Композиторы и исполнители Беларуси XIX начала XX века: Н.Орда, М.Ельский, Д.и В.Стефановичи, Ф.Миладовский.




Русская музыка советского периода: композиторы и сочинения. Обзор творчества С.Прокофьева и Д.Шостаковича.

Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных экспериментов 20-х к более академическому стилю Сталинского периода. Наиболее значительными композиторами были Сергей Прокофьев, Дмитрий Кабалевский, Георгий Свиридов, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян. В1932 году был основан Союз композиторов СССР, который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки.В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы. В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей.Успешно продолжали работать в 1920–1950-е годы отечественные мастера, выдвинувшиеся еще до революции: прежде всего, Мясковский – автор 27 симфоний, замечательной камерной и фортепианной музыки.К 1932 постановлением ЦК ВКП(б) О перестройке литературно-художественных организаций были отменены все виды творческих объединений, кроме унифицированных и находившихся под жестким контролем государства творческих союзов; точно так же была централизована филармоническая, издательская и научно-критическая деятельность. С этого времени до «оттепели» 1960-х годов резко сокращается общение российских деятелей искусства с зарубежным миром.Крупнейшей личностью советского периода русской музыки был Д.Д.Шостакович. В его пятнадцати симфониях, пятнадцати струнных квартетах и других камерных ансамблях, операх Леди Макбет Мценского уезда и Нос, камерно-вокальных и фортепианных произведениях в наибольшей мере отражены трагические потрясения эпохи и противоречия их осмысления русской интеллигенцией. Гораздо меньшее влияние советская атмосфера оказала на вернувшегося на родину в середине 1930-х годов С.С.Прокофьева. Хотя в его наследии немало «ангажированных» властью сочинений (например, кантата К ХХ-летию Октября, Здравица в честь Сталина, опера Повесть о настоящем человеке и др.), светлый, ясный дух прокофьевского гения, огромный опыт, приобретенный в двадцатилетие жизни за рубежом, позволили композитору сохранить творческую независимость, остаться самим собой и достичь таких творческих вершин, как балеты Ромео и Джульетта, Золушка, оперы Война и мир и Обручение в монастыре, Пятая, Шестая, Седьмая симфонии, фортепианные сонаты.

 

 

Музыкальная культура Беларуси второй половины XVII – XVIII веков: общая характеристика. Выдающиеся музыканты Я.Голанд, Э.Ванжура, М.Радзивилл, М.К.Огинский. Школьная опера и частнособственнические театры белорусских магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов).

Духовное творчество бел народа в XIV-XVIII веках выявилось в значительной степени в развитии фольклора: песенного, музыкального, хореографического. В устном народном творчестве отразились важнейшие исторические факты, народные представления, социальный опыт. Яркой образностью, поэтичностью выделяются баллады, сказки, пословицы, поговорки, где отражается природная смекалка простого народа, чувство юмора, оптимизм, где просматриваются социальные мотивы.Возникла профессиональная музыкальная культура Бел. Центрами ее распространения стали религиозные православные братства, где одним из основных предметов преподавания была музыка. В это же время получили распространение гимны на светскую и религиозную тематику — канты, отражавшие многие стороны жизни белорусского народа. Во второй половине XVII—XVIII в. существовали крепостные капеллы, которые выступали на семейных и больших публичных праздниках, и крепостные оркестры в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Ружанах, Деречине. Уникальным явлением белорусского искусства второй половины XVIII в. стали крепостные (придворные) театры. Первый в Бел крепостной театр был основан еще в 40-е г. XVIII в. в Несвиже. В нем действовали драматическая, оперная и балетная труппы. В 70-е годы XVIII в. главным центром театрально-музыкальной жизни в Бел стал Слонимский двор литовского гетмана М.Огинского. Во второй половине XVII в. в связи с развитием театра значительных успехов достигло многоголосное хоровое пение. Являясь вначале преимущественно церковным, оно вскоре внедрилось и в светскую музыкальную и театральную жизнь. Широкую известность получил крепостной оркестр в Несвиже.

Европейскую славу приобрел Слонимский театр, созданный Михалом Казимиром Огинским в 1771 г. Театр был основан в 1771 г. В нем работали профессиональные актеры из Польши, Германии, Италии, действовали хор, балет, музыкальная школа.

Среди местных композиторов — Я.Голланд, Э.Ванжура, М.Радзивилл, Р.Вардоцкий.

Ян Давид Голланд (1746 – 1827) - композитор, музыкальный деятель, преподаватель, жизненный путь которого был непосредственно связан с двумя частями Европы – Западом и Востоком. Являясь автором значительного числа произведений, среди которых 2 оперы, балет, кантаты, симфонии, клавирные пьесы и камерно-вокальные опусы, которые были написаны в разное время, в разных городах и для разных событий, он обогатил музыкальную культуру тех государств и городов, где он находился. Михал-Клеофас Огинский (1765—1833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского — известного дипломата и популярного композитора — в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей. Михаи́л Казими́р Радзиви́лл «Ры́́бонька» (1702-1762)— государственный деятель ВКЛ, Великий гетман литовский, меценат. Вместе с супругой Урсулой организовал театр, музыкальную, вокальную и балетную школы, а также оркестр народных инструментов. Эрнест Ванжура 1750, Вамберг- 1802, Петербург - русский композитор и клавесинист. По национальности чех. Написал музыку комической оперы "Храброй и смелой витязь Архидеич" (либр. Екатерины II, 1787, Эрмитажный т-р, Петербург; ставилась также под назв. "Иван-Царевич"). Другие приписываемые ему произведения (6 симфоний, струнное трио, квартеты, танцы для фортепиано) не сохранились.

 

 

Композиторы и исполнители Беларуси XIX начала XX века: Н.Орда, М.Ельский, Д.и В.Стефановичи, Ф.Миладовский.

В организации концертных вечеров и муз просвещении населения важную роль сыграли минские муз-ты братья Доминик и Викентий Стефановичи, с 1803 г. на протяжении нескольких десятилетий дирижировавшие городским оркестром. Муз таких оркестров можно было послушать в городском саду, она звучала и на площадях, в частных домах, парках, на музыкально-танцевальных вечерах в дворянском кругу и гимназиях.

Михаил Ельский (1831-1904) выдающийся деятель музыкального ис-ва Бел 2 половины ХIХначала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой Ruch Muzyczny, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой бел фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского муз общ-ва (1880) первой на территории Бел муз-общественной организации.

Наполео́н О́рда (1807 - 1883),польский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог. Автор полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов. Составил «Грамматика польского языка для французов», Париж, 1856; издал («Грамматика музыки», Варшава, 1873) и альбом видов губерний Гродненской, Виленской, Минской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской, материал для которого собрал во время своих путешествий.

Обучался игре на фортепиано у Ф. Шопена, дружил с А. Мицкевичем. В середине 1840-х годов был директором Итальянской оперы в Париже.

Создавалась благоприятная творческая атмосфера для написания бел композиторами новых произведений. Пианист, композитор и педагог Флориан Миладовский, написал оперетту «Конкуренты» (в Минске поставлена в 1861 г.), сочинил пленивший публику «Полонез» для фортепиано. Флориан Миладовский был не только композитором, дирижером, исполнителем, но и общественным деятелем: совместно с Монюшко открыл Общество святой Цецилии в Вильно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: