Понятие знака. Языковой знак. Язык как знаковая система и общественное явление. Функции языка




Заместителями предметов, явлений, действий, любой информации выступают системы определенных элементов - знаков. Знак – материально выраженный объект, который является носителем информации. Система - объединение знаков, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Существуют разные знаковые системы. На­пример, система знаков азбуки Морзе, система знаков, используемых в язы­ках программирования, система корректорских знаков, используемых при правке текстов, подготавливаемых к изданию, сигналы светофора, знаки дорожного движения, системы символов в математике, физике, химии, мимика, жесты.

Знаки – это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл – означаемое, способ выражения – означающее. Например, раздается вой сирены (означающее – звуковой сигнал, означаемое – опасность); на флаге черная лента (означающее – цвет, означаемое – траур).

Язык – это тоже система знаков. Особенности языковой системы:

1) универсальность, т.е. способность выражать практически неограниченные типы содержания;

2) неоднородность языковых единиц (части речи);

3) дина­мизм (постоянное, хотя и не­равномерное изменение самого языка, его состава и внутренних правил. Выделе­ние документной лингвистики является одним из значимых подтвержде­ний динамизма языковой системы);

4) открытость языковой системы проявляется в постоянном изменении состава элементов языковой сис­темы (появление новых языковых единиц и устаревание);

5) нежесткость языка (поте­ря или разрушение какого-либо элемента не приводят к цепной реакции, проявляющейся в изменениях других элементов). Наиболее явным образом нежесткость языка заметна в лексике;

6) иерархичность (подчинение одних языковых единиц другим);

7) способ­ность развиваться по собственным законам. На развитие языка сильно влияют условия жизни общества, экономические, социальные и культурные стороны его существования оказывают различные воздействия на элементы и отношения языковой системы.

Язык как система состоит из следующих единиц, различных по образованию и функционированию: звук, морфема, слово, фразеологизм, словосочетание, предложение, текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (звуки) объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языка Единицы языка Уровни Разделы
Фонемы звуки, фонемы фонетический фонетика
Морфемы морфемный морфемика, словобразованиеоразование
Слова лексический лексикология
Фразеологизмы фразеологический фразеология
Формы и классы слов морфологический морфология
Словосочетание и предложение синтаксический синтаксис

Морфологию и синтаксис традиционно объединяют в грамматику - раздел языкознания, обозначающий изменение слов, строение словосочетаний и предложений.

Лексикография изучает теорию и практику составления словарей.

Основные функции языка:

- коммуникативная (язык является средством общения);

- когнитивная (познавательная, гносеологическая), язык - важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека;

- аккумулятивная, или кумулятивная - функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций, культуры народа, его истории;

- эмоциональная, или эмотивная: язык выражает внутреннее состояние человека, его эмоции, чувства;

- волюнтативная - функция призыва,воздействия на слушателей, побуждения к тем или иным действиям;

- магическая функция - функция усвоения адресатом информации, связанная с сопереживанием (магическая сила заклинаний и проклятии, рекламные тексты);

- фатическая (контактоустанавливающая) - функции создания и поддержания

контакта между собеседниками в свободном общении (формулы приветствия при встрече, обмен репликами о погоде и т.п.) Общение происходит ради общения и в основном направлено на установление и поддержание контакта;

- метаязыковая (речевого комментария) – функция истолкования языковых фактов реализуется на учебных занятиях, в словарях, учебной и научной литературе, в разговоре с ребенком, иностранцем;

- этическая – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, слова, предложения. Речь начинает восприниматься как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект.

Являясь важнейшим средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. О тесной связи языка и общества свидетельствует: 1. Происхождение языка. Основная причи­на возникновения языка - это потребность первобытных людей в общении, которое требова­лось в коллективной трудовой деятельности. Таким образом, зарождавшееся человеческое общество создало язык, а язык обусловил возникновение и развитие этого общества. 2. Любые исторические изменения в жизни общества вызывают изменения в языке. Октябрь­ская революция привела к коренным преобразованиям в государственном и экономическом устройстве страны. Было создано мощное тоталитарное государство СССР. Это нашло от­ражение и в языковых процессах: с одной стороны многие, слова в одночасье стали историз­мами, уходя и пассивный запас языка (царь, дворянин, купец, лавочник), с другой стороны - словарный состав русского языка начинаем интенсивно пополняться новыми словами, отражающими новые государственные и общественные реалии (нэп, большевик, пионер, комсомолец).Активно переименовываются многие топонимы (названия улиц, городов). Период перестройки стал мощным толчком для социальных изменений в России: распад СССР, восстановление Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизация общества, утверждение гласности. Все эти перемены не могли не затронуть и языковую систему. Появились новые слона и актуализировались многие устаревшие (бизнес, коммерция, менеджмент, губернатор, гимназия, лицей и мн. др.). 3. Расслоение языка на подсис­темы, которые используются рапными социальными группами. Это территориальные диалек­ты, которые используются в качестве средства общения людьми, проживающими на опреде­ленных территориях и сельской местности, и социальные жаргоны - варианты языка, упот­ребляемые членами отдельных профессиональных и социальных групп. 4. Языковая политика государства - совокупность принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в государстве. Это определение государственного языка, издание нормативных словарей и справочников, разнообразная деятельность, направленная на повышение культуры населения страны в области владения языком.

Формы языка

Национальный язык – это язык нации. Нация - исторически сложившаяся общность людей, объединенных единством территории, экономики, психологического уклада и языка.

Русский язык – это национальный язык русского народа. По своему происхождению он относится к индоевропейской семье языков, славянской ветви, восточнославянской подгруппе.

Русский язык выделился из древнерусского (восточнославянского) в самостоятельный язык наряду с украинским и белорусским в 14-15 вв. После распада Киевской Руси отдельные феодальные земли вошли в состав разных государственных образований. Территории нынешних Украины и Белоруссии отошли со временем к Польско-Литовской унии, земли же, на которых собственно русский язык. Объединились вокруг Москвы. На территории Московской Руси существовало два наречия: северновеликорусское (наиболее характерные черты – оканье и взрывной г) и южновеликорусское (аканье и фрикативные г). Москва, оказавшись в 16-17 вв. на границе двух наречий, послужила местом, где сложился своеобразный говор, который впитал особенности обеих групп наречий и постепенно стал образцовым. В 17 веке язык великорусской народности преобразуется в русский национальный язык, в котором устанавливаются определенные литературные нормы. В формировании русского литературного языка большой вклад внесли писатели, ученые и общественные деятели: М.В.Ломоносов, Н. М.Карамзин, А.С. Грибоедов, А. С. Пушкин и др

Многонациональный состав России предполагает множество нацио­нальных языков. В этих условиях один из языков приобретает статус го­сударственного. Иногда по разным историко-политическим причинам в качестве государственных могут выступать два или даже более языка. В некоторых ситуациях государственные языки называют официальными языками. Это язык многонационального государства, историче­ски избираемый этим государством как язык, представляющий государст­во на арене международного сотрудничества, как язык, закрепленный для использования при создании государственных документов, документов официальных государственных учреждений, общественных институтов представляющих страну, а также документов органов регионального и ме­стного уровня. Государственный язык или языки закрепляются конститу­циями государств.

В соответствии со статьей 68 Конституции РФ (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. За русским языком закреплены все необходимые для государственного языка социальные функции – в сфере делового общения, образования, науки, в СМИ, в судопроизводстве и т.д. В этих сферах использование русского языка регулируется законом и поддерживается государством. Статус государственного языка требует от его носителей особой ответственности в соблюдении норм литературного русского языка.

В РФ русский язык является языком меж­национального общения, т. е.языком-посредником в общении представителей разных национальностей.На международной арене выступает в качестве языка международного общения. В качестве официальных международных языков ООН утверждены английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Безусловно, в рече­вой практике роль этих языков как международных проявляется в различ­ной степени. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), созданная в 1967 году в Париже, усилиями специалистов, представляющих разные страны, активно способствует тому, чтобы поддержать статус русского языка как международного. Эти действия особенно актуальны в связи с некоторым спадом интереса к русскому языку, который наблюдался с конца 20 столетия.

Язык представлен в разных формах: литературный язык, жаргон, диалект, просторечие. Диалект- форма национального языка, которая используется на определенной территории. Жаргон – форма национального языка, употребляемая представителями определенных социальных и профессиональных групп. Просторечие - слова, выражения, грамматические формы и конструкции, свойственные малообразованным носителям языка и представляющие собой нарушение языковых норм.

Высшей формой национального языка является литературный язык – это язык, обработанный «мастерами слова» и нормированный. Он является важнейшим для жизни страны: на нем осуществляется вся государственная деятельность, работа административных и законодательных структур, средств массовой информации, образование. Именно литературный язык является государственным языком.

Основные признаки литературного языка:

1. Обработанность языка, т.е. «отбор всего лучшего, что в нем есть… и дальнейшее любовное развитие этого лучшего» (А.М. Горький).

2. Нормативность – это наличие определенных языковых норм, т.е. правил, образцов произношения, написания, употребления.

3. Кодифицированность - отражение норм в словарях и справочниках.

4. Наличие устной и письменной формы.

5. Наличие функциональных стилей (в зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются разновидности литературного языка, функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный);

6. Вариативность языковых единиц. Существует на всех уровнях языковой системы: фонетическом (конечно – коне/ш/но), словообразовательном (мамочка, мамуля), лексическом (мокрый, влажный, сырой), фразеологическом (кот наплакал, с гулькин нос, капля в море)., морфологическом (в цехе – в цеху), синтаксическом (Стоит мороз. Стоят морозы.). Вариативность языковых единиц свидетельствует о богатстве литературного языка;

Понятие современный русский язык употребляется в разных значениях. В широком понимании термина «современный», которое в лингвистической литературе преобладает, это язык «от Пушкина до наших дней». В последние годы появились точки зрения на возможность сужения исторического периода, к которому принято относить понятие современный русский литературный язык. Так, известный ученый М.В. Панов предлагает считать современным язык середины – второй половины 20 в. В ряде лингвистических источников современным называют язык 20 в., разграничивая в нем два хронологических периода: с октября 1917 г. по апрель 1985 г. и с апреля 1985 г. по настоящее время.

 

Язык и речь. Виды речи

В процессе бытового общения термины язык и речь часто не различают.

В научном рассмотрении понятий язык и речь требуется их разграничение.

Язык и речь противопоставлены по следуют им параметрам:

- язык - это средство общения, а речь - это реализация языка;

- язык абстрактен, формален; речь материальна;

- язык стабилен; статичен; речь активна и динамична, для неё характерна высокая вариативность;

- язык является достоянием общества, внем отражается картина мира говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

- для языка характерна уровневая организация, основанная на иерархии; речь имеет

линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

- язык независим от ситуации и обстановки общения; речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи слова могут приобретать ситуативные значения, которые в языке отсутствуют (отговорила роща золотая березовым веселым языком ).

Понятия «язык» и «речь» соотносятся, таким образом, как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны. Чтобы в этом убедиться, достаточно представить себе, что существует некий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ничего, что было бы написано на этом языке раньше. В этом случае мы не могли бы знать о его существовании. Но и речь не может существовать бет языка, поскольку речь - это практическое использование языка. Язык необходим, чтобы речь была понятной, без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.

Виды речи могут различаться по не­скольким основаниям.

Противопоставляются друг другу речь внутренняя и речь внешняя. Внутренняя, или мысленная, является речью «про себя», она не озвучена и не передана с помощью знаков письма. Обычно внутренняя речь монологична, она протекает с большей скоростью, чем внешняя, использует не только естественный язык, но и системы образов, смы­словых схем.

Разновидностями речи являются ее монологическая и диалогиче­ская формы. Диалогическая речь предполагает наличие двух участников коммуникации и обмен репликами. Монологическая речь — форма речи, при которой не предполагаются ответные реплики.

Внешняя речь представлена устной и письменной речью.

Параметры различий Устная речь Письменная речь
Форма реализации Звучащая Графически оформленная
Отношение к адресату Наличие собеседника, реакция которого позволяет изменять ход и содержание речи Отсутствие собеседника
Характер порождения формы Спонтанность, неподготовленность, отсутствие возможности редактирования Подготовленность, возможность редактирования
Характер восприятия Слуховое восприятие. Воспроизведение возможно только с помощью ТС Зрительное восприятие. Неограниченные возможности воспроизведения
Выразительность Звуковая выразительность: интонация, темп, сила и др. Отсутствие выразительности
Нормы Орфоэпические Орфографические, пунктуационные

Документная коммуникация связана с письменной фор­мой речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: