Машинным отделением считается пространство от верхней кромки киля до предельной линии погружения, ограниченное при этом крайними основными поперечными переборками и включающее пространства, предназначенные для главных и вспомогательных механизмов, котлов, если они имеются, и постоянные угольные ямы..."
Машинное отделение -- помещение или помещения на судне, предназначенные для размещения машин и механизмов, обеспечивающие его движение.
Машинное отделение (МО), как правило, располагается в кормовой части судна, а на пассажирских, грузопассажирских и буксирных судах – ближе к их средней части.
Оборудования машинного отделения:
1) Главные двигатели -- двигатели, предназначенные для приведения в действие движителей и/или оборудования, обеспечивающего основное назначение судна.
2) Вспомогательные двигатели -- первичные двигатели судовых генераторов тока, двигатели привода грузовых, пожарных насосов и т. д.
3) Насосы - используются на судах для выкачивания вязких жидкостей с хорошими смазочными свойствами, таких как масло, топливо и т. д.
4) Котлы. На теплоходах устанавливаются водотрубные и огнетрубные вспомогательные паровые котлы, а также утилизационные и водогрейные котлы.
5) Судовые компрессоры - применяются как для хозяйственных нужд, так и для запуска дизелей.
6) Машинное отделение -- помещение или группа помещений, в котором(ых) размещены элементы энергетической установки (главные и вспомогательные), ремонтные площадки и мастерски
Характерным примером одновальной установки с малооборотным дизелем и кормовым расположением машинного отделения является энергетических установок танкера «Победа» дедвейтом 68 000 т (рис. 2.7). Объем автоматизации энергетических установок судна соответствует классу автоматизации А1 Регистра СССР. В качестве главного двигателя установлен дизель отечественной постройки 7ДКРН 80/160-4 (Nе = 12 360 кВт, n = 122 об/мин). Судовая электростанция включает три дизель-генератор марки ДГР 500/500 (Nе = 500 кВт), один утилизационный турбогенератор ТГУ-800 (Nе — 800 кВт) и один аварийный дизель-генератор марки ДГФА 100/1500Р (Nе = 100 кВт).
|
В составе энергетических установок предусмотрена специальная вакуумная конденсационная установка ВКУ 250/0,35. Для обеспечения энергетических установок сжатым воздухом в машинном отделении установлены два автоматизированных электрокомпрессора марки ЗЗК-420/32 (производительность Q = 420 м3/ч) и один марки ЗК-140/32 (производительность Q = 140 м3/ч), подающий воздух под давлением 3 МПа. Для очистки тяжелого топлива установлено два самоочищающихся сепаратора марки MARX 309, а для сепарации масла и дизельного топлива три сепаратора MARX 207. Системы охлаждения главного двигателя и вспомогательным дизелем выполнены раздельно с самостоятельными насосами (по два на каждую систему, один из насосов — резервный).
В машинное отделение размещены паротурбинные приводы грузовых и зачистных насосов и электроприводы балластных насосов. В машинном отделении расположены также подъемно-транспортное оборудование, механическая мастерская, ремонтный инструмент и запасные части.
Машинное отделение судов смешанного плавания характеризуются большой насыщенностью оборудованием из-за ограничений высоты борта, осадки и ширины корпуса. Дополнительные трудности при размещении механизмов в машинное отделение создаются в связи с принятым для большинства судов кормовым расположением машинное отделение, где обводы корпуса значительно сужены. Удельная площадь, занимаемая механизмами энергетических установок, составляет в среднем 0,13 м2/кВт, а удельная масса энергетических установок равна 80—140 кг/кВт. На судах смешанного плавания применяются в основном двухвальные энергетических установок с винт фиксированного шага. Как правило, среднеоборотный дизель применяют в диапазоне агрегатных мощностей от 600 до 1900 кВт [отечественные дизели типов ДР 30/50, ЧРН 36/45, ЧРН 18/22, а также дизели SKL марок NVD36U, NVD48U, 8NVD48A-2U (ГДР), 6L275 и 6L275/III (ЧССР)].
|
Расположение механизмов и оборудования в машинном отделении: 1 - главный двигатель; 2 - валогенератор; 3 - редуктор; 4 - вспомогательный дизель генератор № 1; 5 - вспомогательный дизель генератор № 2; 6 - компрессор для производственных нужд; 7 - топливный сепаратор; 8 - масляный сепаратор; 9 - компрессор; 10 - сжатый воздух.