Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста




Тема 1: РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

План:

1 Вопрос: Понятие время

2 Вопрос: Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста

3 Вопрос: Содержание работы по развитию представления о времени у детей дошкольного возраста

4 Вопрос: Приёмы работы в разных возрастных группах по развитию представлений о времени

 

Литература:

1. Т. Д. Рихтерман «Формирование представления о времени у детей дошкольного возраста»

2. * Р. Л. Непомнящая «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста»

3. А. А Белошистая статья Журнал дошкольное воспитание №3 2008 г. «Время и его измерения»

4. З. А. Михайлова «Теории и технологии математического развития дошкольников» раздел «Время»

5. А. А. Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» раздел «Время»

 

Время и его особенности

 

Время - одно из важных составляющих реальности, в которых мы все существуем; все события протекают во времени

Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность

Время является сложным философским понятием, рассматривается как форма существования материи, которое отражает развитие природы, общества и человеческого сознания

Само понятие происходит от древне русского слова - «веремя», что значит вращение

Понятие включает в себя: длительность событий и явлений, прерывность и непрерывность их, ритмичность, периодичность, связь настоящего с прошлым и будущим.

Особенности время:

1. время характеризуется текучестью (самая маленькая единица времени не может повториться)

2. время необратимо (прошлое, настоящее и будущее не могут поменяться местами)

3. время недоступно непосредственному созерцанию (т.е. его не видно, не слышно, оно не имеет наглядности)

4. со временем нельзя совершать никаких действий, любые действия протекают во времени, но не во времени (время можно только прожить)

5. словесные обозначения времени условны, относительны, имеют переходный характер (перетекают от одного к другому: сегодня перетекает во вчера, утро незаметно перетекает в день и т.д.)

Время - это направленная величина - вектор. Данная величина упирается на систему эталонов (сек, мин, час, сутки, неделя, месяц, год)

Год состоит из: 365 суток 5 часов 48 мин 46 сек

 

Каждая из единиц времени имеет определённое числовое выражение

1 мин=60 сек, 1час=60 мин, 1 сутки=24 час и т.д.

Время может быть раздражителем, как и свет, звук и температура, хотя у человека нет специального анализатора для восприятия времени

Особую роль восприятия времени играет слуховой, мышечный (кинестетический) анализатор и внутренние ощущения самого человека (ритм сердца, движения)

 

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста

 

«Как во всяком восприятии основу времени составляет чувственное восприятие, где мышечный и слуховой анализатор играют ведущую роль» (И. М. Сеченов)

По мнению И. П. Павлова, у человека ориентировка во времени опирается на первую и вторую сигнальную системы и превращают в сложный процесс восприятие времени.

У человека существует две формы отражения времени:

а) непосредственное ощущение длительности на базе чего вырабатывается условный рефлекс

б) собственное восприятие времени

Непосредственное ощущение длительности - восприятие времени без вспомогательных средств

Собственное восприятие - более сложное отражение, которое заключается в использовании единиц измерения

Обе формы связаны между собой. Например, чувство времени - соединение всех фактов вместе

Психологи отличают трудности восприятия времени детьми раннего и дошкольного возраста

Причины:

ü специфические особенности времени как объективной реальности

ü несформированность у ребёнка механизмов познания времени

ü небольшой опыт проживания жизни во времени

ü особенности детского мышления и познавательной деят-ти в раннем и дошк. возрасте

Трудности в освоении времени носят объективный и субъективный характер:

T живя во времени, реагируя на него ребёнок не осознаёт время, не пользуется соответствующими категориями, это начинает происходить постепенно

T у маленького ребёнка настоящее господствует над прошлым и будущим, он не может долго ждать

T дети часто игнорируют логику событий

T дети трудно ориентируются в давно прошедших событиях

T детям трудно даётся осознание слов, обозначающих временные отношения. Речевое отражение категории времени начинается примерно с 1,5 лет, но дети ещё часто допускают ошибки, особенно прошедшего и будущего времени

T время детьми воспринимается через движение или какую-либо деятельность (например, днём - кушаем и спим)

T разные по значению временные понятия могут быть совмещены, дети не замечают различий - день/сутки, полдень/полночь, рассвет/сумерки

T в активном словаре ребёнка нет слов для обозначения возраста человека, т.е. возраст человека очень трудно определяется

Вывод:

При целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста усваивают не только отдельные единицы времени, но и учатся их использовать в практической и интеллектуальной деятельности.

 

Содержание представлений о времени у детей дошкольного возраста

 

Возр. гр. Временные категории Задачи
2 мл.гр. · сейчас, теперь, сначала-потом, рано-поздно (раньше-позже) · день-ночь, утро-вечер · «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи» · Дать представление о частях суток
средняя гр. · до-после, долго (дольше), скоро (скорее), прежде, давно-недавно, быстро-медленно, часто-редко, сию минуту · «сутки» - утро, день, вечер, ночь · есть, было, будет, сегодня, вчера, завтра · Сформировать представление о понятие «сутки» · Дать представление о понятии «вчера», «сегодня», «завтра»
старшая гр. · сутки, неделя · название дней недели, месяцев · календарь · Дать представление о календаре и последовательности месяцев · Познакомить с понятием неделя, последовательностью дней недели · Расширить представление о временах года
подг. гр. · сумерки, на рассвете, полдень-полночь · малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка, старше-моложе · называют число, день недели, месяц, год · в прошлом году, в этом году, в будущем году · секунда, минута, час · наручные часы, настенные, часовая и минутная стрелка, циферблат, секундомер, будильник, солнечные и водные часы · Развивать представления о календарном годе · Закрепить представления о понятии сутки, неделя, последовательности месяцев, дней недели · Формировать «чувство времени» · Дать представление о возрастных изменениях человека · Дать представления о приборах измерения времени

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: