С тяжелыми нарушениями речи




Коррекция нарушений чтений у учащихся

 

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста.

Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.

Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.

Для учащихся с ТНР характерны определенные трудности в запоминании речевого материала. Читая предложение, особенно если оно сложное, ученик к концу чтения забывает начало. Имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Нередко случайные ассоциации активизируются в результате совпадения внешне сходных моментов (например, название текста, одинаковые имена героев), поэтому фрагмент текста перестает быть частью целого и становится исходным пунктом для своих, лишь ситуационно близких ассоциаций, часто далеко от содержания текста.

Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической зоркости полезно использовать зрительные диктанты.

Как вид работы зрительные диктанты проводятся на уроке русского языка в процессе орфографической пятиминутки. С целью достижения желаемого результата следует выполнять ряд рекомендаций по проведению этого вида работы. А именно:

1. Диктант выполняется регулярно на каждом уроке русского языка в течение 2-3 месяцев, длительность проведения этого вида работы на уроке не превышает 5 минут. В течение учебного года этот приём можно повторять 2 или 3 раза.

2. Речевым материалом диктантов является одно предложение с постепенным увеличением количества букв (знаков) в нем на 1.

3. На начальном этапе работы объем предложения составляет минимальное количество букв, конечный этап – максимальное. Речевой материал создается с учетом особенностей учащихся. их информированности об окружающей действительности, а также с учетом изучаемых и (или) уже пройденных орфографических правил. Для детей, которые не могут уложиться в положенный срок, материал предложения дробится.

4. предложение, записанное на доске, прочитывается учащимися с установкой на его запоминание. Время открытой экспозиции устанавливается учителем в соответствии с уровнем подготовленности учащихся, но не более 12-15 секунд. Количество времени открытой экспозиции необходимо постепенно сокращать.

5. В случае если ученики не запоминают содержание предложения, учитель открывает его еще раз для повторного зрительного восприятия.

6. Если отдельные ученики не запоминают речевой материал, учитель предлагает его только им, на индивидуальной карточке, или разрешает «подсмотреть», если предложение записано на доске.

7. После окончания работы предложение на доске открывается и школьники сверяют свои записи.

8. Если многие ученики не запоминают или ошибочно воспроизводят предложение, то учитель включает это предложение в работу на последующих уроках, пока полностью все ученики не воспроизведут предложение верно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: