Конспект НОД по Познавательному развитию (Окружающий мир)
В старшей группе
На тему «Из какой посуды раньше ели»
Цель:
· Познакомить детей с историей создания предметов посуды.
· Воспитывать в детях интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов.
· Воспитывать уважение к людям, создававшим различные предметы.
Наглядный материал:
¾ картинка — «В древнерусском доме»
¾ ложки из разных материалов: деревянные, металлические, пластмассовые
¾ различные вилки
¾ картинки сосудов - ковш, кубок, чарка.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная тема. А о чем именно мы будем говорить, узнаете, отгадав загадку:
Что поможет без труда
Приготовить нам всегда
И обед, и завтрак, ужин?
Что для этого нам нужно? (Посуда)
- Ребята, мы с вами часто говорим о том, что человеку для жизни необходимы разные предметы. Назовите предметы, без которых трудно было обходиться в первую очередь. (Ответы детей.)
- Вы правильно сказали, что в первую очередь человеку необходимы предметы для жизни: одежда, посуда, мебель. В глубокой древности, когда люди жили в пещерах, им многие предметы были не нужны. Они обходились без мебели, вместо одежды на них были шкуры животных. Еду они готовили на костре и ели руками, посуда им была не нужна.
- Но прошли годы, человек переселился в дом, и ему понадобилось много предметов. Он научился варить супы, каши. Ему понадобилась разная посуда.
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка»)
Суп мы ложками едим. (Изображаем ложку, едим)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний палец
изображают вилку)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью
взад-вперед)
- Какую посуду вы знаете? (Ответы детей.)
- На сколько групп можно разделить всю посуду? (На три.)
· Кухонная
· Столовая
· Чайная
- Но такая разнообразная посуда появилась не сразу. Посмотрите на эту картинку. Мы её уже с вами рассматривали, когда говорили о том, как освещались дома. Мы видим дом, в котором в древности жили русские люди.
- Что делает семья за столом? (Ест.)
- Сколько человек обедает? (Восемь.)
- Есть ли у каждого члена семьи тарелка? (Нет.)
- А как же они едят? (Предположения детей.)
- Еду ставили на стол в общем горшке на всю семью. Черпали ложками по очереди, не обгоняя других. Хозяин следил, чтобы кто-нибудь не прихватил сразу два куска мяса или не ел, не откусив хлеба. И гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи.
- А как вы думаете, как поступали с тем, кто нарушал порядок? (Предположения детей.)
- Некоторые из вас правильно сказали — он получал ложкой по лбу.
Физминутка «Чайник ворчун»
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд шагают на месте
Я всем напоказ выставляю живот руки на поясе, повороты
туловища вправо-влево
Я чай кипячу, клокочу и кричу: хлопки в ладоши
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу! прыжки на месте
- Посмотрите на картинку, какая посуда стоит на столе? (Горшок, миска, кружки, кувшин.)
- Вместе с людьми ест маленький котенок. Из какой посуды он лакает молоко? (Из мисочки.) Это — плошка. Плошка — маленькая мисочка.
- А чем едят все члены семьи? (Ложками.)
- Из чего сделаны ложки? (Из дерева.)
- Как вы думаете, почему ложки делали из дерева, почему ни у кого нет металлических ложек? (Предположения детей.)
- Потому что в те времена металлические ложки могли позволить себе только богатые люди. А дерево всегда под рукой. Деревянной ложкой есть удобнее, она не нагревается так, как металлическая.
- Но ложка появилась не сразу. Сначала она людям была не нужна, потому что они пили воду через край. Но когда люди научились добывать огонь, они стали готовить пищу на костре. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона руками горячо и неудобно.
- Первую ложку древний человек вытесал из камня. Она была неровная и тяжелая. Потом люди стали делать ложки из кости. Такие ложки были более гладкими и легкими. Они не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. Потом ложки стали делать из серебра. А какими ложками ели простые русские люди в давние времена? (Деревянными.)
- У каждого человека была своя ложка. Если люди уезжали куда-нибудь, они обязательно брали с собой ложку. Ложки носили в специальном футляре на поясе. Прежде чем вырезать из дерева ложку, надо было наколоть чурбачки из полена. Эти чурбачки назывались баклушами. Работа эта была совсем простой, её могли выполнить ученики мастера. С изготовлением этих баклуш связано выражение «бить баклуши».
- Вы слышали такое выражение? Когда так говорят? (Предположения детей.)
- «Бить баклуши» — значит бездельничать. Когда человек ничем не занят, обычно ему говорят: «Хватит бить баклуши».
- А есть сейчас деревянные ложки? У кого дома есть деревянные ложки?
- Посмотрите, у меня несколько таких расписных деревянных ложек. Эта роспись называется хохломской. Люди в давние времена не могли иметь красивые ложки из золота и серебра. Но они научились расписывать ложки так, что они были красивее золотых и серебряных.
- В наше время можно увидеть ложки из разных материалов. Вот эта ложка, из какого материала? (Показать.) (Из пластмассы.)
- Как выдумаете, для чего она нужна? (Накладывать салат.)
- А вот эта ложка вся в дырочках. (Показать.) Зачем она нужна? (Чтобы доставать пельмени, яйца из горячей воды.)
- А эта ложка похожа на предыдущую, но в ней одна длинная щель. (Показать.) Для чего её придумал человек? (Чтобы вытаскивать из банки огурцы, помидоры и другие соленья.)
- Из какого материала сделаны эти ложки? (Из металла.)
- А вот эти красивые, расписные ложки, из чего сделаны? (Показать.) (Из дерева.)
- Как называется роспись? (Хохломская.) Для чего нужны такие ложки? (Ими часто украшают кухню, можно накладывать салаты.)
- Вот, видите, как много разных ложек придумал человек. Люди много труда вкладывают в изготовление каждого предмета, поэтому со всеми предметами нужно обходиться аккуратно, бережно.