Цель занятия – создание психологом условий для понимания родителями особенностей детей с особыми познавательными потребностями и выстраивания конструктивных взаимодействий с ними.
Задачи:
• сообщить родителям знаний о специфических особенностях детей с особыми познавательными потребностями;
• создать условия для возникновения глубокого понимания родителями своих детей и уважения к ним;
• повысить компетентность родителей в решении задач воспитания детей с особыми познавательными потребностями.
Тест «О плохой погоде и нестираных носках»
Ведущий. Вы перенеслись назад — во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор.
Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?
1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»
2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».
3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».
4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».
Ключ
Эта ситуация — прекрасный пример тех мелких стрессов, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни: ежедневная монотонная работа, плохая погода. Ваш ответ по поводу неудачного для стирки дня — это измеритель уровня стресса, который вы чувствуете в своей жизни.
1. «О нет, это, вероятно, шутка! Это значит, что я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»
Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.
Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».
Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.
Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».
Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.
Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».
Уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.
Знакомство и представление участников.
Ведущий: Давайте познакомимся таким образом: пусть каждый представится так, как ему хочется, чтобы его называли во время нашего занятия, и скажет два – три слова о ребёнке или подростке, ради которого он пришёл на это занятие, а так же – что больше всего Вас беспокоит в отношениях с вашим ребёнком в настоящий момент.
Знакомство с особенностями детей с особыми образовательными потребностями
Сегодня мы с вами поговорим о наших детях, детях с особыми образовательными потребностями.
Наблюдения и психодиагностические исследования учащихся начальных классов с задержкой психического развития позволили выявить у детей младшего школьного возраста следующие общие особенности познавательной деятельности:
· дети избегают поисковой активности,
· не ставят вопросов ни перед собой, ни перед взрослым.
· отличаются несобранностью, невнимательностью,
· практически полностью отсутствует готовность к волевым усилиям,
· крайне низкая работоспособность.
· небольшая продуктивность памяти;
· непрочные и бессистемные знания.
В тоже время у этих учащихся были выявлены следующие поведенческие отклонения:
· не принятие школьных требований;
· низкий уровень продуктивности в учебной работе;
· слабокритичность к себе в учебе и поведении;
· повышенная импульсивность или выраженная «тормозимость»;
· несобранность во время уроков, отвлекаемость
· повышенный уровень агрессии.
- Упражнение «Знаем ли мы своих детей»
Психолог: «Сейчас, каждый из Вас разделив листок бумаги пополам на одной части напишут то, что Вам нравится в Вашем ребёнке, а на другой части – то, что не нравится. Затем попробуем проанализировать какая колонка получилась больше и почему». Обсуждение
- Упражнение «Когда он».
Участникам предлагается вспомнить самую яркую положительную эмоцию, связанную с его ребенком, и изобразить ее на листе бумаги. При этом постараться сосредоточиться на этом чувстве и привязать его к определенному стилю поведении ребенка.