Методические рекомендации




Л.А. Боровцова

Т.О. Макарова

КАЛЕЙДОСКОП ИГР СО ЗВУКАМИ

Логопедическое пособие

Л.А. Боровцова

Т.О. Макарова

 

 

КАЛЕЙДОСКОП ИГР СО ЗВУКАМИ

Сценарии к сюжетно-ролевым играм

для старших дошкольников

с фонетико-фонематическим недоразвитием

 

Тамбов-2020

Боровцова Л.А., Макарова Т.О.

Калейдоскоп игр со звуками: Сценарии к сюжетно-ролевым играм для старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием /Боровцова Л.А., Макарова Т.О. – Тамбов, 2020. – 25с.

 

 

Логопедическое пособие «Калейдоскоп игр со звуками» разработано для введения автоматизируемых звуков в свободную речь старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Использование в логопедической практике материалов данного пособия способствует эффективному введению автоматизируемых звуков в свободную речь старших дошкольников с ФФН.

Пособие может быть использовано в практической работе учителями-логопедами, воспитателями детских садов комбинированного и компенсирующего видов, родителями, студентами дефектологических факультетов.

 

 

Л.А. Боровцова, Т.О. Макарова, 2020.

 

Содержание

 

Методические рекомендации. 5

Сюжетно-ролевая игра МАГАЗИН.. 7

Сюжетно-ролевая игра БОЛЬНИЦА.. 15

Сюжетно-ролевая игра ШКОЛА.. 22

 

 

 


Методические рекомендации

Логопедическое пособие «Калейдоскоп игр со звуками» разработано в помощь для работы учителям-логопедам, воспитателям, родителям и студентам дефектологического направления.

Данное пособие помогает в повышении эффективности логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи. В пособие включены сюжетно-ролевые игры для введения автоматизируемых звуков в свободную речь старших дошкольников с ФФНР. К каждой игре прописан сценарий, роли и необходимое оборудование.

Лексический материал сюжетно-ролевых игр наполнен автоматизируемыми звуками. Каждый звук в словах, прописанных в сценарии должен произноситься ребенком правильно, четко и громко. Помимо введения автоматизируемых звуков в свободную речь, пособие совершенствует диалогическую речь как средство общения, закрепляет лексические значения и самостоятельное употребление слов благодарности и уважения, развивает коммуникативные навыки, обогащает активный и пассивный словарный запас.

Первая сюжетно-ролевая игра, представленная в нашем пособии «Магазин». Предлагается два вида сценария, к каждому из которых прописаны роли, оборудование. Каждое слово в сценарии содержит в себе автоматизируемый звук. Буква, обозначающая этот звук, выделяется!

Вторая сюжетно-ролевая играпредставленная в нашем пособии «Больница». Предлагается три вида сценария, к каждому из которых прописаны роли, оборудование. Каждое слово в сценарии содержит в себе автоматизируемый звук. Буква, обозначающая этот звук, выделяется!

Третья сюжетно-ролевая играпредставленная в нашем пособии «Больница». Предлагается два вида сценария, к каждому из которых прописаны роли, оборудование. Каждое слово в сценарии содержит в себе автоматизируемый звук. Буква, обозначающая этот звук, выделяется!

Перед каждой сюжетно-ролевой игрой с детьми необходимо проводить предварительную работу, которая прописана в каждом виде сюжетно-ролевой игры.

 

 

 


 

МАГАЗИН


 

Оборудование:

по Л кипри Л авок

 

 

ка СС а деньги

 

Одежда:

фа Р тук Ш апо Ч ка

Продукты:

 

 

С аха РСЛ ива С ок

 

С ы Р анана СС век Л а

апе Л ь С инкапу С та Ч е С нок

 

 

Р еди СЗ ефи Р а Р бу З

Куку Р у З аогу Р е Ц пе Р е Ц

Ш око Л адви Ш няг Р у Ш а


 

бак Л а Ж ане Ж евикамо Р о Ж еное

бу Л о Ч ка Л имон Л ук

 

к Л убникама Л инака Р тофе Л ь

 

 

г Р ибы

я ЙЦ о

Й огу Р т

 

Предварительная работа: распределение ролей, подготовка пространства для игры, оборудования; ценообразование: 5 руб. за каждый продукт с 2 автоматизируемыми звуками, 10 рублей за продукт с одним автоматизируемым звуком.

Сценарий 1

Роли: С та РШ ийп Р одаве Ц, п Р одаве Ц, покупате Л ьп Р одуктов.

Ход игры

Старший продавец: СЛ у Ш а Й тев С е! то Л ько С егодня в на Ш еммага З ине З аво ЗСЛ едую Щ ихтова Р ов: С аха Р, СЛ ива, С ок, С ы Р, С век Л а, анана С, апе Л ь С ин, капу С та, Ч е С нок, Р еди С ка, З ефи Р, а Р бу З, куку Р у З а, огу Р е Ц, пе Р е Ц, Ш око Л ад, ви Ш ня, г Р у Ш а, бак Л а Ж ан, е Ж евика, мо Р о Ж еное, бу Л о Ч ка, Л имон, Л ук, ка Р тофе Л ь, к Л убника, ма Л ина, г Р ибы, Й огу Р т, я ЙЦ о. Ж дем в С ехпокупате Л е ЙЗ атова Р ами!

Покупатель 1:З д Р ав С тву Й те! Мо Ж но мне, по Ж а Л у ЙС та, С аха Р, С ок и апе Л ь С ин.

Продавец: З д Р ав С тву Й те! Какой С ок вы хотите? У на С е С тьанана С овы Й, апе Л ь С иновы Й, виног Р адны Й и пе РС иковы Й.

Покупатель 1: Мо Ж но мне, по Ж а Л уй С та, апе Л ь С иновы ЙС ок.

Продавец: Вот ва Ш апе Л ь С иновы ЙС ок, С аха Р и апе Л ь С ин. С ва С пятнад Ц ать Р уб Л е Й.

Покупатель 1: С па С ибобо Л ь Ш ое!

 

Сценарий 2

Роли: С та РШ ийп Р одаве Ц, п Р одаве Ц, покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [с], покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [з], покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [ц], покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [ш], покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [щ], покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [ч], покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [ж], покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [л], покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [р].

Ход игры

Старший продавец: СЛ у Ш а Й тев С е! то Л ько С егодня в на Ш еммага З ине З аво ЗСЛ едую Щ ихтова Р ов: С аха Р, СЛ ива, С ок, С ы Р, С век Л а, анана С, апе Л ь С ин, капу С та, Ч е С нок, Р еди С ка, З ефи Р, а Р бу З, куку Р у З а, огу Р е Ц, пе Р е Ц, Ш око Л ад, ви Ш ня, г Р у Ш а, бак Л а Ж ан, е Ж евика, мо Р о Ж еное, бу Л о Ч ка, Л имон, Л ук, ка Р тофе Л ь, к Л убника, ма Л ина, г Р ибы, Й огу Р т, я ЙЦ о. Ж дем в С ехпокупате Л е ЙЗ атова Р ами!

Покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [с]: З д р ав С тву Й те!

Продавец: Доб Р ы Й день!

Покупатель: Мо Ж но мне, по Ж а Л у ЙС та, С аха Р, СЛ иву и С ок.

Продавец: Какой С ок вы хотите? У на С е С тьанана С овы Й и виног Р адны Й

Ребенок должен выбрать продукт со своим звуком.

Покупатель: Анана С овы Й С ок.

Продавец: С ва С пятнад Ц ать Р ублей.

Покупатель: Вот, де РЖ ите.

Продавец: С па С ибо З а покупку!

Покупате Л ьп Р одуктов С о З вуком [з]: З д Р ав С тву Й те! Мо Ж но мне, по Ж а Л у ЙС та, З ефи Р, а Р бу З и куку Р у З у.

Продавец: Какой З ефи Р вы хотите Р о З овы Й и Л ибе Л ы Й?

Покупатель: Р о З овый З ефи Р, по Ж а Л у ЙС та.

Продавец: Вот ва Ш и покупки. С ва С пятнад Ц ать Р уб Л е Й.

Покупатель: Вот, де РЖ ите.

Продавец: С па С ибо З а покупку!


 

БОЛЬНИЦА

Оборудование:

 

ха Л ат и Ш апо Ч ка Ш п Р и Ц

таб Л етки, п Л а С ты Р ь фонендоскоп

 

С то Л и С ту Л ья вата

 

г Р аду С никта Л он к в Р а Ч у

 

таб Л и Ц ад Л я Л опато Ч ка

об СЛ едованияд Л яп Р ове Р ки

ЗР ения дете ЙЗР ения

 

 

Предварительная работа: распределение ролей, подготовка пространства для игры, оборудования; разговор о врачах, кто что делает.

Сценарий 1

Роли: г Л авны Й в РаЧ, педиат Р, мед С е С т Р а, па Ц иент.

Ход игры

Регистратура

Пациент: З д Р ав С тву Й те! Мо Ж но З апи С ать С я на п Р ием к педиат Р у?

Медсестра: З д Р ав С тву Й те! Вот де РЖ итева Ш та Л он. П Р оходите в кабинет.

Пациент: С па С ибо!

Кабинет педиатра

Пациент: З д Р ав С тву Й те!

Педиатр: З д Р ав С тву Й те, что ва С бе С покоит?

Пациент: Я З або Л е Л, у меня бо Л итго Л ова и го РЛ о.

Педиатр: Хо Р о Ш о, С е ЙЧ а С и З ме Р им вам темпе Р ату Р у, де РЖ итег Р аду С ник.

Пациент измеряет температуру градусником.

Педиатр: У ва С темпе Р ату Р а, е Щ ену Ж нопо СЛ у Ш ать Л егкие, поднима Й тема Й ку. Ды Ш ите. Не ды Ш ите. Пове Р ните С ь С пино Й. Ды Ш ите. Не ды Ш ите. Опу С ка Й тема Й ку и п Р и С а Ж ива Й те С ь. Вот вам С пи С октаб Л етоки и нап Р ав Л ение на уко Л.

Пациент: С па С ибо!

Процедурный кабинет:

Пациент: З д Р ав С тву Й те, я на уко Л.

Медсестра: З д Р ав С тву Й те, у ва С е С тьнап Р ав Л ение от в Р а Ч а?

Пациент: Коне Ч но, де РЖ ите.

Медсестра: Хо Р о Ш о, п Р и С а Ж ива Й те С ь и к Л адите Р уку на С то Л.

Пациент садится за стол, кладет руку, и медсестра делает укол.

Медсестра: Вот и в С е! Де РЖ ите ватку.

Пациент: С па С ибо!

Сценарий 2

Роли: г Л авны Й в РаЧ, докто РЛ О Р, па Ц иент.

Ход игры

Регистратура

Пациент: З д Р ав С тву Й те! Мо Ж но З апи С ать С я на п Р ием к Л О Р у?

Медсестра: З д Р ав С тву Й те! Вот де РЖ итева Ш та Л он. П Р оходите в кабинет.

Пациент: С па С ибо!

Кабинет доктоРаЛОРа

Пациент: З д Р ав С тву Й те!

Доктор ЛОР: З д Р ав С тву Й те, что ва С бе С покоит?

Пациент: У меня бо Л яту Ш и, педиат Р да Л к вам нап Р ав Л ение.

Доктор ЛОР: Хо Р о Ш о, С е ЙЧ а С по С мот Р им.

Доктор ЛОР проверяет уши пациента.

Доктор ЛОР: Вы п Р о С туди Л иу Ш и, я п Р опи Ш у вам кап Л и, таб Л етки и го Р я Ч и Й комп Р е СС.

Пациент: С па С ибо!

Сценарий 3

Роли: г Л авны Й в РаЧ, оку Л и С т, мед С е С т Р а, па Ц иент.

Ход игры

Регистратура

Пациент: З д Р ав С тву Й те! Мо Ж но З апи С ать С я на п Р ием к оку Л и С ту?

Медсестра: З д Р ав С тву Й те! Вот де РЖ итева Ш та Л он. П Р оходите в кабинет.

Пациент: С па С ибо!

Кабинет окулиста

Пациент: З д Р ав С тву Й те!

Окулист: З д Р ав С тву Й те, что ва С бе С покоит?

Пациент: Я хоте Л бы п Р ове Р ить С вое Зр ение.

Окулист: Хо Р о Ш о, п Р и С а Ж ива Й те С ь, С е ЙЧ а С по С мот Р им.

Пациент садится на стул и закрывает глаза по очереди называя картинки со стены.

Окулист: У ва С хо Р о Ш ее ЗР ение! У оку Л и С тану Ж ноп Р ове Р ять С я Р а З в по Л года.

Пациент: Хо Р о Ш о, С па С ибо!

ШКОЛА

 

Оборудование:

у Ч ебникипа Р ты и С ту Л ья

 

до С како Л око Л ь Ч ик

 

ме Л

 

Предварительная работа: распределение ролей, подготовка пространства для игры, оборудования; разговор о школе.

Сценарий 1

Роли: ди Р екто Р, у Ч ите Л ь, у Ч еники.

Ход игры

Директор: З д Р ав С тву Й те, до Р огиеу Ч ите Л я и у Ч еники. По З д Р ав Л яюва СС на Ч а Л ому Ч ебного дня!

Директор дает звонок, и все садятся за парты.

Учитель: З д Р ав С тву Й те, у Ч еники, С егодня мы и З у Ч аем тему «Ц иф Р ы».

Учитель пишет на доске цифры: 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Учитель: Кто на З оветпе Р вую Ц иф Р у?

Ученики поднимают руки.

Учитель: С а Ш а, на З овипе Р вую Ц иф Р у.

Ученик: Это Ц иф Р а один.

Учитель: П Р ави Л ьно!

Учитель: Кто на З оветвто Р ую Ц иф Р у?

Ученики поднимают руки.

Учитель: Ма Ш а, на З овивто Р ую Ц иф Р у.

Ученик: Это Ц иф Р а два.

Учитель: П Р ави Л ьно!

Учитель: Кто на З оветт Р етью Ц иф Р у?

Ученики поднимают руки.

Учитель: Аня, на З овит Р етью Ц иф Р у.

Ученик: Это Ц иф Р ат Р и.

Учитель: П Р ави Л ьно!

Ученики называют все цифры. Звучит звонок с урока.

Учитель: В С емо Л од Ц ы, у Р ококон Ч ен, до С видания!

Ученики: До С видания!

Сценарий 2

Роли: ди Р екто Р, у Ч ите Л ь, у Ч еники.

Ход игры

Звучит звонок на урок.

Учитель: З д Р ав С тву Й те, у Ч еники, С егодня мы и З у Ч аем тему «Ве С на».

Учитель: С е ЙЧ а С ка Ж ды Й по о Ч е Р едина З оветп Р и З накиве С ны, на Ч инает С а Ш а.

Ученик: Я р ко С ветит С о Л ны Ш ко.

Учитель: П Р ави Л ьно!

Ученик: Р а С пу С кают С я Ц веты.

Учитель: П Р ави Л ьно!

Ученик: Появ Л яют С яна С екомые.

Учитель: П Р ави Л ьно!

Ученики называют все признаки весны.

Учитель: В С емо Л од Ц ы, у Р ококон Ч ен, дома Ш нее З адание – выу Ч ить С тихотво Р ениеп Р ове С ну, до С видания!

Ученики: До С видания!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: