ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ




М.А. Артамонов – учитель истории и обществознания,

ГБОУ Школа 1795,

Москва, Россия

E-mail: mihail.artamonoff2015@yandex.ru

Аннотация: Статья посвященапроблеме формирования у учащихся мотивации к изучения нового материала. Предлагаются различные нестандартные приемы по формированию мотивации в начале урока.

Ключевые слова: мотивация, актуализация, целеполагание.

TECHNIQUES OF MOTIVATION OF STUDENTS IN HISTORY LESSONS

M. A. Artamonov – teacher of history and social studies,

Moscow, Russia

E-mail: mihail.artamonoff2015@yandex.ru

Abstract: the Article is devoted to the problem of formation of students ' motivation to study new material. We offer a variety of non-standard methods for the formation of motivation at the beginning of the lesson.

Key words: motivation, actualization, goal-setting.

К современному уроку предъявляется большое количество требований. Такие как сочетание фронтальной и групповой работы, организация учебного сотрудничества между участниками урока, использование современных образовательных технологий деятельностного типа и т.д. Реализация этих и других требований на практике напрямую зависит от включенности учеников в урок.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит следующие требования к результатам освоения основной образовательно программы: личностным – «…сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности…»; метапредметным – «…самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности…»[1]. Реальность и требования Стандартов ставят во главу угла посильную мотивированность ученика, следовательно, делают основной акцент при проектировании и планировании урока на этап актуализации и целеполагания, как отправной точки предстоящей деятельности учителя и ученика. Интерес к предмету и материалу будет только тогда, когда изучаемый материал пройдет этап самоактуализации в сознании ученика. В самом начале урока необходимо создать условия для осознания учеником личностного смысла через проблемный диалог. Очень важно, чтобы как можно больше учащихся включились в активную познавательную деятельность на уроке. И не менее важно поддерживать этот интерес и мотивацию в течение всего урока[2].

М.М. Поташник отмечает в своих работах, что интерес к учению у ученика отбивает постоянная рутина, однотипность уроков[3]. Он предлагает уходить от ежедневных шаблонных комбинированных уроков путем внесения в них разнообразия. Такими же рутинными становятся и ежедневные этапы урока. Это касается в том числе этапа актуализации и целеполагания. Частое обращение к проблемному вопросу или постановке проблемной ситуации через цитаты, мнения историков и видео вновь рождают на свет предсказуемость на уроке, а значит притупление восприимчивости к подаче материала и постепенное безучастие или пассивность школьников на занятии.

Предлагаю расширить количество приемов на этапе актуализации и целеполагания уроков истории, что несомненно «освежит» их и замотивирует учащихся на совместную работу по изучению нового материала.

1. Анализ картины или иллюстрации. Казалось бы, что этот прием давно известен, но в практике зачастую он используется не полностью. Очень часто учитель через знакомую картину выводит учащихся на тему урока, когда можно гораздо шире поработать даже с одним изображением. По Всеобщей истории эпохи Возрождения широкий спектр вариантов работы представляют картины Рембрандта, Брейгеля и других деятелей эпохи. В 1559 году П.Брейгелем была написана картина «Фламандские пословицы». В ней автор визуально изобразил около ста пословиц своего времени. Если принять во внимание, что эпоха Возрождения в культурном плане стала фундаментом современной Европы, то при изучении этой темы можно оттолкнуться от анализа этой картины и, н-р, выдвинуть гипотезу, или найти связь между сюжетом XVI века и современностью.

2. Представить в начале урока цитаты из школьных учебников за разные годы, посвященные изучаемому событию. Для начала урока по Великой Российской революции можно подобрать цитаты минимум трех поколений школьных учебников (советского периода, России 90-х годов и современного). Несомненно, такое начало заинтересует учеников и сделает изучение одной из сложных тем отечественной истории посильным с точки зрения мотивации на ее изучение.

3. Порассуждать над названием темы урока. В начале урока по Первой мировой войне (урок на практике превращается в составление простой хронологической таблицы по теме) изменить название темы, но так, чтобы из нее можно было вывести вопросы, ответы на которые станут планом работы на уроке. Например, «Первая мировая война как способ изменения расстановки сил на планете». Вопросы, формулируемые учениками и корректируемы учителем, могут отражать следующие пункты изучения темы: размах, способы решения международных конфликтов, расстановка сил до и после войны, последствия.

4.Сравнение памятников архитектуры (скульптуры). Сравнение материальных памятников по эпохам, авторам, стилям на этапе целеполагания задает нестандартную атмосферу в самом начале урока. При изучении тем, посвященных революциям в разных странах, можно предложить учащимся ответить на вопросы (естественно, все слайдовые иллюстрации памятника заранее готовятся учителем): известно ли им знаменитая статуя Свободы? А сколько их вообще? А где они расположены? Почему именно в этих странах? В чем между ними отличия? Поиск ответов на эти и другие вопросы и станет смыслообразующим началом соответствующих уроков.

Или сравнение памятников историческим личностям. В Мире можно найти сотни памятников тем или иным деятелем эпохи. Если их сопоставить, то мы увидим, что разные памятники раскрывают разные стороны исторических деятелей, а это и есть пища для размышлений на уроке, который посвящен роли исторической личности в истории своей страны (Наполеон, Петр Великий, Авраам Линкольн и другие).

5. Понять прозвище правителя в контексте проводимых им преобразований. Почему и за что дал народ прозвище своему руководителю. Если Грозный, то почему и какой смысл вкладывали современники? Если Великий, то кто так назвал, благодарный народ (знать) при жизни правителя или потомки?

6. Начать урок истории с мелодии. Это может быть классическая мелодия, военный марш или музыка религиозного характера, которые являются прямым свидетелем своей эпохи, но из которых очень сложно и в тоже время интересно извлекать факты исторической действительности, дополняя их достоверность (или опровергая) иными источниками. Например, военный марши Великобритании и Франции времен войн Наполеона Бонапарта. В них тревога или уверенность? Темп передает настроение воюющих сторон? И т.д.

7. Отрывок художественного произведения (проза, стихи), который неоднозначен в трактовке (смысл которого скрыт от прямого прочтения). Предложить ученикам в начале урока сделать предположение, что же имел ввиду автор. И в течение урока с привлечением дополнительного материала раскрыть авторский замысел произведения.

8. Абстрагированное начало урока. Урок по истории может начинаться с материала из другой дисциплины, где смысл такого отступления становится понятным к концу урока. Выход на обозначенную тему урока происходит постепенно через диалог. Начало урока может взято из биологии, где на знакомом материале появления и развития организмов идет плавный переход на сравнение этого процесса с появлением и развитием государств. Закономерно в таком случае уточнить, что существует несколько мнений и оценок о зарождении такого явления как «государство». В данном примере сравнения государства и организмов в живой природе отражает точку зрения Л.Гумилева на процесс этатизма.

9. Использование карикатур на события или личности. Можно использовать ряд карикатур на Европу, чтобы проследить ход геополитических процессов. Можно использовать сатирические карты Андре Беложа, Харви Уильяма и других. Через сопоставление и анализ карикатур можно выяснить политическую расстановку сил на континенте, зоны влияния и интересов стран, а также поразмышлять над тем, почему авторы изобразили те или иные страны в виде диких зверей (в ходе урока опровергнуть или подтвердить «зверские» намерения государств), выявить причины конфликтов между странами.

10. Анализ и сопоставление политических карт. Для временной и пространственной локализаций событий, изучаемых на уроке, можно использовать карты для наглядного сопоставления «до» и «после». Почему так получилось? Можем ли увидеть, кто остался не удел по итогам протекавшего явления? Кто мог быть заинтересованым в изменении границ? Сравнить, можно карты Европы 1789 года и по итогам Венского конгресса в 1815 году.

11. Использование статистики на уроках истории. Отправной точкой в начале урока может быть диаграмма или статистическая таблица, данные которой при подробном анализе помогут поставить основные вопросы, на которые и будут отвечать учащиеся в ходе урока с привлечением дополнительного материала.

12. «Говорящая» топонимика. В течение истории многие географические объекты меняли не раз свое название. Начав урок с прошлого той местности на которой сейчас проживают учащиеся, или задав вопрос почему тот или иной народ носит название местности, на которой он не проживает, можно с первых минут занятия добиться включенности в задачи урока всех учеников класса.

Предложенные приемы работы не являются исчерпывающими на этапе актуализации и целеполагания, но создают яркие запоминающиеся образы. Исторические представления, создаваемые предложенными приемами работы и зависящие от учителя организационные формы работы, надолго сохраняют в памяти ученика изучаемый материал, что избавляет от многократного повторения пройденного, как неэффективного способа запоминания и усвоения содержания предмета история[4].

 

Примечания


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.М.2018.

 

[2] Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования.М.2015. С.82-83.

 

[3] Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие.М.2013. С.21.

 

[4] Фридман Л.Н. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.М. 2004.С.94-97.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: