Влияние потребительства на динамику потребностей в современном обществе




Кафедра международного туризма и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние потребительства на динамику потребностей в современном обществе

 

Работу выполнил _____________________________________ И.М. Рожков

Факультет географический, направление подготовки 43.03.01– Сервис, 1 курс

 

Научный руководитель

канд. социол. наук ___________________________________ Д.В. Жаворонков

 

Нормоконтролер,

канд. социол. наук____________________________________ Д.В. Жаворонков

 

Краснодар 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

1 Понятие и виды потребностей. 5

2 Анализ динамики потребностей современного общества. 15

3 Механизм влияния потребительства на динамику потребностей в обществе. 18

Заключение. 26

Список используемых источников. 30

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодняшняя ситуация формирования и деформирования социальных потребностей в России находится на сложном этапе развития. Современная культура диктует человеку потребности в красивой одежде, изысканной еде, внешнем статусе и престиже, делая погоню за модой и престижем едва ли не самыми актуальными в его жизни задачами. От удовлетворения именно этих потребностей зависят занятость на рынке труда, успех, как крупного, так и малого бизнеса, развитие современной экономики, социума и культуры. Одним из определяющих факторов благополучности данного развития является исследование системы социальных потребностей в контексте современной социокультурной ситуации.

Социальные потребности, как многостороннее явление, не могут не взаимодействовать с другими социокультурными и психологическими явлениями, что предполагает необходимость их анализа на наиболее абстрактном уровне с целью дополнения совокупности теоретических знаний в области культурологии (в контексте некоторых понятий психологии, социологии, а также всеобщей системы знаний) и создания единой картины мира, соответствующей современному уровню развития науки, культуры и исторического опыта.

Степень изученности работы. В работе использовались труды следующих авторов: Г. П. Артюнина, Е. М. Бабосов, Ю. С. Борцов, В. В. Касьянов, С.Л. Ластовский, Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов, Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова, В. А. Глазырина, Г. В. Сулеманова, В. С. Ткаченко, Ильин В., Ж. Т. Тощенко, С. Н. Яременко, С. Я. Подопригора, И. В. Тумайкин

Цель данной работы изучить влияние потребительства на динамику потребности в современном обществе. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Описать понятие и виды потребностей

2. Провести анализ динамики потребностей современного общества.

3. Выявить механизм влияния потребительства на динамику потребностей в обществе.

Объект исследования-потребности человека. Предмет исследования-влияние потребительства на динамику потребности в современном обществе.

Методы исследования. Методами исследования в работе изучение литературы, анализ научных трудов и документов по теме исследования.

Структура работы. Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе изучается понятие и виды потребностей. Во второй главе анализируется динамика потребностей современного общества. Третья глава посвящена изучению механизма влияния потребительства на динамику потребностей в обществе.

 


1 ПОНЯТИЯ И ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ

 

Проблема потребностей носит междисциплинарный характер, поэтому необходимо остановиться на рассмотрении ряда научных подходов в изучении данной проблемы.

Экономический подход. С точки зрения этого подхода выделяются материальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря развитию материального производства. Отсюда следует, что:

- сущность потребностей заключается в объективной необходимости воспроизводства условий жизни людей;

- потребность выражает одновременно цель, результат и меру общественного производства;

- потребности рассматриваются в связи с потребительским спросом.

Спрос выступает как форма проявления потребностей, обеспеченная денежным эквивалентом. При этом спрос является важнейшим регулятором рыночных отношений.

Психологический подход. В рамках этого подхода содержится насколько направлений исследования потребностей человека:

- потребность как нужда;

- потребность как состояние;

- потребность как мотив.

С точки зрения психологии рассматривается взаимосвязь между эмоциями и потребностями человека. Потребности проявляются, прежде всего, в таких состояниях как беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность. Потребностное состояние характеризуется переживаниями, эмоциями, которые, в зависимости от уровня удовлетворения потребностей, могут быть положительными или отрицательными.

Потребность тесно связана с мотивацией деятельности. Потребность — это причина деятельности, а мотив — ее обоснование. При этом следует учесть, что одна и та же деятельность может быть связана с разной мотивацией. Например, потребность в образовании может иметь в качестве мотивации: личностный рост, социальный статус, финансовое благополучие и т.д.

Философский подход. Понимание потребностей в философском аспекте более широкое, чем в экономическом и психологическом. Понятие «потребность» раскрывается через понятия: «нужда», «необходимость», «объективное», «субъективное», «деятельность», «цель», «интерес», «ценность».

Наиболее часто встречающееся определение: «потребность» — это нужда. В чем-либо. Потребности касаются всего, что нужно для организма» того, чем в данный момент он не обладает. В таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений. Таким образом, понятие потребности как нужды сужает содержание этой категории, ведь у человека потребность связана не только с объективно существующим дефицитом необходимых жизненных веществ в организме, но и включает требования человека к условиям среды своего обитания, а также процесс осознания потребности.

Рассмотрим соотношение понятия «потребность» с понятием «необходимость». В фундаменте понятия «потребность» лежит необходимость, поскольку удовлетворение потребности — это условие самого существования биоло­гической или социальной системы.

В то же время потребность и необходимость нельзя отождествлять. Необходимость — универсальная категория, которая характеризует сущностные, глубинные связи и отношения. Что касается понятия «потребность», то оно выражает не только зависимость от внешней среды, но и отношение к ней.

Потребность отражает противоречие между необходимым и действительным, сущим и должным, наличным и желаемым. Всякая потребность представляет собой реальные противоречия, которые разрешаются благодаря деятельности человека.

Рассмотрим функции потребностей. Под функциями потребностей понимается их роль в обществе, деятельности и поведении человека. Можно выделить следующие функции:

Побудительная. Потребности выступают как движущие силы всякой деятельности, как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов.

Познавательная. В процессе потребления происходит познание объекта потребности, присущих ему качеств.

Оценочная. Потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг. Реализация потребностей тесно связана с выработкой социальных оценок явлений общественной жизни и природной среды.

Мировоззренческая функция. От характера и направленности потребностей зависит мировоззрение, образ жизни личности, социальной группы, класса. Гармоничность и разумность потребностей обусловливает сущность образа жизни человека. Разрыв между материальными и духовными потребностями, преимущественное развитие первых в ущерб вторым приводит к психологии потребительства, к вещизму, меркантильности. Узость, ущерб потребностей ведет к сужению трудовой активности, к духовно-нравственной бедности.

На основе вышеизложенных положений можно дать следующие определения потребности. Потребность— переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и возбуждающее активность человека. Это форма связи и зависимости человека от состояния внешней и внутренней среды.

Потребность — состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений — это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ — наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.

Классификация потребностей и описание законов их развития связаны с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не создано ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике — в менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью и т. п.

Для каких конкретных целей необходимо специальное изучение потребностей и какие практические проблемы оно позволяет решить?

Во-первых, теория потребностей прямо связана с мировоззрением, составляющим глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения. Какие ценности и потребности важны и весомы для общества или для отдельного человека, а какие являются иллюзорными или незначительными? Какие потребности будут в современном обществе усиливаться, а какие — отходить на второй план и отмирать? По каким законам могут возникать и развиваться новые потребности, какими окажутся средства их удовлетворения? Ответ на эти и подобные им вопросы нужен политикам, бизнесме­нам, менеджерам, сервисологам, врачам, педагогам для планирова­ния своих практических действий.

Во-вторых, наука давно признала, что в человеке присутствуют два взаимосвязанных начала — биологическое и социальное. Как они взаимодействуют и как влияют на развитие потребностей? Как в человеческом поведении сочетаются стремление удовлетворить простые биологические потребности (в пище, одежде и т. п.) и желание удовлетворить потребности более сложные, социальные (в любви и уважении, в знаниях, в реализации своих способностей, в самовыражении)? Задача одновременного удовлетворения некоего комплекса биологических и социальных потребностей человека решается практически в любом виде сервисной деятельности.

В-третьих, для работы в сфере сервиса важно понимать, как возникают потребности, что управляет их изменениями, почему они именно такие, какими мы их видим. Человек волен пожелать все, что ему вздумается, но, тем не менее, в любой социальной системе потребности упорядочены и явно формируются по каким-то законам. Каковы законы, управляющие миром потребностей? Что зависит от этих законов, а что — от субъективных желаний человека? Как воздействовать на эти желания? Проблема взаимосвязи объективных закономерностей развития общества и сознательной деятельности людей — одна из наиболее сложных в учении о человеке и обществе.

Наконец, в-четвертых, потребности имеют глубинную философскую и психологическую основу — понимание человеком смысла и цели своего существования. Люди обычно не замечают, что все их действия, в конечном счете, зависят от мировоззрения, системы ценностей, представлений о цели и смысле своей деятельности. Эти представления не только сильно различаются у разных индивидов, но и многократно меняются в течение жизни одного человека. То, что казалось важным и ценным для первоклассника, скорее всего, станет ему смешным и непонятным, когда он выйдет на пенсию. Понимание смысла своего существования и вытекающие из этого потребности сильно различаются, например, у ребенка, у женщины — матери большого семейства и у старика. Из-за таких различий этим людям часто бывает очень трудно понять друг друга. (А специалист по сервису должен понимать любого человека, который может к нему обратиться). Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю, один из классиков философии экзистенциализма (подробнее это философское направление мы рассмотрим в главе 3, § 1), даже утверждал, что концепция смысла жизни оказывается для человека гораздо важнее, чем всевозможные научные знания об окружающем мире. «Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза, — писал Камю. — В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, придававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти). Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов»[1].

Экзистенциалисты предложили свое теоретическое понимание смысла существования отдельного человека и общества в целом. Перед сервисологами – практиками стоит в чем-то более сложная задача: понять меняющиеся представления о смысле своего существования у каждого отдельного человека (и ребенка, и взрослого, и пожилого человека), проанализировать зависящую от этих представлений систему потребностей и предложить эффективные, взаимовыгодные технологии удовлетворения этих потребностей.

Потребности являются силой, которая движет нашим поведением и делами. Их происхождение имеет биологические и социальные предпосылки. К биологическим относятся те потребности, без удовлетворения которых невозможна дальнейшая жизнь и развитие человека. Социальные потребности возникают в зависимости от того в каком обществе живет и работает человек и какой социальный статус он имеет. Несмотря на то, какую форму нужд испытывает человек, их формирование и осознание происходит по одному сценарию в несколько этапов:

1 этап - формирование потребности. В этот момент психика становится особенно чувствительной к внешним раздражителям.

2 этап – неосознанное чувство нужды. У человека возникает ощущение нового состояния, появляется тревожность.

3 этап – осознание самой потребности. В этот момент в голове всплывает четкая картина самой потребности.

Основные виды потребностей можно разделить на несколько составляющих. Нужды в чем-либо может испытывать как человек, так и общество в целом. Виды человеческих потребностей более разнообразны, чем у животных. Основную группу здесь составляют органические, творческие, социальные, материальные и потребности психологического и нравственного развития[2].

Классификация видов потребностей имеет несколько вариантов. Одних только значений у человеческих нужд целых три: потребность как обозначение какого-либо объекта внешней среды, как состояние психики, и как свойства личности, которые определяют её отношение к миру. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся классификации. В ней потребности делятся на биологические, социальные и идеальные.

- биологические потребности обеспечивают существование человека как одного из видов живых существ;

- социальные потребности означают желание человека принадлежать к какой-либо группе, имя в ней свое место. Сюда же относятся потребности пользоваться уважением окружающих и быть объектом любви;

- идеальные потребности заключаются в нужде человека познавать мир, который его окружает, быть частью этого мира, а также познать смысл своего существования и назначения на этой земле.

Виды потребностей личности

Если рассматривать человека как целостную личность, то можно также выделить ряд потребностей узкого профиля. Эти потребности рассматриваются в качестве свойств психики человека. К ним относятся:

- потребность как зависимость. Заключается в зависимости организма от конкретных условий существования;

- потребность как отсутствие блага. Здесь отсутствие какого-либо блага и является потребностью. Такая нужда имеет социально-экономические мотивы;

- потребность как отклонение от уровня адаптации. Возникает в том случае, когда привычный для человека образ жизни резко меняется и возникает нехватка старого режима существования. Например, меняется место жительства, город страна и появляется нужда в возврате старых сложившихся привычек и образа жизни;

- потребность в успехе. Напрямую связана с жизненными достижениями личности. Проявляется в постоянном стремлении стать успешнее и лучше в профессиональном плане. Эта потребность сильнее выражена у женщин.

В подобных классификациях существует разделение между потребностью личности и потребностью организма. В первом случае нужды являются предметом деятельности психики, а во втором случае потребности носят биологический характер.

Еще один ряд отличий имеют виды потребностей общества. Сюда относятся те запросы, которые сформировались под влиянием времени и развития экономики. Прогресс стал причиной появления новых потребностей людей. К примеру, когда появились пейджеры и сотовые телефоны, то у многих людей появилось желание стать их обладателями. Нынешнее общество, имеющее высокую степень развития культуры, имеет не только физиологические нужды, такие как жилье, одежда, вода и пища. Характерными для общества являются потребности в общении и дружбе, в уважении со стороны различных социальных групп, а также потребность в совершенствовании способностей и саморазвитии.

С каждой сменой поколения потребности общества становятся все более высокими. Социально-экономический прогресс провоцирует возникновение все новых и новых потребностей. Соответственно растут и виды удовлетворения потребностей. Как правило, каждый из этих видов призван удовлетворять нужды социального происхождения. Например, человек желающий получить ту или иную вещи, без которой он не представляет своей жизни, сможет удовлетворить свою нужду, только купив эту вещь. На этой особенности человеческой психики зарабатывают почти все предприятия мира[3].

Со сменой поколений уровень нужд возрастает и становится принципиально другим. Стоит позавидовать нашим прадедам, которые понятия не имели что такое телефон, телевизор, интернет и бытовая техника. Раз они прекрасно обходились без всех этих вещей, стоит ли нам переживать из-за их отсутствия? С ростом экономики будут расти и запросы людей. Стоит всегда помнить об этом, если вы обнаружили в себе очередную потребность.

 

Вывод: Потребность – это желание людей приобрести разнообразные товары и услуги, которые доставляют им полезность.

Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом и личностью индивида.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

-физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);

-потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

-потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

-потребности в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

-потребности в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).


2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Рассмотрим подробнее содержание такой экономической категории, как потребность. Потребность — нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, преодолеваемого путем использования определенных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

Существует множество вариантов классификации потребностей. У экономистов одни критерии классификации, у психологов — другие, у социологов — третьи. Наибольшее распространение получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходящем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физиологические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). Потребность в безопасном физическом и эмоциональном окружении (отсутствие войн, насилия) — второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребности в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень — потребности самоактуализации (образование, религия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие — высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовлетворения потребности высшего уровня.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потреб­ности как одного человека, так всего человеческого общества невозможно удовлетворить полностью, так как они очень разнооб­разны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в законе возвышающихся потребностей. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясняются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут количественно в силу роста самого народонаселения Земли.

Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Организации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. — уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, планеты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вторых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развивается само человечество. Каждой исторической эпохе соответствовали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП способствуют формированию новых потребностей. Современное капиталистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна товаров — ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей[4].

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага являются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Благо - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэкономические и экономические блага. Неэкономические (бесплатные) блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть присвоены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую очередь явления природы — воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага — результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их количество не может удовлетворить потребности всех желающих. Такими благами являются мебель, автомобили, юридические услуги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и теоретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар — продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку. Услуга — любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.


3 МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА НА ДИНМИКУ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

 

Современный человек привык думать о себе как о производителе или потребителе, никак не совмещая эти два понятия. Но так было далеко не всегда. До индустриальной эволюции основная масса всех продуктов питания, товаров и услуг, создаваемых людьми, потреблялась самими производителями, их семьями или очень тонким слоем элиты, которому удавалось наскрести избытки для своего собственного использования.

В большинстве сельскохозяйственных обществ значительную часть населения составляли крестьяне, которые жили вместе в небольших, полуизолированных сообществах. Конечно, существовала торговля. Вырастали города, зависящие от деревень. В их центрах - рыночных площадях - осуществлялись всевозможные сделки обмена, купли и продажи, основными участниками которых были ремесленники и крестьяне. Ремесленник пытался выменять свой товар на продукты питания, дабы прокормить себя и свою семью, крестьянин же, находясь в несравнимо более привилегированном положении, пытался, как можно дешевле приобрести товары бытовой необходимости, а также орудия труда. Согласно известному французскому историку Ф. Броделю вся эта коммерция представляла собой лишь ничтожно малый элемент, если ее сравнивать с размерами продукции, производимой сельскохозяйственными рабами или крепостными для непосредственного использования ими самими. Даже в конце XVI столетия,

Индустриальная эра в истории человечества резко изменила эту ситуацию. Вместо самодостаточных по существу людей и сообществ она впервые в истории создала такую ситуацию, при которой подавляющее количество всех продуктов, товаров и услуг стало предоставляться для продажи, меновой торговли и обмена. Она создала цивилизацию, в которой никто, в том числе и фермер, не является больше самодостаточным. Каждый человек стал почти полностью зависеть от товаров или услуг, произведенных кем-то другим[5].

В раннюю индустриальную эпоху потребление развивалось достаточно медленными темпами. Обнаружилось, что новая индустриальная эра начинает все в большей степени страдать от конфликта нового вида, порожденного расколом между производством и потреблением. Рассматривая объективные факторы развития потребительства, пожалуй, стоит начать с того, что потребление изначально свойственно человеку. Биологически давно определено, что мы не можем существовать автономно, без контактов с окружающей средой, не потребляя внешние источники энергии. В этом смысле индивид всегда был зависим: первоначально, от природы, затем, с возникновением разделения труда и сложных производственных отношений, от общества и социально-экономического устройства. Можно сказать, что с возникновением человека потребление служило удовлетворению его основных, витальных потребностей в пище, в крыше над головой, в теплой одежде, в элементарных условиях быта.

Однако такова уж природа человека, что ему всегда хочется чего-то большего, поэтому с развитием производственных возможностей и потребности человека неимоверно возросли. Сначала это проявлялось в том, что древние вожди и просто зажиточные люди покупали драгоценности, казалось бы, не несших никакой функциональной нагрузки; они возводили огромные дворцы, хотя сами редко пользовались и четвертью своих владений; а их рабы ютились в маленьких лачугах, под час не имея даже возможности прокормить свои семьи. Богачи приобретали невообразимое количество различных украшений, изготовленных в арабских странах, дорогих пряностей, которые им везли из Азии, они покупали табак в тогда еще опасной Америке, кофе в дикой Бразилии.

С развитием массового производства и изобретением конвейера товары, до этого доступные только состоятельным людям, стали потребляться и простыми обывателями. Именно с начала XX в. потребительство как явление процветавшее ранее только в высших слоях общества, охватило почти все слои населения цивилизованного мира.

Возникновение потребительства вполне закономерно, оно явилось адекватным ответом потребностей людей а благополучии и комфорте на расширение возможностей добиться этого. Потребление в итоге потеряло свою основную функцию - оно перестало быть средством для продолжения жизнедеятельности живых организмов.

Рост благосостояния населения так же нес свой отпечаток и в духовной жизни людей. Уверенные в завтрашнем дне, они уже не копили деньги на “черный” день, а активно вкладывали средства в надежную, по их мнению, и быстро развивающуюся экономику своей страны. Обеспечив возможность потребления государства и крупные компании начали развивать потребительскую психологию у своего населения. Немаловажную роль сыграл в этом культурный экспорт из Соединенных Штатов, где подобная идеология была уже поставлена на поток.

В Европе в средствах массовой информации в 60-х годах активно пропагандировался стиль жизни нового общества. По телевизионным каналам транслировались рекламные ролики призывающие совершать покупки, пользоваться скидками и кредитами. Основным действующим лицом этих рекламных фильмов была молодая семья имеющая ребенка и рассчитывающая завести еще одного. Основным заказчиком этих роликов была государство, на примере семьи обучающее свое население азам экономического и социального поведения. Подобный идеал стал дублироваться и культивироваться Голливудом и многими писателями по сути отвечавшими на социальный заказ.

Население стремилось к подобным моделям поведения. Люди мечтали о тихой размеренной жизни в полном бытовом раю, где холодильник последней марки всегда будет держать продукты свежими, стиральная машина не только вычистит, но и высушит, и погладит одежду, телевизор расскажет о куче ненужных вещей, а автомобиль довезет куда угодно[6].

«Суть установки, присущей потребительству, состоит в стремлении поглотить весь мир. Потребитель - это вечный младенец, требующий соски», - писал Эрих Фромм. Потребительство - не функциональный обмен денег на товар ради его полезности, а обмен символический. Огромное количество надуманных потребностей (от электрической зубной щетки до машинки для завивки ресниц), удовлетворить которые нам предлагают различные компании, окружают нас и кажутся нам настолько же естественными, как и ежедневный утренний кофе. Мы окружаем себя вещами, единственная польза от которых это возможность обладать ими.

Самым ярким проявлением потребительства на сегодняшний день стал «шопоголизм». «Шопоголизм» - хроническое и навязчивое стремление к ненужным покупкам в неконтролируемых объемах. В подобном случае человек не думает об их надобности и не учитывает возможные последствия. Подобному «расстройству» свойственно несколько стадий развития.

Самым первым этапом является развитие ониомании (первая неожиданная и бессмысленная покупка). То есть, человек знакомиться со своими импульсивными желаниями. Именно приобретение какой-то вещи позволяет ощутить превосходство, власть, обладание. Все из-за того, что человеку свойственно такое чувство как удовлетворение. В конечном итоге получается своего рода состояние опьянения. Руководствоваться в этом случае можно, например, удовольствием. Если во время покупок человек испытывает и отрицательные эмоции (скука, раздражение, неприязнь), то, зависимость может не образовываться, так как пути для ее развития отсутствуют. Когда «шопоголизм» положительно подкреплен, то при индивидуальной предрасположенности к подобной зависимости начинает действовать новый этап, именуемый экспериментированием. Таким образом, происходит формирование индивидуальных предпочтений того, какая вещь будет приобретаться. Это то, что доставляет человеку самое большое удовольствие. К покупкам зависимый будет возвращаться с определенной периодичностью. Свою внутреннюю пустоту человек заполняет новыми покупками, а через некоторое время эффект начинает притупляться и это заставляет покупать все больше и больше. В этом случае основной целью является достижение новых вершин. Индивидуальная психическая зависимость отсутствует, если покупки совершаются нечасто. Групповая психическая зависимость будет актуальной, если покупки совершать «автоматически».

Еще один этап «шопоголизма» основывается на обсессивном влечении к покупкам. В большом количестве случаев человек фантазирует о походах по магазинам, предвкушая, что-нибудь купить. Как следствие, можно ожидать появления финансовых проблем. Окружающим людям данная стадия будет заметна, но они могут не придавать этому значения. Большие перерывы становятся главной причиной психического дискомфорта. Из симптомов у зависимых часто возникает подавленность и появляется тревога с неожиданным обострением влечения к новым покупкам. Чаще всего покупки совершаются после каждого стресса.

Четвертый этап основывается на совершении покупок по любому поводу. На данной стадии «шопоголизма» происходит потеря критичности к приобретению. Увеличивается толерантность. Человек начинает покупать в больших объемах для достижения известного эффекта. Есть большая вероятность вовлечения в свою зависимость новых людей. Можно ожидать совместных походов по магазинам и обсуждения различных покупок. Множество финансовых проблем получает критический вид. Часто появляются проблемы с окружающими. Самые зависимые этого не отрицают. На пятом этапе «шопоголизма» возникает чувство вины. Каждая покупка, и необходимая, и бесполезная не происходит без этого. Даже мысли о них приводят к ухудшению настроения. Факт зависимости осознается человеком. Он начинает себя сдерживать, однако периодических срывов сложно избежать. После стрессов тратятся суммы, которые в несколько раз превышают прошлые расходы. Свои долги «шопоголики» не способны погасить. Конечно, данное явление опасно, но, как и любая другая проблема, при желании, может быть успешна решена. Эффективность лечения зависит от стадии, на который вы будете находиться. Нельзя позволять покупкам завладеть сознанием. С их помощью только поддерживается мечта. Покупки являются только специальным средством, с помощью которого в человеке поддерживается жизнь. Таким образом, нам тепло, сухо и ощущается комфорт. Как голод и жажда, стремление к покупкам должно удовлетворяться. Новые вещи позволяют достигать новых высот для получения большего удовольствия. Небольшую и кратковременную радость от покупки можно считать ничтожной, если сравнивать с достижением истинной цели[7].

Проведенный обзор потребительства дает возможность сделать общие выводы:

- потребительство есть одно из разновидностей нефункционального спроса, т.е. потребления товара не ради его функциональных качеств или получения пользы от использования товара по прямому назначению, а ради достижения каких-то других культурных или социальных целей;

- основным фактором ра<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: