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
6. Учебный план
№ п/п | Наименование модулей/тем | Количество часов | Всего часов | ||
Лекционные занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Модуль 1. Инклюзивное волонтерство как форма социальной активности молодежи | |||||
1.1 | Традиции и современные практики волонтерства | ||||
1.2 | Инклюзивная культура как основа компетентности волонтера | ||||
1.3 | Организация инклюзивного волонтерства в вузе | ||||
Модуль 2. Практика взаимодействия в инклюзивном волонтерстве[1] [2] [3] | |||||
2.1 | Технологии взаимодействия и сопровождения в инклюзивном волонтерстве | ||||
2.2 | Практикум по социальному проектированию | ||||
Итоговая аттестация | |||||
Итого часов |
Содержание программы
Модуль 1. Инклюзивное волонтерство как форма социальной активности молодежи